Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Журавушка» комбинированного типа городского округа Стрежевой
Из опыта работы на тему:
«Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений»
Автор:
Ян Л.С., воспитатель старшей группы «Колокольчик»
Формирование математических представлений у дошкольников – это целенаправленный и организованный процесс. Основная его цель – всестороннее развитие детей, развитие у дошкольников мыслительных способностей.
Математическое развитие ребенка не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, умение их «конструировать» предметами, знаками, символами.
Развитие у детей временных представлений является одним из необходимыхзадач математического образования детей, ну и соответственно успешного обучения в школе. Временные представления позволяют детям лучше ориентироваться в окружающей действительности, планировать свою деятельность, регулировать ее во времени, что в свою очередь, благоприятно сказывается на воспитании у него таких необходимых в учении качеств, как самостоятельность, организованность, собранность, целеустремленность.
С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени у детейвнашей группы мы используем различные методы:
- наглядные (показ иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов и т.д.);
- словесные (чтение сказок, отгадывание загадок);
- практические (игры, упражнения, опыты).
Так как мышление дошкольников характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью, формировать представления о времени и его единицах, опираясь только на словесно – логические связи и объяснения, очень сложно. Поэтому наряду с традиционными методиками мы используем такие современные образовательные технологии, как моделирование.
Моделирование – это метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей.
Модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают нашим детям не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени (одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость).
Детям мы предлагаем такие модели, которые отражают число элементов единицы времени (например: сутки (времена года) из четырёх, а неделя из семи). Длительность каждого элемента рассматриваемой единицы времени разная, например, дни недели равны по длительности, а части суток нет.
Каждый элемент в модели имеет определенное место, например: утро изображено после ночи, а в след за ним день и т. д. Предлагаемая нами модель отражает цикличность (периодичность, алгоритм).
При работе с сутками одновременно с условным словесным определением частей суток мы предлагаем детям и наглядное их изображение с помощью моделей. Такими являются модели, на которых каждую часть суток обозначаем картинкой, отражающей ежедневно повторяющиеся в режиме дня ребёнка действия, например, утро - утренняя гимнастика, день - подвижная игра или занятие, вечер – спокойные игры или просмотр вечерней сказки, ночь – спящий ребёнок. Кроме использования картинок мы проводим анализ и наблюдение явлений, происходящих в окружающей среде: различное положение Солнца, освещенность земной поверхности, воздушного пространства, появление и исчезновение Луны, звезд, а также наблюдаем, как в разное время суток изменяется деятельность людей, чередуется их труд и отдых.
На начальном этапе мы использовали линейные модели, которые обучали действию замещения каждого элемента единицы времени. Например,
В настоящее время нами используется модель, которая состоит из четырёх частей, при её изображении обращаем внимание на то, что утро и вечер – более короткие по длительности временные промежутки, поэтому на модели розовый и серый секторы меньше, чем чёрный и белый.
Знакомя детей с моделью «Неделя», мы руководствуемся знакомым правилом.Когда воспитанникам предлагаем изобразить модель недели, в первую очередь обращаем их внимание на то, что число элементов в модели должно соответствовать количеству дней недели. Все семь дней равны между собой, поэтому обозначаются одинаковыми по величине и форме элементами (например, бусинками, лепестками цветка и т. д.).
Когда дети самостоятельно изображают модель недели, нацеливаем их на то, чтобы элементы модели лучше располагать по кругу (в виде цветка с семью лепестками или бус с разными бусинками). На ней будет лучше видно, что после воскресенья опять приходит понедельник, и дни недели чередуются.
При работе с любой круговой моделью времени, в том числе с моделью недели, указываем один из элементов модели, например: "Определилепестком, какого цвета обозначен четверг, если понедельник обозначен синим?" Такую условность используем в начале работы с моделью, чтобы не повторять ее в вопросах. Например: "Покажи на схеме выходные дни", "Лепестком какого цвета обозначена среда?" При работе с круговыми моделями постоянно напоминаем детям, что на схеме все элементы расположены друг за другом по часовой стрелке.
Модель года и модель месяца представляем в виде различного вида календарей. Самой доступной моделью года для детей этого возраста является отрывной календарь. Дети легко усваивают, что листок – это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. По такой модели дети следят, что время идет и с каждыми сутками приближается ожидаемая дата (выходной, праздничный день или день рождения).
Более сложной моделью является календарь месяца, где отражается взаимосвязь между такими единицами времени, как сутки и неделя. Такую модель с детьми мы будем использовать в подготовительной группе. Когда дети научатся пользоваться месячным календарём, им несложно будет разобраться с настенным или карманным календарём года.
Роль и значение моделей в формировании знаний о времени очень велика. Именно знаково-символические модели помогают детям шестого года жизни осознавать существенные количественно-качественные признаки суток, прошедшие и будущие сутки (вчера, сегодня, завтра), и на их основе наглядно представить главные и существенные признаки времени. Важно отметить, что дети начинают понимать смысл задачи, поставленной педагогом, успешно овладевать элементарными действиями контроля и оценки собственной деятельности.
Таким образом, использование моделирования в развитии временных представлений дошкольников позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
Мы убедились, что все формы использования моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями
Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...
Конспект НОД в области « Познания» познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе « Формирование у дошкольников временных представлений и их последовательности».
Познакомить детей с понятием сутки, дни недели, неделя. Сформировать представление о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, семь суток – это неделя и в этом случае сутки называют днями недел...
"Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени"
Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени В детском саду, мы, воспитатели, формируем у дошкольников ...
Использование технологии моделирования при формировании элементарных математических представлений.
Использование технологии моделирования при формировании элементарных математических представлений....
Программа саморазвития «Использование технологии моделирования при формировании элементарных математических представлений».
Программа саморазвития ...
Презентация "Использование технологии моделирования при формировании у старших дошкольников представлений о времени"
Презентация "Использование технологии моделирования при формировании у старших дошкольников представлений о времени"...
" Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги"
В методической разработке расказано о возможности применения метода моделирования для формирования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи умения употреблять предлоги....