РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
учебно-методический материал ( группа) на тему

Харланчук Ольга Валентиновна

Аннотация. Статья посвящена развитию восприятия в раннем детстве. В статье уделяется внимание исследованию проблемы восприятия в трудах отечественных и зарубежных ученых, рассмотрению экспериментальной работы по выявлению уровня развития восприятия в раннем детстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ Аннотация. Статья посвящена развитию восприятия в раннем детстве. В статье уделяется внимание исследованию проблемы восприятия в трудах отечественных и зарубежных ученых, рассмотрению экспериментальной работы по выявлению уровня развития восприятия в раннем детстве. Ключевые слова: восприятие; раннее детство; развитие ребенка Выбор темы важен тем, что раннее детство является особым периодом в жизни ребенка, где закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности, происходит стремительное психическое и физическое развитие. Восприятием определяется сознание и поведение детей, на основе восприятия образов строятся формы познания – воображение, мышление, являются результатами их переработки. Без опоры на полноценное восприятие невозможно нормального умственного развития. В этом возрасте память существует в форме узнавания знакомых предметов. Мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредственный характер, между воспринимаемыми предметами ребенок устанавливает связи. Восприятие в раннем возрасте среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. По словам Л. С. Выготского, «...все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия... ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия» [3]. Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия развития [9]. Само восприятие под влиянием этих функций также развивается. Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [10,с. 517].Важным считается то, что ранний возраст является начальным этапом сензитивного периода для развития предметного восприятия как центральной познавательной функции. К трем годам восприятие раннего возраста достигает высокого уровня развития: ребёнок различает предметы по цвету, величине, узнаёт знакомые мелодии, различает темп музыки, тонко дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, получает первые числовые представления. Л.С. Выготский приводит в своей работе «Раннее детство» два основных закона, они гласят, что в каждом возрасте есть доминирующая функция, которая необходима в первую очередь и развивается раньше других. Совершенно «очевидно, что самых высших успехов ребенок достигает не в области памяти, а в области восприятия». Л. В. Обухова отмечает своеобразие восприятия ребенка раннего возраста: оно фиксирует только одно какое-либо качество объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие [7]. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, взять в рот. «За каждым восприятием непременно следует действие». Включая в себя целую систему действий, восприятие является сложной познавательной деятельностью, которая позволяют обнаружить объект восприятия, опознать, измерить, оценить его. От степени осмысленности восприятия зависит состав понимания того, что воспринимается, для какой цели ребенок смотрит или слушает что - либо в данный момент.Важной характеристикой восприятия является его мотивационная сторона. Всё зависит от потребности ребенка раннего возраста. Как он будет воспринимать то, что говорит или демонстрирует взрослый, как проявляет интерес к предмету, от этого различны будут и результаты развития восприятия.В процессе активного освоения окружающего мира, на базе экспериментирования происходит формирование детского восприятия. В момент наблюдательности ребенок подмечает особенности предметов и явлений, происходит развитие восприятия цвета. Исследование проблемы восприятия в трудах отечественных и зарубежных ученых Проблема восприятия широко изучалась как в отечественной так и в зарубежной психологии. Известный психолог нашей страны А. В. Запорожец свои первые исследования детского восприятия сказок, басен, иллюстраций к художественным произведениям, детских спектаклей начал в середине 30-х гг. вместе с сотрудниками О. М. Концевой, К Е. Хоменко, Д. М. Арановской и др. Ученый в анализе формирования эстетического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста сделал заключение о наличии в этом процессе выразительных движений детей, выполняющих функцию «содействия» героям произведений. Ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.Опыт экспериментальных исследований показывает, что содействие может не только способствовать пониманию для сказки, но и служить помехой для понимания басни. Для понимания смысла и существа басни требуются внутренние действия. Все это позволило А. В. Запорожцу ввести в психологию понятие особого действия восприятия. Ученый предпринял изучение роли, которую выполняют движения руки в процессе осязательного восприятия формы предметов, обнаружив указанный феномен на материале ранних форм эстетического восприятия. Со всей отчетливостью в этих работах выступил активный характер процессов восприятия формы, обнаружились способы создания образа, необходимость самостоятельного действия испытуемого с предметом и недостаточность пассивного перемещения руки по контуру предмета для формирования полноценного образа. В ранних исследованиях восприятия были заложены основы теории перцептивных действий, развитой А. В. Запорожцем в 60-е гг. совместно с сотрудниками Л.А. Венгером, В П. Зинченко, А.Г.Рузской и др. Выдающийся детский психолог Л.А. Венгер опираясь на труды Л.С.Выготского и А.В.Запорожца разработал теорию развития восприятия ребенка («Восприятие и обучение», 1969). В теории восприятия ребенка представляет собой сложный, культурно опосредованный процесс решения перцептивных задач. По Л.А.Венгеру специфика решения перцептивной задачи состоит в отделении перцептивного признака от других свойств объектов. В подходе Л.А.Венгера к развитию детского восприятия есть отличие от натуралистического понимания этого процесса, при котором восприятие при внешнем воздействии оказывается эквивалентным раздражению перцептивной системы. Такой подход позволил разработать целую систему сенсорного воспитания, выделить средства восприятия и перцептивные действия: отнесение к эталону, перцептивное моделирование, идентификация. Следствием этого подхода к развитию детского восприятия является то, что ребенок не может сам без помощи взрослого достичь высокого уровня развития восприятия. Ведущую роль в детском развитии играет взрослый, поэтому необходима специальная образовательная работа с детьми этого возраста. Американский психолог У.Найссер создав теорию перцептивного цикла (направление когнитивной психологии) [6], пытался открыть более обобщённые механизмы восприятия. В теории У.Найссера вопрос о развитии восприятия решается логично и ясно. Рождается человек уже с ограниченным набором готовых к модификации перцептивных схем, К ним относятся установочные движения органов чувств, выделение контуров из фона, грубая оценка удаленности объектов в поле зрения. В данной теории, описывающей различные уровни переработки сенсорной информации, отмечается то, что восприятие понимается в ней как циклический процесс одновременного анализа и синтеза информации, который описывается как параллельная работа нескольких вложенных друг в друга схем, а не как линейная последовательность определенных этапов. Мы воспринимаем не сенсорные сигналы, а события и объекты. Наш перцептивный образ оказывается детальным, означенным и эмоционально окрашенным, что при поступлении информации к органам чувств параллельно включаются схемы самого разного уровня. Вклад в изучение проблемы свойств восприятия (осмысленность, структурность, предметность, целостность и константность) был внесен гештальтпсихологией, представителем которой является Дж.Брунер.Гештальтпсихологи утверждают, что "восприятие - это реконструкция мира". Эта теория объясняет восприятие как спонтанный процесс и фактически игнорирует существование ощущений как перцептивного отражения отдельных качеств и свойств предметов и явлений объективной действительности.В гештальтпсихологии были сформулированы положения, которые стали называться как законы восприятия. В важнейшем законе фигуры и фона зрительное поле делится на фигуру и фон. Убедительно об этом различии говорят действенные изображения. Фигура ближе нам в пространстве, занимает главенствующее положение в поле, замкнута, оформлена, обладает яркостью. Фон служит общим уровнем, на котором выступает фигура, имеет свою функцию. Фон кажется расположенным за фигурой, плохо локализуется в пространстве. В другом законе прегнантности — выражается тенденция перцептивной организации к внутренней упорядоченности, ведущей к упрощению восприятия в ситуации неоднозначных стимульных конфигураций к «хорошей» фигуре. Полученные в гештальтпсихологии факты обогащают представление о восприятии. Были сделаны на их основе ценные практические выводы. Особенности развития восприятия в раннем детстве У ребенка к концу младенческого возраста складываются перцептивные образы. В связи с манипулированием ребенок овладевает зрительными действиями, он может регулировать практическое поведение и определять некоторые свойства предметов. Несмотря на то, что он узнает знакомые окружающие предметы и людей, восприятие остается несовершенным. Ребенок в возрасте одного года не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Он выхватывает и реагирует на один признак, по нему опознает различные предметы. Когда ребенок манипулирует с предметами, у него складываются зрительные ориентировочные действия, с помощью которых он воспринимает предметы. Действия ребенка направлены на такие главные признаками свойства предметов как форма и величина. Цвет для ребенка не имеет никакого значения для узнавания предметов. Просто цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавание. Развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями [8], что ставит перед ребёнком необходимость выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Действия, которые называют соотносящими, имеют особое значение. Это действия с несколькими предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов — их форму, величину, твердость, местоположение. Соотносящие действия усваиваются в раннем возрасте. Такие игрушки как, пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки, предполагают и уже требуют такого учета. Когда ребенок пытается сложить пирамидку, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимное положение в пространстве. Ребенок еще не может представить готовый результат, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов, для этого ему необходима обучающая помощь взрослого. Ребенок учится сам выделять нужные свойства предметов, подбирать и соединять части в нужном порядке. От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. При формировании нового типа зрительного восприятия свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других. Ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке — он подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие. Зрительный подбор по образцу становится доступным в 2- 2,5 года. Восприятие тесно связано с предметными действиями. В практической деятельности взрослый должен предлагать ребенку несколько предметов. Для выполнения действия ребенок определяет форму, величину, цвет предмета. Постоянные образцы для сравнения появляются на третьем году жизни — это знакомые ребенку с ярко выраженной формой предметы. Это говорит о том, что у ребенка сформировались представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Для обогащения представлений о свойствах предметов необходимо создание богатой сенсорной среды, в которой ребенок активно действует. Чтобы у ребенка восприятие не оставалось поверхностным, обрывочным, взрослым нужно создавать необходимую основу для общего умственного развития, овладения различными видами деятельности, такими как конструирование, рисование. Эмпирическое исследование особенностей развития восприятия у детей в раннем детстве Экспериментальное исследование развития восприятия является важным для детской психологии: с его помощью обнаруживаются такие особенности сенсорных процессов, которые не могут быть вскрыты с помощью других психологических методов. Использование методик по обследованию раннего возраста на основе многолетнего опыта работы показывает различия в характере познавательной деятельности: в принятии задания детьми, способах выполнения (при помощи взрослого или самостоятельно), обучаемости ребенка, интересе к результату.Важность проведенияранней диагностики - выявить и преодолеть отклонения в развитии детей раннего возраста и в дальнейшем предупреждении их последствий побуждают к разработке и систематизации диагностических методик и дидактических материалов для работы с детьми раннего возраста в условиях детских учреждений. Диагностическое исследование по выявлению особенностей развития восприятия у детей раннего возраста экспериментально исследование проводилось с воспитанниками дома ребенка в возрасте от 2 до 3 лет. Использовалась психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Авторы: Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова, А. Н. Орлова, Н. Д. Шматко. В ходе диагностического исследования было необходимо: • Задание «Разборка и складывание пирамидки». Цель: выявить уровень восприятия развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий. • Задание «Парные картинки: четыре». Цель: выявить уровень развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции. • Задание «Разрезные картинки». Цель: выявить уровень развития целостного восприятия предметной картинки. • Задание «Конструирование из палочек» Цель: выявить уровень развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка действовать по подражанию, показу. В ходе проведения первого задания «Разборка и складывание пирамидки» из четырёх колец нами были получены следующие результаты: 28% детей понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Когда проводилось второе задание «Парные картинки: четыре» были получены следующие результаты: 17% детей с трудом вступают в контакт со взрослым, действуют без учета свойств предметов. При проведении третьего задания «Разрезные картинки» 27% детей самостоятельно справились с заданием. В четвертом задании «Конструирование из палочек» были получены результаты: 21% детей с заданием не справились. По результатам полученных данных мы можем констатировать необходимость развития способов усвоения ребенком общественного опыта в развивающей работе по развитию восприятия у детей раннего возраста. Развитие сотрудничества ребенка со взрослым: является эмоциональный контакт и правильное определение способа постановки перед ребенком образовательно- воспитательных задач. Важно наличие у детей способности подражать действиям взрослого; умения понимать и использовать жестовую инструкцию и указательный жест; умения работать по образцу и по словесной инструкции. Необходимо развивать у детей познавательный интерес к дидактическим и сюжетным игрушкам, игровым действиям с этими игрушками, умение играть рядом со сверстниками. Важно развивать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также качества личности каждого ребенка, где главное внимание уделяется таким качествам, как взаимопомощь, взаимопонимание и отзывчивость. Возможность эта обеспечивается созданием положительного микроклимата в дошкольном учреждении. Также необходимо развивать активный интерес к свойствам и качествам предметов, перцептивные действия (пробы, примеривания). При этом помнить о развитии продуктивных видов деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования. Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования: проведение раннего диагностического исследования умственных нарушений чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. Наряду с этим необходимо отметить следующее: чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию восприятия в благоприятный период развития ребенка, тем более полными могут оказаться коррекционная работа и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития. В работе по психолого - педагогическому обследованию детей раннего возраста мы опирались на положения отечественных психологов о том, что психика ребенка развивается в процессе усвоения и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности ребенка. Известно, что у ребенка раннего возраста ведущей деятельностью является предметная, в процессе которой и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи. В результате изучения нами был получен материал, анализ которого позволил заключить, что основное внимание уделялось оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, то есть его обучаемости. Вместе с тем следует подчеркнуть, что использованные методики, направленные на изучение уровня умственного развития детей раннего возраста 2 - 3 лет предназначены для определения основных параметров умственного развития ребенка: принятия задания; адекватности его решения; обучаемости во время диагностического обследования; отношения к результату своей деятельности. В итоге хотелось бы подчеркнуть следующее: в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и, что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи, в другой период прийти к такой полноценности практически невозможно. Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – восприятие, для дошкольного – память, для младшего школьника – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание других психических явлений в переходе на следующий возрастной этап. Значение восприятия в жизни ребенка раннего возраста очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. Все эти процессы будут отставать в развитии, если в процессе восприятия ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях у ребенка может наблюдаться задержка психического развития. Из сказанного становится очевидным то, что восприятие – это ведущий познавательный процесс раннего возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире. Сказанное позволяет заключить, что деятельность ребенка раннего возраста должна быть организована и направлена специально на развитие восприятия. Ссылки на источники 1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998. 2. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: МГУ, 1973. 3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 4. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. // Под ред. А.Р. Лурия и В.П. Зинченко. – М., 1970. 5. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П. и др. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. 6. Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981.6.Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1996. 7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. 18. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: Просвещение: АО «Учебная литература» 1996. 8. Развитие воприятия у детей - http://psyera.ru/2355/razvitie-vospriyatiya-и-detey 9. Развитие познавательных процессов в раннем возрасте- http://knowledge.allbest.ru 10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000. 11.Смирнова Е. О. С50 Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб.;Питер, 2009. — 304 с. . - http://psychlib.ru/mgppu/sdp/SDP-001-.HTM 12.. Словарь практического психолога: /Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800с. 56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль отца в развитии ребенка период раннего детства.

     Во все времена, во всех культурах роль папы в охране здоровья и развитии ребенка в воспитании малыша раннего возраста оценивалась в лучшем случае как второстепенная. Мужчина...

Развитие восприятия детей раннего возраста

Ранее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодей...

Развитие восприятия детей раннего возраста

Развитие восприятия  детей раннего возраста...

Социальное развитие восприятия детей раннего возраста.

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстан...

Развиваем фонематическое восприятие с раннего детства

Для чего, когда и как нужно развивать у детей фонематическое восприятие....

Игры с природным материалом как средство развития восприятия детей раннего возраста

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его вос...

Картотека игр на развитие восприятия детей раннего возраста.

Игры собранные в картотеке помогают обогащению восприятия посдествам стимулирования зрения, слуха, осязания....