Развитие восприятия детей раннего возраста
статья на тему
Развитие восприятия детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие восприятия у детей раннего возраста.
Специалистами выявлено, что на протяжении всего детства вплоть до младше школьного возраста самый главный канал восприятия у ребенка — кинестетический. Даже при том, что один ребенок будет аудиалом в будущем, а другой — визуалом и т.п., в раннем детстве они все совершенно одинаково подчинены двигательному каналу восприятия как самому главному "механизму", запускающему работу мышления. Таким образом, если двигательный канал будет качественно и быстро работать, исследуя объект, то и мозг на таком же высоком уровне будет обрабатывать полученную информацию.
Как это выглядит на практике. Допустим, ребенок увидел впервые некий предмет и пытается с ним взаимодействовать (берет его в руки, в рот, толкает ногой, бросает и пр.) и найти ему применение. После множества действий с предметом мозг ребенка создает многогранный образ этого объекта — по "грани" с каждого действия. Таким образом, чем больше совершается действий, тем полнее образ.
Но ведь в окружающем мире существуют объекты, которые настолько велики, что их невозможно взять в руки и поиграть. Например, горка на площадке, качели. Тогда интенсивность исследования оценивается по действиям относительно этого объекта (если по нему можно пройтись, на него сесть и т.п.), а также оцениваются тактильные ощущения от поверхности.
Далее, вышеназванный канал учит ребенка анализировать, что, безусловно, является необходимой мыслительной операцией. Многие склонны считать, что аналитическая деятельность появляется только где-то к школьному возрасту в результате решения специальных задач в специализированных тетрадях. Однако анализ в буквальном смысле растет из действий ребенка с реальными предметами. При этом сами предметы должны давать богатое поле деятельности для ребенка.
Соответственно, получая в руки разнообразные предметы и действуя с ними, ребенок учится анализировать ту разницу в действиях, которую дает непохожесть объектов. Как, например, чтобы скатить с горки предмет, ребенок выбирает мяч, а не кубик, ориентируясь на его форму. Это доказывает, что именно физические действия включают работу мозга.
Поэтому ранний возраст – это возраст формирования будущих математических способностей (кинестетические познания формы, величины, количества, дальности расстояний и прочего). Также в этом возрасте начинается формирование будущих навыков чтения и грамотного письма, которые заключаются в развитии природного чувства ритма (прыжки, любые действия с мячом т.д.).
Стоит отметить, что мышление ребенка в пору раннего детства — наглядно-действенное. Оно основано на действиях и наглядности. То есть мыслительная деятельность ребенка целиком и полностью зависит от качественной работы (или ее отсутствия) двигательного канала восприятия. А также, стоит подчеркнуть, что чем больше "арсенал" действий по отношению к одному предмету, тем лучше развивается мозг. Чем больше ребенок может предложить вариантов применения одного предмета, тем лучше.
Примерно к концу первого года жизни ребенок начинает решать исключительно сложную для него задачу — он продумывает цепочку действий. То есть в младенчестве он тянулся к интересному предмету, который видел перед собой в зоне доступности (до него можно дотянуться рукой, потом доползти, потом дойти). Теперь же он начинает просчитывать алгоритм действий: этот предмет на столе высоко, до него не дотянуться. Но можно дотянуться до стула, а встав на стул — и до стола.
Вот это совершенно новый скачок в развитии мышления, и самое главное достижение этого периода, а именно просчитывание алгоритма действий. При этом будет работать двигательный канал восприятия информации. А активизирует этот канал отсутствие заранее созданных вместо ребенка алгоритмов действий, которые встречаются в современных "развивающих" игрушках, где при нажатии одной кнопки будет только одно действие. Хорошо развивают восприятие ребенка в этом возрасте предметы без закрепленной за ними роли, которые можно использовать в любых ситуациях — например, природные материалы и самые простые кубики, палочки-брусочки, коробки разных форм и размеров и т.п. Стимулируют развитие ребенка и простые бытовые ситуации, когда ребенок участвует в домашних делах, у него есть большой выбор таких ситуаций.
Отличная тренировка восприятия (а значит, и развитие мышления) — наблюдение за окружающим миром, живой и неживой природой.
Таким образом, стоит повторить вышесказанное, что для мозга важно не количество объектов, а умение обрабатывать информацию о них. Чем больше ребенок наблюдает за одним и тем же объектом (например, голубь на улице), тем больше информации получает мозг, и тем больше связей он строит. Заводная игрушка не будет выдавать никаких новых действий, она многократно повторит шаблон. Но, например, живая бабочка не пролетит одинаково с одного цветка на второй, со второго на третий! Наблюдение за природой — очень сильный стимул к развитию личности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-201272-1383893765.jpg)
Развитие восприятия детей раннего возраста
Ранее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-409921-1393145261.jpg)
Консультация «Дидактические игры для развития слухового восприятия детей раннего возраста».
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Торга» п. Комсомольский Республика КалмыкияВоспитатель первой категории Басхамжаева Надежда Бадма - Халгаевна Консультаци...
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ детей раннего возраста. Консультация и картотека игр.
Зрение – одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/25/picture-714696-1448479717.jpg)
Социальное развитие восприятия детей раннего возраста.
Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстан...
Мастер-класс "Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста"
В этом материале я знакомлю педагогов с опытом работы по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/25/picture-992872-1551117071.jpg)
Игры с природным материалом как средство развития восприятия детей раннего возраста
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его вос...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/06/picture-778475-1459935179.jpg)
Картотека игр на развитие восприятия детей раннего возраста.
Игры собранные в картотеке помогают обогащению восприятия посдествам стимулирования зрения, слуха, осязания....