Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Мастер - класс для педагогов ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Создание условий для поддержки творческой, инициативы и самостоятельности детей»
Слайд 1 | В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. |
Слайд 2 | Свой мастер-класс я хочу начать с определения понятия что такое условие – это среда которая состоит из различных центров или зон (фото группы) |
Слайд 3 | Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Что такое творческая Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях (Советский энциклопедический словарь) Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. |
Слайд 4 | В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет выбирать деятельность, соответствующую собственному желанию, включаться в разговор, предлагать интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свою деятельность развивается постепенно. |
Слайд 5 | «Творческая инициатива» - включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Для поддержки детской инициативы и творчества необходимо создать условия, учитывающие следующие факторы:
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения
|
Слайд 6 | Обратите внимание на этот слайд – существует Три уровня творческой, познавательной инициативы: Инициативная личность развивается в деятельности! А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности Поэтому Для поддержки детской инициативы необходимо:
|
Слайд 7 | Важнейшим фактором развития детской инициативы является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда (ППРС) |
Слайд 8 | В процессе проектирования развивающей предметно-пространственной среды следует учесть необходимость осуществления культурно-исторического, системно-деятельностного и гуманитарного подходов, обеспечивающих реализацию культурных практик в самостоятельной деятельности детей и формирование инициативы детей. Образовательное пространство детского сада обеспечивает: возможность саморазвития каждого ребенка; изучение педагогом интересов, потребностей и способностей в процессе самостоятельной деятельности; моральная, материальная, интеллектуальная поддержка инициативы ребенка |
Слайд 9 | Построение развивающей предметно-пространственной среды в каж-дой группе детского сада подчинено принципам, осуществление которых уже обеспечивает условия для формирования инициативности детей дошкольного возраста, представленными на слайде. Принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. В соответствии с ФГОС ДО каждый дошкольник имеет право на выбор представленных в предметно-развивающей среде пособий, реализацию собственных потребностей и интересов, что расширяет возможности саморазвития и взаиморазвития. Свободный выбор предполагает ответственность ребенка за свой выбор. Принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями. Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности материалами. Построение предметно-развивающей среды с учетом принципа вариативности, ориентированность на «зону актуального развития» ребенка и возможность его самореализации в различных видах деятельности, осуществляется через создание условий для овладения культурными средствами деятельности. Моделирование игры (или другого вида деятельности) по собственной инициативе, собственному сценарию формирует активность, будит фантазию, учит общению, яркому выражению своих чувств. Принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения нашего детского сада. Использование модулей, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. Принцип педагогической целесообразности, позволяющий преду-смотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. |
Слайд 10 | Зонирование и центры активности в старшей группе «Радуга» для поддержки и развития творческой инициативы воспитанников: |
Слайд 11 | Зонирование и центры активности в старшей группе «Радуга» для поддержки и развития познавательной инициативы воспитанников: |
Слайд 12 | Зонирование и центры активности в старшей группе «Радуга» для поддержки и развития самостоятельности воспитанников: |
Слайд 13 | Вопросы для обсуждения:
Методы и приемы поддержки детской инициативы:
|
Слайд 14 | Практическая работа по группам Развитие творческой инициативы ребенка в разных условиях ППРС Три варианта ППРС: 1. Группа с фабричным игровым оборудованием 2. Группа с конструктом 3. Группа с бросовым инвентарем Ваша задача встать на позицию ребенка и инсценировать детскую инициативу. Сделать вывод по своей группе: как детская инициатива развивается? Дать сравнительный анализ. Выводы: |
Слайд 15 | Для каждой возрастной группы определяется необходимое количество развивающих центров и их содержание, соответствующее возрастным и индивидуальным интересам, потребностям и возможностям детей. Материалы каждого развивающего центра обеспечивают каждому ребенку потребность в исследовании окружающей действительности, построении собственной картины мира и определении собственного места в нем. Специально организованная развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию культурных практик детства (общения, игровой, сотрудничества, рефлексии и др., влияющих на становление индивидуального стиля жизнедеятельности. В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого-педагогические условия: поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения . Пространственно – временные – гибкость и трансформируемость предметного пространства; Социальные – формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию; Деятельностные условия – доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации . Психологические условия - ясовокупность явлений внешней и внутренней среды вероятностно влияющих на развитие конкретногопсихического явления; причем это влияние опосредовано активностью личности, группы людей
Требования ФГОС ДО к развевающей предметно пространственной среде Доступность среды Полифункциональность материалов Трансформируемость среды Безопасность предметно – пространственной среды Вариативность среды
Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях (Советский энциклопедический словарь) Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение
Характеристики инициативной личности : проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способность к волевым усилиям; самостоятельное придумывание объяснения явлениям природы и поступкам людей; способность к принятию собственных решений.
«Творческая инициатива» - включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.
1-й уровень – ребенок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий 2-й уровень - ребенок имеет первоначальный замысел; активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды 3-й уровень – ребенок имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел» Три уровня творческой, познавательной инициативы :
Важнейшим фактором развития детской инициативы является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда (ППРС)
ППРС в ДОУ обеспечивает: учет специфики дошкольного детства и поддержка его разнообразия; сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развития человека; обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства и амплификация детского развития; создание благоприятной социальной ситуации развития; содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей; возможность саморазвития каждого ребенка; изучение педагогом интересов, потребностей и способностей в процессе самостоятельной деятельности; моральная , материальная, интеллектуальная поддержка инициативы ребенка.
Информативности Вариативности Полифункциональности Целесообразности Трансформируемости Принципы ППРС
Зонирование и центры активности в старшей группе «Радуга» для поддержки и развития творческой инициативы воспитанников:
Зонирование и центры активности в старшей группе «Радуга» для поддержки и развития познавательной инициативы воспитанников:
Зонирование и центры активности в старшей группе «Радуга» для поддержки и развития самостоятельности воспитанников:
Вопросы для обсуждения: Что такое «Детская инициатива и самостоятельность?» Как развивать инициативность и самостоятельность у дошкольников? Как создать условия для поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности?
Практическое задание мастер-класса: Развитие творческой инициативы ребенка в разных условиях ППРС Три варианта ППРС : 1. Группа с фабричным игровым оборудованием 2. Группа с конструктом 3. Группа с бросовым инвентарем Ваша задача встать на позицию ребенка и инсценировать детскую инициативу . Сделать вывод по своей группе : как детская инициатива развивается ? Дать сравнительный анализ.
Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Центр развития ребенка детский сад №3 «Петушок» городского округа Стрежевой» (МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок») 636782, Российская Федерация, Томская область, город Стрежевой, 3 микр . , дом 326 – корпус 1, дом 327 – корпус 2 E - mail : petush о k @ guostrj . ru , petush о k2 @ guostrj . ru , тел/факс (38259) 5-44-60, 5-44-50, 5-44-51 Мастер-класс для педагогов ДОУ г . Стрежевой, 2018 г. Выполнила: Воспитатель Иванова Е.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Создание условий для поддержки детской инициативы"
Данный материал поможет поддержать инициативу ребенка в домашних условиях....
Консультация для педагогов "Создание условий для поддержки детской инициативы"
Консультация для педагогов...
Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Поддержка инициативы и самостоятельноти у детей дошкольного возраста....
«Создание условий для поддержки детской инициативы»
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в виде презентации....
Консультация "Создание условий для поддержки детской инициативы в ДОУ."
Консультация для воспитателей детских садов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы."...
Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей
Мастер - класс для педагогов "Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей"...
Статья "Создание условий для поддержки индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста"
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Поэтому необходимо, чтобы образовательный процесс в ДОУ учитывал индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуал...