Развитие восприятия детей раннего возраста
статья на тему

Усачева Ольга Юрьевна

Развитие восприятия  детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_vospriyatiya_detey_rannego_vozrasta.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие восприятия у детей раннего возраста.

Специалистами выявлено, что на протяжении всего детства вплоть до младше школьного возраста  самый главный канал восприятия у ребенка — кинестетический. Даже при том, что один ребенок будет аудиалом в будущем, а другой — визуалом и т.п., в раннем детстве они все совершенно одинаково подчинены двигательному каналу восприятия как самому главному "механизму", запускающему работу мышления.  Таким образом, если двигательный канал будет качественно и быстро работать, исследуя объект, то и  мозг на таком же высоком уровне будет обрабатывать полученную информацию.

Как это выглядит на практике. Допустим, ребенок увидел впервые некий предмет и пытается с ним взаимодействовать (берет его в руки, в рот, толкает ногой, бросает и пр.) и найти ему применение. После множества действий с предметом  мозг ребенка создает  многогранный образ этого объекта — по "грани" с каждого действия.  Таким образом, чем больше совершается действий, тем полнее образ.

Но ведь в окружающем мире существуют объекты, которые настолько велики,  что их невозможно взять в руки  и поиграть. Например, горка на площадке, качели. Тогда интенсивность исследования оценивается по действиям относительно этого объекта (если по нему можно пройтись, на него сесть и т.п.), а также оцениваются тактильные ощущения от поверхности.

Далее, вышеназванный канал учит ребенка анализировать, что, безусловно, является  необходимой мыслительной операцией. Многие склонны считать,  что аналитическая деятельность  появляется  только где-то к школьному возрасту в результате решения специальных задач в специализированных тетрадях. Однако анализ в буквальном смысле растет из действий ребенка с реальными предметами.  При этом сами предметы должны давать богатое поле деятельности для ребенка.

Соответственно, получая в руки разнообразные предметы и действуя с ними, ребенок учится анализировать ту разницу в действиях, которую дает непохожесть объектов. Как,  например, чтобы скатить с горки предмет, ребенок выбирает мяч,  а не кубик, ориентируясь на его форму.  Это доказывает, что именно физические действия включают работу мозга.

Поэтому ранний возраст – это возраст  формирования будущих математических способностей  (кинестетические познания формы, величины, количества, дальности расстояний и прочего). Также в этом возрасте  начинается формирование будущих навыков  чтения и грамотного письма, которые заключаются в развитии природного чувства ритма  (прыжки, любые действия с мячом т.д.).

Стоит отметить, что мышление ребенка в пору раннего детства — наглядно-действенное. Оно основано на действиях и наглядности. То есть мыслительная деятельность ребенка целиком и полностью зависит от качественной работы (или ее отсутствия) двигательного канала восприятия. А также, стоит подчеркнуть, что чем больше "арсенал" действий по отношению к одному предмету, тем лучше развивается мозг. Чем больше ребенок может предложить вариантов применения одного предмета, тем лучше.

Примерно к концу первого года жизни ребенок начинает решать исключительно сложную для него задачу — он продумывает цепочку действий. То есть в младенчестве он тянулся к интересному предмету, который видел перед собой в зоне доступности (до него можно дотянуться рукой, потом доползти, потом дойти). Теперь же он начинает просчитывать алгоритм действий: этот предмет на столе высоко, до него не дотянуться. Но можно дотянуться до стула, а встав на стул — и до стола.

Вот это совершенно новый скачок в развитии мышления, и самое главное достижение этого периода, а именно просчитывание алгоритма действий. При этом будет работать двигательный канал восприятия информации. А активизирует этот канал отсутствие заранее созданных вместо ребенка алгоритмов действий, которые встречаются в современных  "развивающих" игрушках, где при нажатии одной кнопки будет только одно действие. Хорошо развивают восприятие ребенка в этом возрасте  предметы без закрепленной за ними роли, которые можно использовать в любых ситуациях — например, природные материалы и самые простые кубики, палочки-брусочки, коробки разных форм и размеров и т.п. Стимулируют развитие ребенка и  простые бытовые ситуации, когда ребенок участвует в домашних делах, у него есть большой выбор таких ситуаций.

Отличная тренировка восприятия (а значит, и развитие мышления) — наблюдение за окружающим миром, живой и неживой природой.

Таким образом, стоит повторить вышесказанное, что для мозга важно не количество объектов, а умение обрабатывать информацию о них. Чем больше ребенок наблюдает за одним и тем же объектом (например, голубь на улице), тем больше информации получает мозг, и тем больше связей он строит. Заводная игрушка не будет выдавать никаких новых действий, она многократно повторит шаблон. Но, например,  живая бабочка не пролетит одинаково с одного цветка на второй, со второго на третий! Наблюдение за природой — очень сильный стимул к развитию личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие восприятия детей раннего возраста

Ранее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодей...

Консультация «Дидактические игры для развития слухового восприятия детей раннего возраста».

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Торга» п. Комсомольский Республика КалмыкияВоспитатель первой категории Басхамжаева Надежда Бадма - Халгаевна Консультаци...

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ детей раннего возраста. Консультация и картотека игр.

Зрение – одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть ...

Социальное развитие восприятия детей раннего возраста.

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстан...

Мастер-класс "Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста"

В этом материале я знакомлю педагогов с опытом работы по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни....

Игры с природным материалом как средство развития восприятия детей раннего возраста

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его вос...

Картотека игр на развитие восприятия детей раннего возраста.

Игры собранные в картотеке помогают обогащению восприятия посдествам стимулирования зрения, слуха, осязания....