Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей
методическая разработка на тему
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_razvivayushchey_sredy_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль развивающей среды образовательного учреждения
в формировании творческих способностей
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно взрослые берут на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Сековец и др.
Сам термин «развивающая среда» стал очень популярен и используется многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного научного определения.
Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В самом общем смысле понятие «среда» понимается как «окружение». Наряду с термином «среда» активно используется ещё целый ряд терминов, таких как «среда человека», «окружающая среда». Развивающая среда - это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка[3]. Не удивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны развития ребенка, в том числе на его творческое развитие.
Актуальность проблемы обуславливается тем, что многие исследователи сводят тему человеческих способностей к рассмотрению творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – «Человека творческого».
Творческий человек - это не только тот, кто пишет стихи или музыку. Это тот, кто может создавать нечто новое, отличное от того, что уже есть. Это способ взаимодействия с миром, даже образ жизни, в некотором смысле. Для любой задачи, которую ставит перед ним жизнь, творческий человек найдет свое решение, увидит то, что не видят другие. А значит, его возможности шире. Принято считать, что творческие способности - это дар от природы. Да, возможно, гениальность дана не всем, а вот просто творческие способности можно развить. И родители могут в этом помочь или помешать своим детям.
Современное общество предъявляет всё более сложные требования к каждому поколению, вступающему в жизнь. Постоянно идет обновление образования, переосмысление целевых установок, содержания и организации процесса обучения. Современному обществу требуется творческая личность с активной жизненной позицией, обладающей самостоятельным, гибким и нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением. Личность, способная быстро усваивать, точно и оригинально применять знания, умения и навыки.
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе, современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды, которая способствовала бы формированию (развитию) творческих способностей детей.
Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явленияё события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках и т.д.
В общем, обогащенное развитие - это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка [1].
Существуют разные взгляды на способы развития творческих способностей детей. В педагогической среде распространенным является мнение о том, что творческие способности учеников эффективно формируются в результате выполнения специальных "творческих" заданий, например: добавить рифму, решить хитроумную задачу, взятую из книги и т.п. Такое понимание творческого развития ребенка основано на применении знакового, субъект-объектного подхода в обучении. Ученик рассматривается как пассивный объект педагогического воздействия, а задание, которое дает учитель, как инструмент такого воздействия. При данном подходе недостаточно учитывается инициативность самого обучаемого, мотивационно-смысловой фактор - внутренняя мотивация, являющаяся определяющий в творческом процессе [2].
Процесс выполнения навязанного "творческого" задания, как правило, не становится личностно-значимым. Он обычно связан с мотивацией достижения (получением высокой отметки) или социального одобрения (похвала учителя), следовательно, не способствует формированию творческой личности, не приводит к созданию оригинальных творческих продуктов, в которых отражаются интересы ребенка, воплощается его уникальный индивидуальный опыт. Это объясняется тем, что на основе анти-субъектного подхода, психика ребенка рассматривается как совокупность отдельных психических функций, то есть учитель в процессе обучения пытается развивать его интеллектуальные, мнемические способности и т.д., в том числе и творческие, упуская из виду саму личность ребенка как целостного свободного субъекта, уделяя недостаточно внимания формированию у школьников познавательной потребности и активной жизненной позиции созидателя, творческой личности.
Заметим, что недостаток или перенасыщение эстетического компонента среды могут негативно отразиться на развитии эстетических чувств и вкусов детей, а также на развитии их творческих качеств. В истории известны примеры, когда скромные возможности школы в организации среды с точки зрения эстетики сочетались с высоким уровнем эстетической и творческой отзывчивости детей (сельская школа В.А. Сухомлинского). А пышность отдельных купеческих, мещанских школ не делала учащихся более восприимчивыми к красоте и готовыми преобразовывать ее творчески. В связи с этим Л.П. Печко делает вывод, что доминирующим в плане эстетического и творческого влияния на детей является эффект духовно-эстетической, культурной, педагогической организации образовательной среды учебного учреждений [4].
Все это говорит о необходимости целенаправленной работы по развитию эстетического компонента образовательной среды учебных учреждений. Кроме того, для развития творческих способностей учащихся представляется важным, чтобы образовательная среда была «открыта» для детей, чтобы они имели возможность ее изменять (привносить в нее продукты своего творчества), принимать активное участие в совершенствовании образовательной среды современной школы.
Литература
1. Дружинин В.Н. Психология. – М., 2001.
2. Жданова С.Н. Педагогика эстетического освоения мира: монография. - Оренбург, 2006.
3.Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда детства. — М., 1996.
4. Печко Л.П. Общая и эстетическая культура в образовании и развитии личности. – Екатеринбург, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование творческих способностей у детей интернатных учреждений во внеурочное время».
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого под...
Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий о...
Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий о...
Развивающая среда, как средство формирования языковой способности детей с нарушениями речи. (для воспитателей логопедической гр.)
Организуя развивающую предметно – пространственную среду в логопедической группе педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с общим недор...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя дошкольного учреждения при формировании творческих способностей
Данная презентация является наглядным материалом для воспитателей детских садов.Презентация дает краткую информацию при использовании ИКТ для развития творческих способностей у детей....
Презентация "Предметно-развивающая среда как средство развития творческих способностей детей"
Материал содержит информацию о создании благоприятной предметно-развивающей среды в ДОУ для развития творческих способностей детей...
Презентация «Предметно-развивающая среда, как средство формирования творческих способностей, духовного воспитания и патриотических чувств у дошкольников»
Прежде чем ребенок начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо...