Своеобразие сюжетно-ролевой игры у девочек и мальчиков младшего и старшего дошкольного возраста
консультация на тему
В пре.зентации дан материал для воспитателей и педагогических работников по особенностям развития и организации сюжетно-ролевой игры у детей младшего и старшего дошкольного возраста, различие игр и игровых умений у девочек и мальчиков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли. Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.
Значение игры для развития ребенка Субъективное, внутреннее ощущение свободы Наличие внутреннего эмоционального комфорта Развитие способности к воображению, образному мышлению Освоение правил взаимодействия
Развивающие функции игры Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с предметами. Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимодействий. Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных событий.
Цель педагогических воздействий Формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей , в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.
Принципы организации сюжетной игры Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер») Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.
Средство формирования игровых умений Однотемные Одноперсонажные Однотемные Многоперсонажные Мнотемные Многопресонажны Сюжет игры
Условия активизации самостоятельной игры Формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми. Создание условий для самостоятельной детской игры.
Организация игры в первой младшей группе Формирование сюжетной игры осуществляется на фоне постоянной организации условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.
Использование предметов стимулирующих к зеркальным, Взаимо подражательным действиям, направленным друг на друга. (мяч, машинка, кубики) РЕБЕНОК ВЗРОСЛЫЙ РЕБЕНОК РЕБЕНОК
Формирование условного игрового действия Что делает ребенок фактически Что данное действие означает Условное действие «кормления» с помощью сюжетной игрушки - копии настоящей вещи. Условное действие «кормления» с помощью палочки – действовать предметом-заместителем. Условное действие «кормления», осуществляя движения, напоминающие «кормление» ложкой, - действовать с воображаемым предметом
Задача педагога Формировать умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом. Связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие.
Приемы руководства игрой Игры – инсценировки «Игра рядом» Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности.
Организация игры во второй младшей группе Задачи: Развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Действия с игрушками сопровождаются ролевыми диалогами. Обозначение своей роли и принятие роли партнера по игре.
Формирование игрового действия Умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия. Умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.
Формирование ролевого поведения Использование взаимодополнительных ролей – требуют взаимодействия с другой ролью (мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель) Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный)
Принципы формирования сюжетной игры Воспитатель играет вместе с детьми. Воспитатель развертывает игру так, чтобы выделить для детей ролевое поведение. Ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партнера.
Организация игры в средней группе Задачи : Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров. Умение игровую роль. Обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Условия развития игры Использование много персонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры (персонажей больше, чем играющих).
Принципы формирования сюжетной игры Воспитатель вступает в ролевое взаимодействие. Активизирует ролевой диалог. «Замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.
Игра воспитателя с каждым из детей и подгруппами стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстниками и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей (действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями).
Организация игры в старшей и подготовительной группах Задачи: Овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением (игра-придумывание) .
Этапы работы над игрой Сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Начинать преобразовывать известную сказку с изменения главного героя, его задачи, волшебного средства.
3 . Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов. 4. Развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров». 5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.
Итак, На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным , состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры , в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников Организация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста в ДОУ начинает осуществляться во второй младшей группе. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Вместе с тем, в практике ДОУ содержание игровой деятельности недостаточно дифференцировано с учетом психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков.
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, нужно обратить внимание на следующее: На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения; - На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери; - На наличие атрибутики и игрового пространства для игр - «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения
Кто участвует в гендерном воспитании и какова их роль. 1. Семья . Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, и делают они это без каких либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся вести себя с людьми противоположного пола. 2. Педагогический коллектив детского сада . Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой, но и это еще не все. Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми и КАК на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения. Другими словами, если половое воспитание - это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области. 3 . Врач . Главная задача медицинских работников заключается в консультации воспитателей. подготовке родителей, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания. 4 . Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку : действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т.д.
Условия формирования полоролевого поведения у детей дошкольного возраста. 1. Организация предметно-развивающей среды на основе гендерного принципа, отражающей интересы мальчиков и девочек. 2. Организация самостоятельной игровой деятельности с учетом полоролевого поведения . 3. Проведение организованной образовательной деятельности, формирующей представление о себе, как о представителе определенного пола; маме и папе; мужчине и женщине, особенностей их поведения. 4. Чтение художественной литературы, направленной на формирование гендерного воспитания. 5. Взаимодействие с семьей в формировании полоролевого поведения детей.
Особенности ролевой игры у детей разного пола Особенности Мальчики Девочки Как играют Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение : они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную : лазают по лестницам, забираются на деревья и другие предметы. Когда с куклой играет мальчик, он заставляет игрушку прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажает ее в качестве пассажира в тележку или машину, катает верхом на игрушечных животных и т. д. и вскоре бросает. Лишь в исключительных случаях в игре наблюдается трогательное заботливое ухаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Меньше интересуются внутренним устройством игрушек, используют обычно по прямому назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли. Виды игр Подвижные, активные игры Более спокойные игры
Продолжительность Частая смена деятельности, так как выдвигается большое количество идей В одну и ту же игру играют долго, так как обладают умением сосредотачиваться на одном виде деятельности Выбор лидера в игре Менее инициативны В большинстве случаев, так как любят устанавливать свои правила в игре Тип отношений в игре Объектно-субъектные отношения, предполагают наличие определенных предметов игрушек, посредством которых осуществляются игровые действия Субъектно-субъектые Количество человек при самостоятельных играх Большие группы 5-6 человек (учатся взаимодействовать друг с другом, разрабатывают общие правила игры) Обособленно по 2-3 человека (пытаются установить теплые, дружеские отношения) Проявление агрессии в конфликтах Действенная агрессия Вербальная агрессия Восстановление отношений после конфликта Быстро отходят, мирятся и продолжают игру Долго обижаются, могут исключить из игры Привлечение новых игроков Мальчиков Девочек Отождествление со взрослыми С мужчинами, отцами, с киногероями С женщинами, матерями, с героинями сериалов
Таким образом, Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) — у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) — у девочек. Ролевые игры — лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, игра "Врач и пациент" идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочкам играть мужские роли. Чаще ролевые ориентации девочек сдвинуты в сторону противоположного пола несколько больше, чем у мальчиков. Замечено, что дети, поведение которых строго соответствует всем требованиям, предъявляемым к их полу, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями.
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Игры с фитболами для детей младшего и старшего дошкольного возраста"
Игры рекомендованы для использования на занятиях по дополнительному образоавнию секции " Фитбол - гимнастика в детском саду". Игры учитытывают возростные особенности детей дошкольного возраста, ...
Картотека сюжетно-ролевых и дидактических игр по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека сюжетно-ролевых и дидактических игр по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста....
Картотека сюжетно-ролевых игр по функциональной грамотности «МИР ТОВАРОВ» для детей старшего дошкольного возраста
Именно игра создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодей...
Картотека сюжетно-ролевых игр по функциональной грамотности «МОЯ СЕМЬЯ» для детей старшего дошкольного возраста
Именно игра создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодей...
Картотека дидактический, сюжетно - ролевых, подвижных игр по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаемые игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшего дошкольного возраста. В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми....
Картотека сюжетно – ролевых игр по формированию основ экономической грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.
Среди многообразия игр, сюжетно-ролевые занимают особое место, т. к. содержат большие возможности для развития ребенка. В игре ребенок овладевает прямым назначением вещей (кастрюля, чтобы ва...
Музыкально-коммуникативные игры для детей с овз младшего и старшего дошкольного возраста
Музыкально-коммуникативные игры для детей с овз...