Картотека игр на развитие восприятия детей раннего возраста.
картотека (младшая группа)
Игры собранные в картотеке помогают обогащению восприятия посдествам стимулирования зрения, слуха, осязания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр на развитие восприятия детей с 6мес. до 1г. | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр на развитие восприятия.
Возраст: с 6 мес. до 1 года.
Цель: Обогащение восприятия посредством стимулирования зрения, слуха, осязания.
Развитие осязания
Осязание — это ощущение давления, тепла, холода и проч. при прикосновении кожи к чему-либо. Осязание является одним из способов восприятия окружающего мира и осуществляется при помощи рецепторов, расположенных на коже.
Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании объекта ладонями и пальцами рук человек получает разнообразные тактильные ощущения, несущие важную информацию о свойствах предметов.
Осязание в чистом виде даст лишь частичную информацию об окружающем мире и встречается редко — в случае, если человек находится в полной темноте и тишине, либо у него проблемы со зрением и слухом. В обычных случаях осязание является источником дополнительной информации к той, что получена посредством зрения и слуха.
При помощи осязания можно воспринимать такие свойства предметов, как температура, фактура, плотность, форма, влажность и др.
В ходе игр, направленных на развитие у детей осязания, решаются следующие задачи:
развитие хватания;
обучение целенаправленному ощупыванию;
развитие чувствительности пальцев рук;
знакомство с различными материалами, предметами и
их свойствами.
Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире.
«Круглое и квадратное»
Материалы. Коробка с кубики и шарики.
Воспитатель опускает руку малыша в коробку, берёт вместе с ним игрушку, ощупывает, кладёт обратно. Так несколько раз. Более старшие малыши вынимают и совершают все действия по подражанию, по слову.
«Угадай, что в ящике»
Материалы. Коробка с игрушки и предметы разной формы, сделанные из разных материалов.
Воспитатель опускает руку малыша в коробку, берёт вместе с ним игрушку, ощупывает, кладёт обратно. Так несколько раз. Более старшие малыши вынимают и совершают все действия по подражанию, по слову.
«Переливание воды»
Материалы. Лейка, вода, большой таз, тряпки.
Поиграть с водой: по очереди опустить руки ребёнка в воду и поводить ими из стороны в сторону. Затем поплескайтесь.
«Ледяное царство»
Материалы. Лед в кубиках.
Заранее приготовьте лед. Поводите кусочком по руке малыша, дайте подержать, поиграть.
«Прячем руки»
Материалы. Крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др.), маленькая игрушка.
Возьмите ёмкость с крупой, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Затем предложите ребенку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»
Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем предложить ребенку найти ее. Во время поисков можно разгребать крупу ладонями. Сначала воспитатель проделывает всё сам, а затем побуждает действовать самостоятельно.
«Помяли, пощипали!»
Материалы. Тесто, пластилин, глина.
Знакомить детей с пластичными материалами.
Воспитатель берёт в руки кусочек теста, даёт подержать его в руках ребёнку, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких и больших кусочков. Сначала действия совместные, затем по показу и самостоятельно. Эти действия познакомят детей с мягкой и пластичной фактурой материала.
В следующий раз предложите детям для изучения кусочки пластилина, затем — глину.
«Горячо — холодно»
Материалы. Вода разной температуры, миски.
В миски налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. По очереди опустите руки ребёнка в воду и объясните, какая она — холодная или горячая.
Сначала предлагайте малышам для сравнения воду контрастной температуры, затем воду, которая не так резко различается по температуре (горячая и теплая, холодная и теплая).
Можно также сравнивать воду трех температур — холодную, теплую и горячую.
«Спрячь в ладошке»
Материалы. Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке.
Дайте ребёнку небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, помять.
«Котенок»
Материалы. Маленькие резиновые игрушки-пищалки.
Воспитатель показывает ребёнку как нужно сжимать пищалки, приговаривая:
Ты, котенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
Сначала играют рука в руке, затем ребёнок действует самостоятельно.
«Ветерок»
Материалы. Резиновые груши небольшого размера
Продемонстрируйте детям как вы сжимаете ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок!».
Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам малышей.
«Тактильные книжки»
Материал: Тактильная книжка.
Пусть малыш проводит ручкой и пальцами по разным поверхностям, сравнивает свои ощущения.
«Игры с песком»
Материал: Ёмкость с песком.
Покажите ребёнку, как закапываться руками в песок, как песок утекает между пальцами.
Песок можно исследовать, погружая в него обе руки; гладить, похлопывать по нему рукой; пропускать песок сквозь пальцы, захватывать его в пригоршню.
С детьми постарше можно играть в отыскание спрятанных предметов. Заройте в песок игрушку малыша или любой другой предмет и предложите ребенку найти его, погрузив руки в песок.
«Пальчиковый бассейн»
Материал: Ёмкость с крупой.
Возьмите любую крупу (гречу, рис) и насыпьте ее в большую емкость. Научите ребенка перебирать зернышки, набирать их в пригоршню.
«Рисование на крупе»
Материал: Яркий пластмассовый поднос. Ровным слоем насыпьте на него легкую крупу: манку, пшено.
Научите ребенка рисовать на крупе, проводя пальчикам по поверхности подноса. Сначала водите его рукой, затем дайте действовать самостоятельно.
«Занимательная моторика»
Материал: Губкой, массажный мячик, пластиковая палочка, различные вещи и разных материалов.
Проводить раскрытой ладонью по тренажёрам.
«Сухой бассейн»
Материал: пятилитровая пластиковая банка, наполненная крышками от полулитровых бутылок, мелкая игрушка.
Покажите ребёнку как погрузить руки в «бассейн», найти на дне банки наполненной крышками игрушку.
«Массажист»
Материал: шарик от дезодоранта, деревянный цилиндр, губка, мяч-мякиш, игольчатый резиновый ёж.
Раскрыть ладонь, катать цилиндр между ладонями, сжимать мячик, стучать ладонью по резиновой игрушке.
«Пёрышко»
Материал: Пёрышки.
Водите пёрышком по ладони и другим частям тела ребёнка.
«Сыпучий мешочек»
Материал: Мешочек с семена фасоли или гороха.
Перебирайте с ребёнком семена в мешочке.
Развитие слухового восприятия
Слух — это одно из пяти внешних чувств, лающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Органом слуха является ухо.
Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой — восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и активно развиваются уже в младенческом возрасте.
Неречевой (физический) слух и восприятие неречевых звуков играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука позволяет узнать направление, откуда идет звук, дает возможность лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.
Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) необходимо развивать с первых лет жизни. Эта способность не возникает сама по себе, даже если у ребенка острый слух от природы. Специальное обучение ребенка восприятию звуков поможет ему лучше ориентироваться в пространстве, избежать несчастных случаев (например, при переходе через улицу). При этом следует учесть, что звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение — слухозрительно, что должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.
Речевой (фонематический) слух — это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Умение сосредоточиться на звуках человеческой речи — очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь — основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы ребенок научился правильно говорить: произносить звуки, отчетливо проговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).
Речевой слух развивается с младенчества, когда малыш начинает отличать голос матери от голосов других людей, улавливать интонацию речи. Лепет ребенка — активное проявление собственно фонематического слуха.
«Постучим, погремим!»
Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.).
Познакомьте детей с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошуршите газетой, пакетом, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п.
«Тук-тук!»
Материалы. Кукла и другие игрушки.
Сядьте вместе с ребёнком за стол, предварительно спрятав под него игрушки. Незаметно постучите пальцем о край стола и скажите: «Тук-тук! Что за стук? Кто-то к нам в гости пришел! Кто там? Это кукла! Заходи, кукла, к нам в гости. Тук-тук! Что за стук? Кто-то к нам в гости пришел! Кто там? Это мишка! Заходи, мишка, к нам в гости». Воспитатель стучит в разных местах, ребёнок оборачивается на стук.
«Узнай по звуку»
Материалы. Звучащие игрушки (погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки, бубен, барабан, дудочка и др.), ширма.
Покажите ребёнку инструмент, извлеките из него звук. Затем спрячьте игрушки за ширму (можно воспроизводить звуки за спиной у малышей). Затем снова покажите инструмент и извлеките из него звук.
«Веселый Петрушка»
Материалы. Петрушка; музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка), ширма.
В гости к ребёнку приходит Петрушка, он использует разные музыкальные инструменты, извлекая из них звук, находясь в разных положениях от ребёнка. Для того чтобы усложнить игру, можно увеличить расстояние от музыкального инструмента до ребёнка.
«Мишка и зайчик»
Материалы. Барабан или бубен.
Воспитатель: «Мишка ходит медленно — вот так, а зайчик прыгает быстро — вот как!» Воспитатель стучит и показывает игрушку.
«Кто там?»
Материалы. Игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка, мышка, курочка и другие животные; картинки с их изображениями.
Воспитатель издаёт крик животного (мяу, ав-ав, пи-пи, ко-ко, чик-чирик, и-го-го, му-му, ква-ква и др.) и показывает ребёнку картинку. Старшие могут сами озвучивать картинки или повторять за взрослым.
«Откуда музыка?»
Материал: Коробочка, музыкальные игрушки.
Включите музыкальную игрушку и спрячьте ее в коробку с крышкой. Пусть малыш найдет предмет по звуку.
«Позвони»
Материал: Колокольчик, барабан, бубен.
Воспитатель помогает ребёнку извлечь звук из инструмента.
«Говорящая ферма» Возьмите несколько игрушек животных, которые воспроизводят звуки этих животных и усадите их перед малышом. По очереди включайте игрушки и слушайте вместе с малышом. Если ребенок еще не знает этих животных, обязательно расскажите ему кто это и где живет. После того, как игрушка “закончит” повторите звук и название животного.
«Разноцветные шумелки».
Материал: Баночки из-под зубного порошка с приклеенными к ним этикетки разного цвета, но однотонные. Внутри: бобовые, крупа, бусины, песок.
Малыш с воспитателем трясут этими шумелками, то сильнее, то слабее, улавливая разницу в издаваемых звуках
Развитие зрительного восприятия.
Зрение – одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть информации из внешнего мира.
В рамках сенсорного развития детей раннего возраста знакомят с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводится работа по обучению детей целостному восприятию образов предметов.
Изолированное восприятие свойств предметов свойств предметов учит малышей выделять и дифференцировать их, а затем использовать эти знания в процессе занятий продуктивными видами деятельности, в повседневной жизни. Когда дети научатся воспринимать и различать отдельные свойства предметов, становится возможным изучение совокупности их свойств.
«Пляшущие тени»
В солнечную погоду обратите внимание малышей на то, что их тела отбрасывают тени. подвигаться и понаблюдать за тем, как тень повторяет их движения.
«День и ночь»
Это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.
Когда стемнеет, предложите: «Давай поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет и в комнате станет светло, наступит день. А когда я выключу свет и станет темно, наступит ночь».
В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей не пропадет к ней интерес.
«Тени»
Материалы. Настольная лампа, теневой театр.
Поставьте теневой театр и покажите малышам несколько простых фигур.
«Фонарик»
Материалы. Электрический фонарик, мешочек, игрушки.
Сложите игрушки в мешочек, включите фонарик и рассмотрите с ребёнком игрушки в мешочке.
«Цветная вода»
Материалы. Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.
В ряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите ее в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски.
«Ниточки для шариков»
Материалы. Воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красною, синего и желтого цветов.
Перед началом занятия надуйте воздушные шары и приготовьте тонкие ленточки.
Покажите ребёнку шары и скажите: «Видите, какие замечательные воздушные шары я принесла. Они большие и круглые. Хочешь поиграть с шарами? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть. У каждого шарика должна быть ленточка такого же цвета». Воспитатель привязывает ленточки к шарикам и даёт их малышу.
«Волшебная коробочка».
Материал: Коробочка без крышки или ведёрко для песочницы различные предметы разного цвета: шары, кубики, брусочки, детали от конструктора, пластмассовые овощи и фрукты.
Положите в коробочку без крышки или в ведёрко для песочницы различные предметы разного цвета: шары, кубики, брусочки, детали от конструктора, пластмассовые овощи и фрукты. Вместе с малышом доставайте предметы по одному, произносите их название и цвет.
«Наполнение коробочки».
Материал: Коробочка без крышки или ведёрко для песочницы различные предметы разного цвета: шары, кубики, брусочки, детали от конструктора, пластмассовые овощи и фрукты.
А теперь наоборот, складывайте предметы и карточки в коробочку по одному.
«Разноцветные шумелки».
Материал: Баночки из-под зубного порошка с приклеенными к ним этикетки разного цвета, но однотонные. Внутри: бобовые, крупа, бусины, песок.
Малыш с воспитателем трясут этими шумелками, воспринимая разную цветовую гамму.
«Картинка».
Материал: Картинка и игрушка, нарисованная на картинке.
Воспитатель называет игрушку, даёт поиграть с ней ребёнку, затем показывает её на картинке, называет.
«Где же мишка?»
Материалы. Мишка.
Воспитатель знакомит ребёнка с игрушкой: «Это мишка. Где мишка? Вот. А сейчас где мишка? Вот (воспитатель отодвигает и приближает игрушку к ребёнку)».
«Прячьтесь в домик!»
Материалы. Игрушечный домик, игрушка.
Воспитатель показывает ребёнку домик и игрушку: «Это дом, это зая. Зая зашёл в дом. Он внутри. Зая вышел он наруже.
«Вверх и вниз»
Материалы. Воздушный шарик или мыльные пузыри.
Воспитатель показывает ребёнку шарик, водит им вверх, вниз и приговаривает: «вверх-вниз. Шарик летит вверх, шарик опускается вниз».
«Возьми в руку!»
Материалы. Различные предметы и игрушки.
Положите на столе игрушку и побуждайте ребенка взять их в определенную руку.
Развития обоняния.
«Духи»
Материал: Небольшие коробочки и продукты, специи, травки, имеющие отличительный запах. В качестве коробочек можно использовать контейнеры от киндеров и ванильный сахар, корицу, кофе в зернах, смесь перцев, французские травы, цедру лимона.
Воспитатель открывает коробочку, знакомит ребёнка с запахом, комментирует.
Игры на развитие вкусовых ощущений в этом возрасте не проводятся, т.к. у детей могут быть ещё не выявленные аллергии.
Литература: 1. Е.Янушко «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»
2. «Развитие зрительного восприятия детей раннего возраста» Савельева Е.И., 6 Апр 2015 https://pedportal.net/.../razvitie-zritel-nogo-vospriyatiya-detey-rannego-vozrasta-kons...
3. https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/1700141 © BabyBlog.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие восприятия детей раннего возраста
Ранее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодей...
Развитие восприятия детей раннего возраста
Развитие восприятия детей раннего возраста...
Социальное развитие восприятия детей раннего возраста.
Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстан...
Картотека игр для развитие речи детей раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Картотека игр для развитие речидетей раннего возраста (от 2 до 3 лет)...
Картотека игр на развитие речи детей раннего возраста
На развитие произношения:• «Позовите Петрушку»Цель: формировать интерес к речевым звукам, инициировать собственное речевое высказывание.Оборудование: игрушка бибабо (Петруш...
Игры с природным материалом как средство развития восприятия детей раннего возраста
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его вос...