Тема: « Игра как средство формирования коммуникативной , творческой и познавательной деятельности детей.»
методическая разработка (младшая группа) по теме
Постановка проблемы:
Игровая деятельность является важным элементом в развитии познания, коммуникации и творческой деятельности детей, но в последнее время игра утрачивает свою значимость .
Актуальность:
Классики русской педагоги К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников.
Изучив широко известные книги: Б.Н.Никитина "Ступеньки творчества или развивающие игры", З.М.Богусловского "Развивающие игры", Л.А.Венгера "Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей", М.И."Чистяковой "Психогимнастика", учебно-методические пособия, разработанные коллективом научного центра имени Л.А.Венгера, а также ряд других изданий.
Я поняла, что игровая деятельность в интеграции способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, то есть воспитывать творческую личность. Путь, который ребенок проходит в своем развитии в дошкольные годы, огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.
Это имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня. Игра является действенным средством познавательного и социального, физического к психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры.
Цель проекта:
Развивать игровую деятельность с детьми и показать родителям степень понимания игры как средства формирования познавательной, коммуникативной и творческой деятельности детей.
Задачи:
1. Расширить понятие игровой деятельности детей
2. Показать родителям значимость игры в формировании коммуникативной, познавательной,творческой, художественно-эстетической деятельности детей
3. Формировать уважение, доверие, взаимопонимание и желание взаимопомощи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 33.32 КБ |
prezentaciya_igra.odp | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Лист участника
методического объединения для воспитателя
младшего дошкольного возраста
Ф.И.О. Быкова Мария Александровна
Должность:Воспитатель
Образовательное учреждение: ГБОУСОШ им. Кузнецова с. Курумоч
структурного подразделения детский сад
« Светлячок» муниципального района Волжский
Самарской области.
Стаж педагогической работы: 17 лет
Стаж работы в учреждении: 17 лет
Образование: среднее специальное
Тема выступления: « Игра как средство формирования коммуникабельной, творческой и познавательной деятельности детей.»
ГБОУСОШ им. Кузнецова с. Курумоч структурного подразделения детский сад« Светлячок» муниципального района Волжский Самарской области.
Выступление на методическом объединении
для воспитателей младшего дошкольного возраста
Тема: « Игра как средство формирования коммуникативной ,
творческой и познавательной деятельности детей.»
Выполнила:
Воспитатель
Быкова Мария Александровна
с. Курумоч 2012 год.
Содержание
- 1.Методологическая характеристика проекта.............................................................1-3
1.1.Проблема
1.2. Актуальность
1.3. Цель
1.4.Задачи
1.5. Этапы работы над проектной деятельностью
1.6.Формы и методы работы с детьми
1.7.Ожидаемые результаты.
Глава I. Введение......................................................................................................... ..3-4
Глава II Основная часть....................................................................................................4
2.1.Педагогические направления в организации свободной игры детей ................ ...4
2.2. Диагностика исследования детей в образовательной области «Социализация».. Диагностическое исследование для родителей. Психологический тест «Игрушка, которая мне нравится».................................................................................................... ..5
2.3. Интеграция образовательных областей в игровой деятельности детей
и родителей......................................................................................................................5-7
Глава III Заключение..........................................................................................................8
3.1.Подведение итогов по диагностике игровой деятельности............................. …... 8
4. Приложение ................................................................................................................9-11
- 5.Используемая литература:..............................................................................................12
1
1 Методологическая характеристика проекта
Постановка проблемы:
Игровая деятельность является важным элементом в развитии познания, коммуникации и творческой деятельности детей, но в последнее время игра утрачивает свою значимость .
Актуальность:
Классики русской педагоги К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников.
Изучив широко известные книги: Б.Н.Никитина "Ступеньки творчества или развивающие игры", З.М.Богусловского "Развивающие игры", Л.А.Венгера "Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей", М.И."Чистяковой "Психогимнастика", учебно-методические пособия, разработанные коллективом научного центра имени Л.А.Венгера, а также ряд других изданий.
Я поняла, что игровая деятельность в интеграции способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, то есть воспитывать творческую личность. Путь, который ребенок проходит в своем развитии в дошкольные годы, огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.
Это имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня. Игра является действенным средством познавательного и социального, физического к психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры.
Цель проекта:
Развивать игровую деятельность с детьми и показать родителям степень понимания игры как средства формирования познавательной, коммуникативной и творческой деятельности детей.
Задачи:
1. Расширить понятие игровой деятельности детей
2. Показать родителям значимость игры в формировании коммуникативной, познавательной,творческой, художественно-эстетической деятельности детей
3. Формировать уважение, доверие, взаимопонимание и желание взаимопомощи у детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап подготовительный
Психологический тест «Игрушка, которая мне нравится».
Проба ( проводится с каждым ребёнком индивидуально). Ребёнку из десяти игрушек предлагают выбрать ту которая ему нравится. Набор игрушек может быть произвольным, например: заяц, телефон, машина большая, машина маленькая, книга,конструктор, пазлы,
2
мячик, пирамидка, кукла. Когда ребёнок выбирает игрушку ,его фотографируют с ней. Затем показывают родителям этот же вариант игрушек и предлагают угадать, какую игрушку выбрали бы ваш ребёнок, затем показ фотографий.
2 этап основной
- работа с детьми
- работа с родителями
« Схема осуществления проекта по основным видам деятельности».
Социализация | С.р игра: «Наши игрушки». Дид.игра: «Чьи детки?», «Назови ласково» Игра-драматизация: «Репка», «Колобок» |
Познание | Беседа: «Игрушки которые живут в нашей группе» Заучивание потешек: « Машенька» Загадки об игрушках. |
Коммуникация | Рассматривание сюжетных картин: « Мы играем» Дид. Игра « Чья вещь». |
Чтение художественной литературы | Чтение стихотворения А.Барто из цикла «Игрушки» Дид. игра « Доскажи словечко» |
Продуктивная деятельность | Рисование: «Погремушка». Лепка: «Угостим друзей чаем» Аппликация: «Красивый полосатый коврик» Конструирование: «Гараж для машины» |
Физ. оздоровительная деятельность | Спортивный досуг: «Двигательные упражнения» |
Развивающая среда | Пальчикова гимнастика « Семья» Развивающая игра «За рулём» Настольные игры (мозайка, кубики и т.д.) |
Безопасность | Беседа: «Если ты остался дома один» Ситуация: «Что делать, если ты потерялся» |
Музыкально-дидактические игры | Дид игра « Что за звук?», « Кто позвал?» |
Работа с родителями | Выставка фотографий с любимыми игрушками Консультация: «Как научить ребёнка играть» Фотоконкурс «Как мы играем дома» Оформление стенда: «Рисунки моя любимая игрушка» Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Совместные игры дома» |
3 этап заключительный
Ожидаемые результаты:
☼Вместе с родителями мы смогли вступить в мир детской игры
☼ Научились говорить с ребёнком на его языке
☼Любить детей такими. какие они есть.
3
☼Играя мы научили детей: доверять друг другу, предвидеть стратегию ролевого поведения.
☼Создали условия для развития творческих способностей детей, раскрыли их индивидуальности, созданы предпосылки для дальнейшего их развития
Глава I. Введение
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.»
В. А Сухомлинский
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не только в воспитательной - образовательной деятельности, а в ведущей и главной деятельности дошкольника в игре.
Самое существенное изменение, которое отмечают психологи, но и опытные дошкольные педагоги, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетный-ролевые игры.
Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.
Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети
сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть "школой произвольного поведения", но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях
4
воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:
игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельность, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста;
·игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью;
·развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т. е. социальных явлений.
Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности — это игра.
Глава II Основная часть
2.1.Педагогические направления в организации свободной игры детей сводятся к следующему:
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
- Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
-Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
- Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
- Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих. Очень рекомендуем включать в игру малышей старших детей.
-Проявлять интерес к играм детей через интеграцию воспитатель но-образовательную деятельность.
5
2.2. Диагностическое исследования детей в образовательной области «Социализация».. Диагностическое исследование для родителей. Психологический тест «Игрушка, которая мне нравится».
В сентябре мы провели диагностическое исследование по развитию игровой деятельности и выявили следующие результаты:
критерии
высокий норма средний низкий
0% 14% 68% 18%
Чтобы выяснить у родителей степень понимания ими своего ребёнка на игровом содержании,
я провела психологический тест « Игрушка которая мне нравится»
И выявила ,что родители и их дети выбирают часто разные игрушки, т. е. их интересы не всегда совпадают .
Отсюда видно , что родители уделяют мало игровой деятельности ребёнка и поэтому она однообразна и скушна.
№ | Большая машина | заяц | телефон | конструктор | кукла | пирамидка | пазлы | Маленькая машина | книга | мяч |
родители | 7 | 1 | 0 | 5 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
дети | 1 | 1 | 0 | 4 | 1 | 3 | 4 | 2 | 1 | 3 |
2.3.Интеграция образовательных областей в игровой деятельности детей и родителей.
№ | Образовательная область | Деятельность воспитателя | Цель | Деятельность детей | результаты |
1 | Социализация | С.р игра: «Наши игрушки». Дид.игра: «Чьи детки?», «Назови ласково» Игра-драматизация: «Репка», «Колобок» | Развить игровую деятельность детей | Развивают игровую деятельность со сверстниками | Сформированное внимание детей на игровую деятельность |
2 | Познание | Беседа: «Игрушки которые живут в нашей группе» Заучивание потешек: « Машенька» Загадки об игрушках. | формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. | Развивают наблюдательность,речь и внимание | Развито у детей познавательный интерес и интеллектуальное развитие |
3 | Коммуникация | Рассматривание сюжетных картин: « Мы играем» Дид. Игра « Чья вещь». | учить детей составлять короткий рассказ на заданную тему, передавая свои личные впечатления. | Рассматривают картину, развиваю память,речь, отвечают на вопросы воспитателя | Воспитали бережное отношение к игрушкам. Воспитали эстетический вкус. |
4 | Чтение художественной литературы | Чтение стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки» Дид. Игра: « Доскажи словечко» | познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. | Прослушали прочитанные стихотворения, рассмотрели иллюстрации | Воспитатели умение слушать прочитанные произведения. Активны в дидактической игре |
5 | Продуктивная деятельность | Рисование: «Погремушка». Лепка: «Угостим друзей чаем» Аппликация: «Красивый полосатый коврик» Конструирование: «Гараж для машины» | Развитие детского творчества | Рассматривание образцов, рисунков, фигурок,обыгрывать постройки | Подбирают соответствующие цвета,умеют раскатывать кусочки пластилина,украшают заготовки из бумаги,умеют располагать кирпичики, пластины вертикально. |
6 | Физ. оздоровительная деятельность | Спортивный досуг: «Двигательные упражнения» | Формировать у воспитанников пользоваться физкультурным оборудование в свободное время | Выполняют различные движения | Сформировали воспитанников пользоваться физкультурным оборудование в свободное время |
7 | Развивающая среда | Пальчикова гимнастика « Семья» Развивающая игра «За рулём» Настольные игры (мозайка, кубики и т.д.) | содействовать становлению ребёнка как личности | Общение со сверстниками | Сформировали принцип активности, самостоятельности, творчества |
8 | Безопасность | Беседа: «Если ты остался дома один» Ситуация: «Что делать, если ты потерялся» | выяснить готовность ребенка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице. | Рассматривание картинок, иллюстраций. | Соблюдение элементарных привалов поведения дома и в саду. |
9 | Музыкально-дидактические игры | Дид игра « Что за звук? », « Кто позвал?» | Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек | Рассматривание игрушек ,игра с музыкальными предметами | Развитие ритмического слуха |
10 | Работа с родителями | Выставка рисунка «Моя любимая игрушка» Консультация: «Как научить ребёнка играть» Фотоконкурс «Как мы играем дома» Оформление стенда: «Рисунки моя любимая игрушка» Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Совместные игры дома» | Показать родителям значимость игры в формировании коммуникативной, познавательной,творческой, художественно-эстетической деятельности детей | Принесли рисунки нарисованные вместе с детьми, фотографии по игровой деятельности в доме | Получили информацию по консультациям, рассмотрели поделки и рисунки детей, ознакомились с динамикой по игровой деятельности |
- Глава III Заключение.
Активно используя в работе элементы интегрированные обучения в игровой деятельности убедилась, что у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Развивающие игры помогают формировать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения.
Ожидаемые результаты:
☼Вместе с родителями мы смогли вступить в мир детской игры
☼ Научились говорить с ребёнком на его языке
☼Любить детей такими. какие они есть.
☼Играя мы научили детей: доверять друг другу, предвидеть стратегию ролевого поведения.
☼Создали условия для развития творческих способностей детей, раскрыли их
индивидуальности, созданы предпосылки для дальнейшего их развития.
7
3.1.После проведения интеграции образовательных областей в игровой деятельности детей и родителей. Была проведена повторная диагностика детей в игровой деятельности .
Результаты диагностики показывают, что воспитатели и родители обеспечили выполнение запланированных задач по усвоению младшего дошкольного возраста, повысили по высокому0%-2% , норме14%-17% среднему68%-14% и низкому18%-3% уровню своих знаний к игре.
Таким образом:
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра– это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
8
- Приложение№1
Игрушки. Стихи Агния Барто
ЗАЙКА
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
МИШКА
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
ЛОШАДКА
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поедем в гости
МЯЧИК
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Загадки об игрушках
Матрёшка
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Ванька-встанька
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу - встаёт опять
И стоит-качается.
9
Кукла
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять.
Приложение№2
Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе
Образовательная область «Социализация»
Игрушки нашей группы
Быкова М.А.воспитатель
ГБОУ СОШ с. Курумоч
Детский сад « Светлячок» №17
Цель: формировать первичные представления детей о разных видах игровой деятельности ;
Задачи:
-воспитывать у детей любовь и бережность к своим игрушкам;
-развивать общительность и коммуникабельность;
-воспитывать партнёрские отношение во время коллективной игры.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», « Познание», « Труд».
Материал: кукла Незнайка, игрушки групповой комнаты (куклы , машины, кубики, посуда, мебель).
Ход:
- Сюрпризный момент: Незнайка.
Педагог вместе с детьми встречает гостя, приглашают к себе в группу.
Незнайка просит детей показать ему групповую комнату и рассказать об игрушках и любимых играх.
- Педагог начинает рассказ первым:
-Друзья, посмотрите как много у нас игрушек, все они имеют свои домики.
- Машины стоят у нас в гараже
- кубики, пластины, перекрытия лежат у нас в ящике.
- Мячи, скакалки, обручи и кегли в каком уголке находятся?( Ответы детей).
-А если мы захотим послушать интересную сказку, то мы с вами пойдём ( какой уголок?) ( Ответы детей)
- А если нам захотелось порисовать, то мы с можем сделать в уголке
« Карандаша».
10
- Далее педагог предлагает одному ребёнку по выбору взять игрушку и рассказать о
ней.
Примерный рассказ детей: (- это машина. Она красная. Эту машину называют пожарной, потому что она тушит пожар.)
Педагог следит за тем ,чтобы дети умели слушать друг друга и помогали, если возникнут затруднения.
- После того как все дети расскажут о своих любимых игрушках, проводится сюжетно- ролевая игра « Угости друзей чаем»
педагог распределяет роли среди детей:
-Кто будет накрывать на стол скатерть?
-Кто будет ставить на стол чашки?
-Кто будет раскладывать ложки?
- Кто будет ставить на стол печенье, конфеты?
- Кто будет ставить на стол салфетки?
- Кто будет приглашать гостей и какие слова при этом он должен сказать
В конце игровой деятельности Незнайка благодарит детей за угощение и хорошие рассказы о любимых игрушках.
11
Используемая литература:
- М.А.Васильева, В.В.Гербова «Программа обучения и воспитания в детском саду»
- Б.Н. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игра»
- К.К.Утробина «Занимательная физкультура для дошкольников»
- А.С.Галанова «Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет»
- Л.А.Венгер «Игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»
- Е.А.Тимофеева «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста»
- Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко «Угадай как нас зовут»
- З.В.Лиштван «Конструирование в детском саду»
- О.С.Рудик «Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности»
- З.М. Богусловская «Развивающие игры»
- Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности» .
- Л.А.Венгера « Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей»
- М.И. Чистякова «Психогимнастика».
- Л.А. « учебно методические пособия»
12
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей"
Консультация содержит информацию для воспитателей...
Консультация на тему :«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».
«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста»....
Консультация для воспитателей "Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей"
Консультация посвящена вопросу использования игр для развития реальных отношений: как товарищей, партнеров.Эти качества необходимы для становления личности адаптированной к обучению в школе....
Консультация для родителей "Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей".
Консультация для роди телей.Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей....
Консультация для родителей на тему «Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей»
Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает ...
Консультация для родителей на тему: «Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».
laquo; Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огон...
Родительское собрание на тему: "Игра как средство формирования коммуникативных навыков"
Материал для родительского собрания на тему "Игра как средство формирования коммуникативных навыков"...