Статья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КНИГЕ.
методическая разработка (младшая группа) на тему
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КНИГЕ
Пирогова Алла Владимировна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №30 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга должность воспитатель
СТАТЬЯ
Каждую КНИГУ нужно уметь читать.
Паскаль Б.
Бесспорно, художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитание детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В детском саду воспитатели ставят задачу - заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Перед воспитателем стоит сложная задача-каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора .
Следует отметить, что умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
Конечно, это очень сложная задача - донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо.
Великий русский педагог и писатель - К.Д. Ушинский писал: «...не педагогически поступает тот, кто, стараясь объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой и иногда пустой рассказ целый том разнообразнейших словесных толкований».
Многие положения К.Д. Ушинского о восприятии литературных произведений, о развитии «дара слова» путем упражнений, начиная с раннего возраста, не утратили своего значения и в наше время.
Безусловно, совместное чтение книг с ребёнком дарит и взрослому, и малышу совершенно удивительные ощущения. Книга познакомит ребёнка с окружающими его предметами и их свойствами, действиями, которые малыш совершает в течение дня. Маленький читатель узнает много интересного о жизни животных.
Педагогические наблюдения позволили заметить, что малыши обычно разглядывают книгу всего несколько минут, а затем отвлекаются и начинают заниматься чем-то другим. Это вовсе не означает отсутствие интереса к книге, просто дети до определённого возраста не могут концентрировать своё внимание на одном предмете длительное время.
Следует иметь в виду, что детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать её вслух, поговорить о ней.
Исследователи первых шагов в мир книг Н.Е. Добрынина, Ю.А. Захарова, Е.Н. Шишова дают несколько советов педагогам и родителям, как правильно обращаться с книгой, чтобы доставить максимум удовольствия и малышу, и себе:
начинать занятие с книжкой, когда ребенок в хорошем настроении и не занят другой игрой.
рассматривать не более 2-4 картинок за один раз, но если ребенок проявляет настойчивое желание продолжать «чтение», то не ограничивайте его.
знакомство с предметами не обязательно совершать по порядку. Возможно, малышу захочется несколько раз послушать рассказ по одной и той же картинке с небольшим перерывом. Дать малышу возможность самостоятельно выбрать картинку.
показывать предметы и животных в реальности, чтобы ребенок мог узнать их на картинке.
рассказывая что-либо ребенку, обращать его внимание на детали рисунка. Например, если нарисована лошадка, попросить малыша показать, где у неё хвост, голова, уши.
дети любят слышать в рассказах и сказках собственные имена.
задавать ребенку вопросы, на которые он в состоянии дать ответ - издать нужные звук, показать предмет, повторить за вами какое-то действие.
в описании предметов использовать простые прилагательные, характеризующие ключевые свойства предметов (цвет, размер, форма).
используйте цвет предметов, окрашенных ярко и однотонно.
рассматривая картинку, старайтесь рассказать ребенку что-то новое.
сопровождать слова движениями, которые ребенок может повторить. Самостоятельно ему трудно сообразить, как надо двигаться в том или ином случае, а подражать взрослым дети очень любят.
по окончании работы обязательно похвалите малыша.
И в общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предлагается перечень художественной литературы для чтения детям 3-4 лет жизни.
Русские народные песенки, потешки.
Русские народные сказки.
Произведения поэтов и писателей России: З.Александровой, А. Барто , В.Берестова, В.Жуковского, Г. Лагздынь, С.Маршака , И.Токмаковой и др.
Таким образом, работа по приобщению малышей к книге не уйдет впустую, она поможет сблизить родителей и детей, разбудит желание у детей наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать, будет содействовать развитию активного и пассивного словаря.
Литература
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.-336 с.
2. Развитие речи малыша/Под ред. А.С.Батуева - М.: Айрис-пресс, 2008.-208с.:
3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_a.v.odt | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КНИГЕ
Пирогова Алла Владимировна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №30 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга должность воспитатель
СТАТЬЯ
Каждую КНИГУ нужно уметь читать.
Паскаль Б.
Бесспорно, художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитание детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В детском саду воспитатели ставят задачу - заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Перед воспитателем стоит сложная задача-каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора .
Следует отметить, что умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
Конечно, это очень сложная задача - донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо.
Великий русский педагог и писатель - К.Д. Ушинский писал: «...не педагогически поступает тот, кто, стараясь объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой и иногда пустой рассказ целый том разнообразнейших словесных толкований».
Многие положения К.Д. Ушинского о восприятии литературных произведений, о развитии «дара слова» путем упражнений, начиная с раннего возраста, не утратили своего значения и в наше время.
Безусловно, совместное чтение книг с ребёнком дарит и взрослому, и малышу совершенно удивительные ощущения. Книга познакомит ребёнка с окружающими его предметами и их свойствами, действиями, которые малыш совершает в течение дня. Маленький читатель узнает много интересного о жизни животных.
Педагогические наблюдения позволили заметить, что малыши обычно разглядывают книгу всего несколько минут, а затем отвлекаются и начинают заниматься чем-то другим. Это вовсе не означает отсутствие интереса к книге, просто дети до определённого возраста не могут концентрировать своё внимание на одном предмете длительное время.
Следует иметь в виду, что детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать её вслух, поговорить о ней.
Исследователи первых шагов в мир книг Н.Е. Добрынина, Ю.А. Захарова, Е.Н. Шишова дают несколько советов педагогам и родителям, как правильно обращаться с книгой, чтобы доставить максимум удовольствия и малышу, и себе:
- начинать занятие с книжкой, когда ребенок в хорошем настроении и не занят другой игрой.
- рассматривать не более 2-4 картинок за один раз, но если ребенок проявляет настойчивое желание продолжать «чтение», то не ограничивайте его.
- знакомство с предметами не обязательно совершать по порядку. Возможно, малышу захочется несколько раз послушать рассказ по одной и той же картинке с небольшим перерывом. Дать малышу возможность самостоятельно выбрать картинку.
- показывать предметы и животных в реальности, чтобы ребенок мог узнать их на картинке.
- рассказывая что-либо ребенку, обращать его внимание на детали рисунка. Например, если нарисована лошадка, попросить малыша показать, где у неё хвост, голова, уши.
- дети любят слышать в рассказах и сказках собственные имена.
- задавать ребенку вопросы, на которые он в состоянии дать ответ - издать нужные звук, показать предмет, повторить за вами какое-то действие.
- в описании предметов использовать простые прилагательные, характеризующие ключевые свойства предметов (цвет, размер, форма).
- используйте цвет предметов, окрашенных ярко и однотонно.
- рассматривая картинку, старайтесь рассказать ребенку что-то новое.
- сопровождать слова движениями, которые ребенок может повторить. Самостоятельно ему трудно сообразить, как надо двигаться в том или ином случае, а подражать взрослым дети очень любят.
- по окончании работы обязательно похвалите малыша.
И в общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предлагается перечень художественной литературы для чтения детям 3-4 лет жизни.
Русские народные песенки, потешки.
Русские народные сказки.
Произведения поэтов и писателей России: З.Александровой, А. Барто , В.Берестова, В.Жуковского, Г. Лагздынь, С.Маршака , И.Токмаковой и др.
Таким образом, работа по приобщению малышей к книге не уйдет впустую, она поможет сблизить родителей и детей, разбудит желание у детей наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать, будет содействовать развитию активного и пассивного словаря.
Литература
- 1. Общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.-336 с.
2. Развитие речи малыша/Под ред. А.С.Батуева - М.: Айрис-пресс, 2008.-208с.:
3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"
Данный мастер-класс для педагогов ДО.Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов и обмен опытом по развитию речи дошкольников. Задачи:...
Наглядно-информационная форма взаимодействия с родителями по вопросам развития речи и приобщения детей к художественной литературе. Выпуск газеты «Ребёнок и книга»
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу общей культуры. Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учрежде...
Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...
Статья "Развитие речи дошкольников с помощью приобщения к чтению детской художественной литературы"
Статья о роли художественной литературы в развитии речи дошкольников...
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской
Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"
Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...