«Содержание предметно – пространственной среды условия её организации в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО»
консультация (старшая группа) на тему

Материал предназначен для воспитателей ДОУ  с целью: сформировать представление педагогов о требованиях к организации предметно – пространственной среды в группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Содержание предметно – пространственной среды  условия её организации в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: Сформировать представление педагогов о требованиях к организации предметно – пространственной среды в группе.

Образовательная развивающая среда рассматривается как система целесообразно отобранных и гармонично включенных в пространство жизни детей средств (бытовых, культурных, дидактических, игровых), обеспечивающих успешную реализацию учебно-воспитательных целей дошкольного образования.

Вводимый в настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на создание образовательного пространства, отвечающего принципам амплификации (обогащения), трансформации, полифункциональности, гибкости. Исходя из этого, важной задачей дошкольных образовательных организаций является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя.Образовательное пространство организуется таким образом, чтобы дети сами выступали с инициативой своего развития, чтобы взрослый, видя, в какой области лежит мотивация их деятельности, подсказал, как построить процесс познания, помог получить наглядный результат, оформить его, обсудить и сделать положительным переживанием, достоянием коллектива и достижением собственной жизни. Не указывая, что нужно делать, но, зная, как образована конкретная область знания и из чего складывается процесс освоения ее содержания, взрослый обустраивает среду для полноценной жизни и деятельности детей.
Окружение ребенка должно стимулировать его познавательную, моторную и сенсорную активность, способствовать развитию речи. Оно должно быть местом, которое ребенок воспринимает как дружелюбное, устойчиво-постоянное, интересное для практического освоения и познания. Должно быть обеспечено накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений в процессе специальных игр-занятий и в повседневной жизни.

Содержание предметно – пространственной среды

по познавательному развитию:

- лото, домино в картинках;

- предметные, сюжетные картинки, тематические наборы (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии);

- макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, разного цвета, прочности, тяжести;

- иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мысорубка, стиральная машина и т.д.);

- картинки с изображением частей суток и их последовательности;

- мелкая и крупная геометрическая мозайка;

- «чудесный мешочек» или «ящик ощущений»;

- игры на интеллектуальное развитие;

- наглядно – дидактические пособия : мир в картинках, инструменты, бытовая техника, посуда, мой дом и т.д.

-наглядно – дидактические пособия из серии «Рассказы по картинкам»;

- фланелеграф;

- коробочки с условными символами «Рукотворный мир», «Природный мир» и соответствующий материал к ним;

- карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги, ткани, глины, и т.д.;

- алгоритмы линейных и разветвленных типов;

- контурные и цветные изображения предметов;

- пособия для нахождения сходства и различия;

- пособия для составления целого из частей;

- пазлы;

- схемы звукового состава слов, состоящие из клеток без картинок;

- материалы для развития у детей графических навыков;

- доска, мел, указка;

- макеты;

- спиралевидные модели на познание временных отношений;

- картинки с изображением космического пространства, планет, звезд, космического корабля;

- шашки;

- календарь недели;

Содержание предметно – пространственной среды

по формированию элементарных математических представлений:

- игры на развитие ориентировки по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам;

- игры на составление целого из 10-12 частей: «Лоскутное одеяло», «Пазлы» и т.д.;

- игры на освоение отношений «часть - целое»;

- игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди пять отличий», «Найди одинаковые домики» и т.д.;

- игры на установление последовательности предметов по степени возрастания: «Разложи предметы по высоте» и.т.д.;

- игры на поиск недостающего предмета в ряду;

- геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету и размеру;

- числовой ряд;

- цветные счетные палочки;

- развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Колумбово яйцо», «Составь куб», «Уникуб» и т.д.;

- счеты;

- песочные часы;

- чашечные весы;

- счетная лесенка;

- наборное полотно;

- числовые карточки с изображением от 1 до 10 кругов (квадратов, треугольников и т.д.).

Содержание предметно – пространственной среды

в уголке экспериментирования:

- земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни, остатки частей растений;

- емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения;

- клеенка;

- формочки для изготовления цветных льдинок;

- игрушка «мыльные пузыри», различные соломинки, трубочки для пускания мыльных пузырей;

- маленькие зеркала;

- магниты;

- электрические фонарики;

- бумага, фольга;

- подкрашенная вода разных цветов и разных оттенков;

- пипетки;

- деревянные катушки из - под ниток;

- стекла разного цвета;

- увеличительное стекло;

- поролоновые губки разного размера, цвета, формы;

- набор для экспериментирования с водой и песком: ёмкости 2-3 размеров и разной формы, предметы – орудия для переливания и пересыпания, плавающие и тонущие игрушки и предметы;

- леечки, кулечки, ведерки с отверстиями, брызгалки;

- защитная одежда для детей (халаты, фартуки, нарукавники)

Содержание предметно – пространственной среды

в уголке природы.

- макеты природно – климатических зон;

- макет – панорама леса в разные времена года;

- коллекции камней, ракушек, семян;

- библиотека познавательной природоведческой литературы, энциклопедии;

- иллюстрации с изображением признаков сезона, отражающие состояние живой и неживой природы, особенности явлений погоды, типичные виды сезонного труда и отдыха;

- комнатные растения: алоэ, амаралис, аспарагус, бегонию вечноцветущую, бегонию Рекс, бегонию крапчатую, бриофиллюм, зебрину, зигокактус, кливию, каланхоэ, комнатный виноград, семполию, традесканцию гвианскую, хлорофитум.

- муляжи овощей, фруктов;

- календарь погоды;

- календарь природы;

- дневники наблюдений;

- инвентарь для ухода за растениями(лейки, брызгалки, салфетки, щеточки, кисточки, палочки с заостренными концами, совки);

- «Зимний огород» для проращивания луковиц, крупных и мелких семян;

- модели для обобщения объектов природы по определённым признакам;

- семена цветочных растений и овощей для посадок на грядке;

- иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений, животных;

- иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка);

- иллюстрации с изображением частей растений (корень, стебель, листья, цветок, плод);

- картинки с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений, за которыми ухаживаю дети (цветочек радуется, цветочек грустит);

- деревянные брусочки, спилы разных сортов дерева;

- кормушки и корм для птиц;

- иллюстрации с изображением животных жарких стран и Севера, перелетных, зимующих, кочующих птиц;

- дидактические игры на освоение основных правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности;

- энциклопедии на природоведческую тематику;

- иллюстрации изображающие жизненные функции растений и животных (получение питания и его дальнейшее усвоение);

- иллюстрации о росте, развитии и размножении живых существ, о стадиях роста и развития хорошо знакомых детям растений и животных разных сред обитания, о цикличности роста и развития  на каждой стадии;

- иллюстрации о взаимодействии живых организмов в сообществах, о составе сообществ (водоема, леса, луга);

- иллюстрации, изображающие роль человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы;

- иллюстрации наземной, воздушной, наземно – воздушной среды обитания и их представителей;

- иллюстрации или схемы, изображающие цепи питания;

- дидактические игры на природоведческую тематику;

Содержание предметно – пространственной среды по конструированию.

- конструкторы разного размера;

- мыгкие и крупные модули;

- фигурки людей, животных, птиц и их детенышей;

- образцы построек различной сложности;

- игрушки бытовой тематики;

- природный и разнообразный полифункциональный материал;

- крупные и мелкие объемные формы (бруски, кирпичики, цилиндры и т.д.);

- тематические конструкторы;

- строительные материалы из коробок разной величины;

- транспортные игрушки, светофор.

Содержание предметно – пространственной среды по социально – коммуникативному развитию.

- иллюстрации с ярко выраженным эмоциональным состоянием у взрослых и детей;

- фотоальбомы детей группы и отражающие жизнь группы и детского сада;

- система зеркал разной величины и формы;

- набор фигурок, изображающих взрослых разного возраста и детей;

- иллюстрации с изображением детей разного возраста, пола; их типичных занятий и игрушек, одежды;

- картинки, фотографии, скульптурные композиции, отражающие сюжеты общения, совместные дела, любовь и т.д.;

- энциклопедии, д/и, пособия по валеологии;

- наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности;

- иллюстрации с изображением заботливого отношения взрослых к детям, животным;

- семейные фотографии воспитанников;

Содержание предметно – пространственной среды по

патриотическому воспитанию.

- российский флаг, герб, портрет президента;

- иллюстрации и макеты военной техники;

- иллюстрации к былинам, портреты былинных богатырей;

- фуражки: летчика, ракетчика, танкиста и т.д.

- портреты героев ВОВ;

- иллюстрации с изображением родов войск;

- иллюстрации с изображением вооружения и доспехов древних русских войнов;

- иллюстрации сражений;

- фотографии памятников России и родного города;

- книги о родном городе;

- иллюстрации к сказкам народов России;

- изделия народных промыслов, народные игрушки;

- настольно-печатные игры, пазлы, вкладыши;

- энциклопедии о России;

- картины для рассмотрения и бесед с детьми: В.Васнецов «Богатыри», С.Герасимов «Мать партизана», И.Евстигнеев «Под Сталинградом» и т.д.;

Содержание предметно – пространственной среды по физическому развитию:

- оборудования для ходьбы, бега, для равновесия: валик мягкий, коврики, массажные дорожки, длинный шнур, мешочки с песком ;

- Оборудования для прыжков: мат, деревянный куб, плоские обручи, гимнастические палки, плетеный шнур 75 см.;

- оборудования для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей, резиновые мячи, мяч-шар надувной, обруч малый, пластмассовые шарики, набивные мячи;

- оборудования для ползания и лазанья: лесенка – стремянка двухпролётная, игровой лабиринт;

- оборудование для ОРУ: массажные мячики, резиновые мячики, плоский обруч, палка гимнастическая короткая и длинная, колечко с лентой, кольцо резиновое малое и большое;

- атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны);

- гимнастическая скамейка, бревно;

- флажки, платочки, султанчики, шары, шарики на резинке скакалки, мячи;

- ребристая доска;

- дуги, кегли, воротца;

- гимнастическая стенка;

- мягкие легкие модули, туннели;

- горизонтальная и вертикальная мишень;

- пособия для дыхательной гимнастики (бумажные снежинки, вертушки);

- гантели 150г.;

- оборудование к спортивным играм «Баскетбол», «Бадминтон», «Футбол», «Городки»;

- кольцеброс;

- Мешочки с грузом малые (масса 150-200 г.) и большие (масса 400 г.);

Содержание предметно – пространственной среды по игровой деятельности:

- Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детёнышей;

- игрушки транспортные разного вида и назначения;

- игрушки изображающие предметы труда и быта;

- куклы, представляющие разные профессии;

- куклы, изображающие представителей разных народов;

- куклы изображающие людей разного возраста;

- набор посуды;

- многофункциональные ширмы;

- модули  - макеты игрового пространства;

- «кукольный уголок», «спальня», «кухня», «прачечная», «больница», «парикмахерская или салон красоты», «больница», «гараж», «мастерская», «космонавты», «школа», «телестудия», «кафе», «редакция газеты/журнала», «гипермаркет», «почта»;

- одежда для ряженья;

- зеркало;

- бижутерия из различных материалов не опасных для жизни ребенка;

Содержание предметно – пространственной среды по театрализованной и музыкальной деятельности:

- разные виды театры: настольный, на ширме, на фланелиграфе, тростевой, теневой, магнитный, пальчиковый, перчаточный;

- игрушки – забавы;

- маски, шапочки;

- ширмы, фланелеграф;

- аксессуары сказочных персонажей.

- музыкальные инструменты: пианино, гармошка, гитара, погремушка, барабан, бубен, металлофон, треугольник, колокольчики, свирель, рожок, балалайка;

- картинки к песням;

- музыкальные игрушки: шарманки, шумелки, стучалки;

- магнитофон;

- набор шумовых коробочек;

- аудиозаписи: песен, фрагменты детской классической музыки, колыбельные и т.д.;

- альбомы с изображением музыкальных инструментов;

Содержание предметно – пространственной среды по речевому развитию.

Детские книги, иллюстрации к детским произведениям, сюжетные картинки, литературные игры, игры с грамматическим содержанием; портреты писателей и поэтов; книжки – раскраски; книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки; рисунки детей к литературным произведениям; необычные предметы которые упоминаются в произведении.

Содержание предметно – пространственной среды по художественно – эстетическому развитию:

- произведения народного искусства или альбомы: народные глиняные игрушки, игрушки из дерева, предметы из резной березы, расписные разделочные доски, кружево, вышивки, расписная посуда, игрушки из соломы;

- декоративно – оформительское искусство: варианты оформления поздравительных открыток, комнат, атрибутов для игр;

- графика: книжная, станковая, прикладная, плакат;

- произведения живописи: натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись – о детях, о животных, о спорте, сказочный жанр;

- скульптура: малых форм, монументальная, декоративная, станковая, объемная, рельефная;

- фотографии и иллюстрации различных сооружений и различных видов архитектуры;

- цветоспектр основных цветов и оттенков;

- заготовки для рисования, вырезания по какой – либо форме;

- бумага разной фактуры;

- цветные карандаши, фломастеры, гуашь, сангина, угольный карандаш, белила, восковые мелки;

- кисти (щетинистые, беличьи)и подставка для кисти;

- глина, салфетки из ткани;

- ёмкости для промывания ворса 2 шт. на одного человека;

- салфетки из ткани для осушения кистей после промывания и приклеивания готовых форм;

- готовые заготовки;

- печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров;

- пластины, для намазывания клеем;

- мольберт;

- альбомы для раскрашивания;

- ножницы, клей;

- фоны разного цвета, размера и формы;

Таким образом, образовательное пространство современного детского сада, построенное на принципах полифункциональности, гибкости, трансформируемости, призвано обеспечить высокий уровень качества дошкольного образования в целом и успешное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Используемая литература:

  1. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007
  2. Кирьянова Р. А. Проектирование предметно – развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2007
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС

Основными пользователями федеральных государственных требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являю...

Организация предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС

Презентация "Органиазция предметно-развивающей среды в групповой комнате старшей группы"...

Сообщение на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС».

Слайд №1Главным условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей, эмоционально комфортной образовательной среды для дошкольников.Важнейшие образовательные ориентиры:...

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в средней группе в соответствии с ФГОС

Предметно-пространственная развивающая образовате ФГОС по 5 образовательным областям:1.социально-коммуникативное развитие;2.познавательное развитие;3.речевое развитие;4.художественно-эстетическое разв...

Статья об организации развивающей предметно-пространственной среды в 1-й младшей группе в соответствии с ФГОС.

Ознакомление с организацией развивающей предметно- пространственоой среды в 1-ой младшей группе...

Развивающая предметно-пространственная среда летнего участка 2 младшей группы в соответствии с ФГОС ДО.

Создавая РППС на участке нашей группы мы опирались на следующие принципы:- принцип безопасности,- принцип доступности,- принцип трансформируемости,- принцип полифункциональности,- принцип ва...

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС

Дети  подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, их игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Предметная среда должна предоставлять ...


 

Комментарии

Лыткина Надежда Владимировна

Информация очень полезная и нам, как практикам помогает построить среду в группе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.