Консультация для педагогов: «Проект как форма организации образовательного процесса»
статья (старшая группа) по теме
Данная статья раскрывает сущность проектного метода, как формы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_zakonch.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
« Проект как форма организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ № 37
г. Ангарск
Проект как форма образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение единой задачи, разрешение определенной проблемы.
Метод учебных проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Ключевое место в организации проектной деятельности занимает образовательная среда. Качество образовательной среды позволяет поддерживать творческую активность детей и взрослых. Эффективность воспитания во многом зависит от ее насыщенности, структурированности, проблемности. В такой образовательной среде весьма высока вероятность возникновения случая, который возбудит личный интерес, спровоцирует кризис компетентности, будет способствовать стабилизации уже перестраивающейся системы моделей или укрепит сознание собственной компетентности - словом, в зависимости от этапа развития и степени зрелости личности будет совершенствовать ее образование в том или ином отношении.
Содержание и принципы организации проектной деятельности в старшей группе во многом определяются возрастными особенностями детей шестого года жизни, их интересами и приоритетными направлениями развития, программными задачами обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее интересными традиционно являются исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты, позволяющие реализовать стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, видеть свою роль в общей работе, получать ощутимый результат. Особый интерес представляют проекты, в которых старшие дети выступают в качестве наставников малышей.
В соответствии с особенностями развития дошкольников на данном возрастном этапе, мотивами участия в проектной деятельности для них становятся:
- непосредственная связь проекта с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;
- возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
- нерасчлененность деятельности на образовательные области;
- широкий спектр видов деятельности;
- важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
- возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения, опыт и компетенции.
В старшей группе могут быть представлены все виды проектов:
- творческие,
- игровые,
- приключенческие,
- практико-ориентированные,
- исследовательские.
Основными задачами реализации исследовательских проектов являются:
- расширение представлений детей об окружающем мире;
- формирование интереса и эмпатии к объектам природы, природным явлениям;
- поддержание и удовлетворение детской любознательности;
- формирование умения находить удивительное в привычном;
4
- ознакомление с простейшими приемами организации наблюдения, экспериментирования, выявления причинно-следственных связей;
- расширение представлений детей о себе, формирование элементарных навыков самонаблюдения, интереса к саморазвитию, стремления и умения заботиться о своем здоровье, потребности и умения налаживать контакт с окружающими людьми.
При организации творческих, игровых и приключенческих проектов решаются задачи формирования у дошкольников потребности и способности интересно и с пользой проводить досуг; культуры и опыта организации свободного времени; расширения арсенала различных досуговых видов деятельности, которые старшие дошкольники могут организовать самостоятельно.
Важность практико-ориентированных проектов определяется влиянием трудовой деятельности на морально-нравственное развитие ребенка, его личностное становление, формирование у детей практических навыков.
При оформлении проекта отражаются следующие позиции:
1. Название проекта отражает его содержание, игровую (проблемную, творческую) задачу, лежащую в его основе.
2.Вид проекта. Указываются:
- разновидность проекта (творческие, игровые, приключенческие, практи- ко-ориентированные, исследовательские);
- длительность работы над ним (долгосрочный, среднесрочный или краткосрочный);
- количество и состав участников (групповой или индивидуальный; дет- ско-родительский);
- возраст детей, на который ориентированы основные этапы и содержание проекта;
- предполагаемый результат: может быть дана общая характеристика (например: «проект с заранее заданным практическим результатом») и указан конкретный результат (изготовление макета улицы, создание мультфильма, книжки-малышки для младших дошкольников и т.д.).
3. Проблема проекта. Проблема проекта формулируется на основе некоторой ситуации, смоделированной педагогом или объективно возникшего затруднения. Стандартная формулировка проблемы связана с поиском ответа на вопрос, варианта разрешения затруднения, способы выполнения задания и т.д.
4. Цель проекта состоит в разрешении проблемы или в решении практической (творческой, игровой) задачи.
На ее основе формулируются конкретные задачи, осуществляется выбор личностно значимых содержания и форм работы в рамках проекта, путей приобретения детьми соответствующего опыта, логики организации взаимодействия участников, способов самореализации для каждого ребенка и взрослого, тактики оказания помощи в «открытии» себя в определенных видах деятельности.
5. Цель работы детей в рамках проекта. Мотивационной основой участия в проекте для детей старшей группы чаще всего становится потребность решить проблему, задачу. Именно с этим связана цель деятельности детей.
- Сроки реализации.
- Форма подведения итогов (презентация продукта, итоговое мероприятие, выставка и т.д.).
- Реализация программных задач. Указываются задачи отдельных образовательных областей.
В структуре проекта может быть выделено три фазы:
- Подготовительный этап. На этом этапе формируется проблема, цели и задачи проекта, осуществляется изучение проблемы, разработка мероприятий. С использованием различных форм работы происходит сбор информации, формирование банка необходимых сведений.
- Основной этап связан с проведением различных мероприятий с детьми, родителями воспитанников, организацией педагогами совместной с детьми познавательно-исследовательской, игровой, трудовой, продуктивной, музыкально- художественной деятельности в соответствии с планом.
- Заключительный этап. Проводятся итоговые мероприятия (защита проектов, выставки детских и детско-родительских работ, конкурсы, праздники и т.д.).
Основными критериями успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать изменение отношения человека к возможностям самопознания, преобразования себя и окружающего мира. Важнейший результат - рост степени самостоятельности детей на каждом этапе проектной деятельности (при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности Фуппы, в оценке своих усилий и успехов). Степень такой самостоятельности, выделенной великим итальянским педагогом М. Монтессори в качестве важнейшего показателя развития, возрастает по мере овладения детьми приемами самоорганизации, навыками познавательной, творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Важными результатами проектной деятельности становятся познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Музыка как средство организации образовательного процесса в ДОУ"
Музыкальное воспитание ребёнка на музыкальных занятиях и в повседневной жизни детского сада....
Консультация для воспитателей "Коллекционирование,как форма организации образовательного процесса".
Что только не хранится в "закромах" наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого м...
Мастер-класс для педагогов «Пальчиковая гимнастика, как игровая форма организации образовательного процесса»
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс для педагогов "Пальчиковая гимнастика ,как игровая форма организации образовательного процесса"....
Консультация для педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса ДОО»
В материале рассмотрен вопрос организации образовательного процесса ДОО в форме образовательной ситуации....
Консультация для педагогов. Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям современных детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Данная консультация поможет педагогам ДОУ организовать образовательный процесс с помощью современных форм и методов, рекомендованных ФГОС....
Интерактивная часть Совета педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса в ДОУ»
Цель: повышение компетенций педагогов в ходе использования образовательных ситуаций при взаимодействии с детьми.Задачи:Актуализировать представления педагогов, связанные с понятием «образователь...
Консультация для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Консультация для педагогов«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»...