Проект "Экологическая тропа"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Учебные экскурсии, исследования, отдых на природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-_ekologicheskaya_tropa.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

Паспорт экологической тропы:

МБДОУ «Детский сад № 275» г. о.Самара

Это учебные экскурсии, исследования, отдых.

Посадка новых цветов, работа в теплице, очистка сада от сушняка, уборка листьев и мусора.

Постройка новых поделок для игр детей.

Цель:

Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологическом уголке, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования.

Объекты экологической  тропы:

  1. «Вместительный контейнер»
  2. «Цветочная мозаика»
  3. «Мудрый тополь»
  4. «Боярышник»
  5. «Липа»
  6. «Птичий городок»
  7. «Красавица черёмуха»
  8. «Могучий каштан»
  9. «Белая берёза»
  10.  «Теплица»
  11.  «Беседка»
  12.  Спортивная площадка – «Тропа здоровья»
  13. «Зелёная красавица»

Возможные варианты работы на тропе:

-   проведение занятий, сезонных экскурсий

-   мини-субботники

-   исследования на тропе:

         *фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам)

*развешивание кормушек

*наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам)

*оформление гербария

*фотографирование

* рисунки, плакаты, поделки

- сбор природного поделочного материала (шишки, желуди, листья...)

Дорогие ребята! Неторопливо пройдитесь по этой тропинке, и в привычном для вас окружающем мире откроется огромное количество тайн и загадок родной природы.

  1. Вместительный контейнер.

   Рассмотреть контейнер. Какую роль он играют в природе. Развивать понимание взаимосвязей в жизни человека и растений. Воспитывать уважение и бережное отношение к природе.

  1. Цветочная мозаика.

   Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений. Развивать чувство восхищения красками природы и уважения к кропотливому труду людей. Обратить внимание на различные сроки цветения растений в клумбе и выявить их причины. Учить создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений.

   3.Мудрый тополь

   Рассмотреть тополь. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения форм цветков, веток и листьев. Развивать чувство восхищения красоты ствола дерева. Наблюдение за изменениями внешнего вида дерева в разное время года, обговорить, что происходит с жизнью растения. Воспитывать уважительное и почтительное отношение к старым деревьям, бережное отношение к окружающей природе.

   4.Боярышник.

   Рассмотреть боярышник. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения форм цветков, плодов, веток и листьев. Развивать чувство восхищения лекарственных качеств плодов. Наблюдение за изменениями внешнего вида дерева в разное время года, обговорить, что происходит с жизнью растения.

   5.Липа.

   Рассмотреть липу. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения форм цветков, плодов, веток и листьев. Развивать чувство восхищения лекарственных качеств растения. Наблюдение за изменениями внешнего вида дерева в разное время года, обговорить, что происходит с жизнью растения.

   6.Птичий городок.

  Познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц,  их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Наблюдение за жизнью птиц в разное время года: от постройки гнезда до появления птенцов. Рассказать детям о том,  какое значение имеют птицы  в  жизни людей.

   7.Черемуха.

   Рассмотреть черёмуху. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения форм цветков, плодов, веток и листьев. Развивать чувство восхищения лекарственных качеств растения. Наблюдение за изменениями внешнего вида дерева в разное время года, обговорить, что происходит с жизнью растения.

   8.Каштан.

   Рассмотреть липу. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения форм цветков, плодов, веток и листьев. Развивать чувство восхищения лекарственных качеств растения. Наблюдение за изменениями внешнего вида дерева в разное время года, обговорить, что происходит с жизнью растения.

   9. Белая береза.

Обращаем внимание на берёзу. Дети в течение года наблюдают за ним – от появления почек-домиков до листопада. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы. Березы разного возраста и разной толщины со светлой и более темной корой. Большие березы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование). Обращают внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».

   10. Теплица.

Эта видовая точка представляет собой овощной огород в закрытом пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания,  привлекательные для проведения наблюдений. Вызвать большой интерес к труду, исследованиям в теплице, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

   11.Беседка.

   Предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок. Закрепить знания детей об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе. Предложить провести поэтическую минутку на тему «Живая и неживая природа»..

   12.Спортивная площадка.

   Развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

   13.Зелёная красавица.

   Рассмотреть ёлку. Развивать чувство восхищения от неизменной внешности растения в разное время года. Рассмотреть иголки, ветки, ствол дерева.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

  • экологические беседы; 
  • наблюдения в природе; 
  • уроки доброты; 
  • целевые прогулки; 
  • познавательные вечера; 
  • решение экологических ситуативных задач;
  • чтение художественной литературы;
  •  детские проекты;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • труд в природе;
  • «Красная книга природы»;
  • «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);
  • выставки и экспозиции;
  • экологические сказки;

 Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

  • взросло-детские проекты;
  • изготовление поделок, рисунков; 
  • субботники по облагораживанию территории детского сада;
  • участие в конкурсах;
  • фотовыставки;
  • изготовление экологической газеты;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....