Создание условий для поддержки культурных практик и инициатив детей
статья ( группа) на тему

Оксана Александровна Билько

Данный материал будет полезен педагогам ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Создание условий для поддержки культурных практик и инициатив детей»

Притча «Уроки бабочки».

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Как важно научить ребёнка быть самостоятельным в соответствии с его возрастом. Современное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.

Среди культурных практик можно выделить следующие: манипуляция с предметами, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игра, поисково-исследовательская деятельность.

Культурные практики могут формироваться во взаимодействии  ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.

         Самостоятельность -  это не только выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определения собственной задачи и способов ее решения, но и свобода поведения.

Зачем нужны культурные практики?         Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития творчества, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы.

Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

У педагога, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Среди таких компетенций выделяются следующие:

- организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности;

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности;

- создание ситуации выбора для дальнейшей социализации ребенка;

- вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.

Современному педагогу необходимо осознавать, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности  ребенка. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребенка. Задача педагога помочь ребенку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой ребенок может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определенными способами деятельности, а значит, встать на позицию ребенка и инсценировать детскую инициативу.

Включаясь в разные виды деятельности, ребенок стремиться познать, преобразовать мир самостоятельно за счет возникающих инициатив. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться все сразу показывать и объяснять. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребенком и важнейшим фактором развития детской инициативы является развивающая предметно-пространственная среда, насыщенная социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующая формированию таких качеств личности, как активность, инициативность, доброжелательность и др. Среда дошкольной группы должна отвечать принципиальным позициям ФГОС ДО, т.е. необходимо обеспечить:

- учет специфики дошкольного детства и поддержки его разнообразия;

- сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства;

- обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства;

- благоприятную социальную ситуацию развития;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей.

Групповое помещение необходимо представить развивающими центрами, которые позволяют обеспечить как самостоятельную деятельность детей, так и совместную деятельность педагога и ребенка. Содержание развивающих центров  соответствует возрастным и индивидуальным интересам, потребностям и возможностям детей.

Материалы развивающих центров обеспечивают каждому ребенку потребность в исследовании окружающей действительности, построении собственной картины мира и определении собственного места в нем. Специально организованная развивающая предметно-пространственная среда обеспечит реализацию культурных практик детей (общения, игровой, сотрудничества и др.) влияющих на становление индивидуального стиля жизнедеятельности.

В процессе проектирования развивающей предметно-пространственной среды следует учесть необходимость осуществления культурно-исторического, системно-деятельностного и гуманитарного подходов, обеспечивающих реализацию культурных практик в самостоятельной деятельности детей и формирование инициативы детей.

Возвращаясь к ФГОС ДО п. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности

С целью развития культурных практик построение развивающей предметно-пространственной среды должно быть подчинено принципам:

Принцип информативности — предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

Принцип полифункциональности — предусматривает обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

Принцип трансформируемости — обеспечивает возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Принцип педагогической целесообразности — позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Принцип вариативности — позволяет преобразовывать, обновлять среду с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности материалами.

Принцип доступности — предполагает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности и стимулирующим развитие самостоятельности ребенка.

В культурных практиках воспитателем должна быть создана атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий в ДОУ для реализации творческих инициатив

Создание условий в ДОУ для реализации творческих инициатив...

Создание условий в ДОУ для порождения педагогических инициатив

Обучаясь  на специальность "Менеджмент в образовании", разрабатывала и реализовывала управленческий проект. Предлагаю презентацию и текст  защиты проекта....

Создание условий для поддержки культурных практик и инициатив детей

Данный материал будет полезен педагогам ДОО...

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Поддержка инициативы и самостоятельноти у детей дошкольного возраста....

Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей

Мастер - класс для педагогов "Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности  детей"...

Консультация для педагогов на тему: «Культурные практики познавательного развития детей дошкольного возраста» (использование квест – игр создание макетов).

Консультация для педагогов на тему: «Культурные практики познавательного развития детей дошкольного возраста» (использование квест – игр создание макетов)....


 

Комментарии

Очень интересная тема. Спасибо за предоставленный материал.