Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема «Путешествие капельки Капы»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Полкова Татьяна Николаевна

Создание условий для познавательного развития детей посредством знакомства со свойствами и значением воды на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_puteshestvie_kapelki_kapy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Журавушка»

город Черногорск

республика Хакасия

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная область «Познавательное развитие»

в подготовительной группе

Тема «Путешествие капельки Капы»

                                                                       2015г.

Цель: Создание условий для познавательного развития детей посредством знакомства со свойствами и значением воды на Земле. 

Задачи:

Образовательные: 

  • Создать условия для формирования  у детей представления  о том, в каком виде вода существует в природе;
  • Актуализировать знания детей о молекулярном строении воды, находящейся в любом агрегатном состоянии, используя Метод Маленьких человечков и умение моделировать. (ТРИЗ);
  • Создать условия для формирования представления о видах природных водоёмов и источниках питьевой воды.

Развивающие:

  • Создать условия для развития поисковой  деятельности, творческого мышления;
  • Способствовать обогащению и активизации словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме НОД; развитию умения слышать звук, определять его место в слове.

Воспитательные:

  • Способствовать проявлению дружеских  отношений при работе в микрогруппе;
  • Продолжать совершенствовать умение договариваться, учитывать мнение партнёра;
  • Прививать бережное отношение к воде.

Материалы к занятию:

  • Кроссворды;
  • Макет из пластилина;
  • Карточки «Маленькие человечки»;
  • Алгоритмы;
  • Глобус;
  • Плоскостные модели из картона;
  • Фотографии.

Технические средства: 

  • Музыкальное сопровождение;
  • Видеотека.

Предварительная работа:

  • Чтение стихов и сказок о воде;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Прослушивание аудиозаписей «Шум дождя», «Морской прибой», «Времена года», П.И. Чайковского.
  • Экскурсии на природу.

Ход НОД:

1.Введение в проблемную ситуацию

Выставляется алгоритм НОД (по ходу карточки убираются)

- Дети, что мы сегодня будем делать? (Объединяются в семейки).

-Ребята я знаю что вы очень хорошо умеете отгадывать кроссворды, а если сможете отгадать мой, то услышите что-то интересное. Попробуем ребята?(Попробуем)

2.Актуализация знаний, умений

1

2

3

4

- В первой клеточке живёт буква, которая спряталась в слове «Весна» и стоит на первом месте

- Во второй клеточке живёт буква, которая спряталась в слове «гром» и стоит на третьем месте.

- В третьей клеточке живёт буква, с которой начинается слово «дождь».

- И в четвёртой клеточке запишем букву, которая стоит в слове «туча» на последнем месте.

- Дети, посмотрите на глобус и скажите, почему нашу планету называют голубой. Да, это моря и океаны делают её такой, и именно голубой она кажется из космоса.

Скажите, а с чего начинается вода? (с капельки).

- Послушайте, что вы слышите? (капает вода). Давайте поставим ведёрко, и в конце занятия посмотрим, сколько капелек убежало из крана.

3.Открытие нового знания

А я расскажу вам «Сказку о том, как рождается родник, ручей, по мотивам сказок М. Пластова (текст прилагается).

Сопровождаю свой рассказ показом на макете (см. материалы к занятию). Провожу игру моделирование «Рождение реки».

Цель: Развивать образное мышление, координацию движений, воображение, память, способность языком символов передать своё представление о явлениях природы. Проиграть, «прожить» процесс рождения реки.

Игровое задание: «Превратиться» в капельки и вместе смоделировать процесс рождения реки.

- Речная и озёрная вода – пресная, после очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны. Этой водой мы моемся, из неё готовим супы, компоты, чай (пробуют).

- Дети, а из чего состоит вода? (из Маленьких человечков) Как они ведут себя в воде? (держатся непрочно).

- А вода может находиться в другом агрегатном состоянии? Это снег, лёд. Как ведут себя Маленькие человечки? (держатся друг за друга очень крепко). Почему в северных широтах ледники не тают? Это огромный запас пресной воды.

Предлагаю семейкам смоделировать из карточек воду и лёд.

- Дети, как вы считаете, где больше всего воды? (в океане). Выложите модель океана (плоскостную).

- Где океан берёт воду – (из морей);

- Где море берёт воду – (из рек);

- Где берут воду реки – (из ручейков);

- А ручьи – (из родников);

- А родники – (из капелек дождя).

(Дети выкладывают модели в цепочку).

- Океаны и моря – это один огромный водоём или хранилище воды, она всё время перетекает из морей в океаны, из в моря. Поэтому все моря и океаны Земли объединены одним названием – Мировой Океан, и вода в нём солёная, для питья она не годится (пробуют).

4.Воспроизведение нового  в типовой ситуации

Провожу игру «Волшебная палочка».

Цель: Учить образовывать из существительных прилагательные, добиваться возможности высказаться всем детям, соблюдать правила игры (не выкрикивать).

Игровые действия: Дети сидят на стульях в кругу так, чтобы все могли друг друга видеть. Передавая друг другу «волшебную палочку», они подбирают прилагательные к слову «вода», отвечая на вопрос: «Какая бывает вода?».

- Дети, а теперь представьте на минутку, что вода исчезла! Что тогда произойдёт? (дети высказывают догадки).

- Давайте попробуем создать «корзину» идей, в которую мы будем складывать свои идеи о том, где можно взять воду!

Обобщаю мысли и ответы детей:

- Вода есть в родниках, ручьях, озёрах, прудах, реках, падает на Землю в виде дождя. Это пресная вода, потому что в ней нет столько соли, как в морской.

Морская вода для питья не годится, но в ней живёт разная рыба, моллюски, водоросли. (смотрят отрывок фильма «Подводный мир»).

5.Итог НОД

Дети приносят ведро с водой, рассматривают, делают вывод, о том, что очень много капелек убежало из крана.

-Ребята, а как вы думаете, как нужно относиться к воде?(воду нужно экономить, всегда использовать в меру, наливать воды в стакан столько, сколько выпьешь.

-Я предлагаю в нашу умывальную комнату повесить вот такой знак «Берегите воду»

-Как вы думаете, о чём он будет нам напоминать?( что воду нужно беречь).

-Давайте произнесём все вместе пословицу «Воду попусту не лей, дорожить водой умей!»

«Вы слыхали о воде»?

Говорят, она везде!

В луже, море, в океане

И в водопроводном кране

Вы в пруду её найдёте

И в сыром лесном болоте

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой льётся.

Без неё нам не умыться

Не наесться, не напиться.

Мы привыкли что вода

Наша спутница всегда!

(Н. Рыжкова «Волшебница вода»)

Литература

1. С.А. Скороходова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» Москва «Скрипторий» 2003 г. 2-е издание.

2. Т.И. Попова «Мир вокруг нас» Москва «Линка Пресс» 1998 г.

3. В.Н. Волчкова Н.В. Степанова «Познавательное развитие. Конспекты занятий в старшей группе детского сада» Воронеж Т Ц «Учитель» 2005 г.

4. Н.А. Рыжкова «Наш дом – природа», «Волшебница вода» Москва «Линка Пресс» 1999 г.

Сказка о том, как рождаются родник, ручей и река

(по мотивам сказок М. Пластова)

Как известно, вода начинается с капельки, такой маленькой, кругленькой, прозрачной. Жили-были на свете капельки в туче. С дождём попали они на дерево. Вот сидят капельки, смотрят на окружающий мир да радуются. Зелень после дождя яркая, воздух чистый, а в небе радуга красивая. Посидели-посидели капельки и решили спрыгнуть на землю в лужу, а затем просочились под землю и пошли гулять там. Сходили в гости к Медному королю, затем к Железному и Серебряному. Наградили их короли частичками меди, железа и серебра. Спели они песни подземных вод, взялись за руки и стали выбираться на поверхность Земли. В том месте, где выбрались, забил родник с чистой водой. Вода была целебная, приходили звери, прилетали птицы попить водички. Люди хвалили эту воду, называли её минеральной. Содержала она и железо, и медь, и серебро.

Стало скучно капелькам в роднике, и задумали они погулять по свету, мир посмотреть, себя показать. Превратился родник в ручеёк. Побежал ручеёк по камешкам, пригорочкам, а к нему сбегали другие ручьи. Соединялся наш ручей с остальными, становился шире, глубже и превратился в реку. Ветер гонит воду на реке ласковой волной, и бежит она к морю. . .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну слов»

Данный материал поможет создать положительный эмоциональный настрой, развивать фантазию и интерес к речевому творчеству....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной группе. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Программное содержание:Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращ...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: ФЭМП» (средняя группа) Тема: "Путешествие в страну Математику"

Данный конспект может быть использован воспитателями для организации образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе....

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательной развитие» в подготовительной группе Тема: «Живой мир вокруг нас»

Цель: Расширение и закрепление представления об особенностях внешнего вида диких животных и лесов нашей Родины Задачи:-закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Зак...

Конспект ООД по образовательной области познавательное развитие в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в Кроноцкий заповедник»

Конспект ООД по образовательной области познавательное развитие в подготовительной группе.Тема: «Путешествие в Кроноцкий заповедник»Программное содержание:Продолжать расширять представлени...