Сообщение из опыта работы
методическая разработка на тему
Роль физкультурных занятий в физическом развитиии детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
original_.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему
«Роль физкультурных занятий в физическом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста».
Подготовили воспитатели по физической культуре
Лукашева Снежана Викторовна
Петрова Ирина Анатольевна.
Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной, так как обществу нужны творческие, гармонично-развитые, активные личности. Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Таким образом, крайне важно правильно организовывать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный
период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно. Именно поэтому в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется физической культуре, организации оздоровительной работы с детьми, именно она является ведущей формой воспитания двигательной культуры детей.
Базой для реализации образовательной программы детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья. Поэтому физкультурно-оздоровительная работа является приоритетным направлением нашей деятельности. В процессе этой работы, мы стараемся решить комплекс задач, направленных на обеспечение гармоничного физического развития детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, потребности в ежедневной двигательной активности, предупреждение утомления.
Для реализации поставленных задач в нашем детском саду созданы все необходимые условия:
- Физкультурный зал оборудован:
- шведской стенкой, различными гимнастическими снарядами, дугами для подлезания, мягкими модулями, многофункциональной тактильной дорожкой, подвесным канатом, волейбольным и баскетбольным набором, фитболами, мелким спортивным инвентарем и игрушками.
- В группах имеются физкультурные уголки, оснащенные в соответствии с возрастом детей.
- Спортивные площадки на территории учреждения, безопасные в использовании, имеют современное покрытие, спортивно – игровое оборудование.
Формами физкультурно-оздоровительной работы являются специально организованные мероприятия:
- организованная деятельность с использованием традиционного и нестандартного физкультурного оборудования;
- нетрадиционная организованная деятельность;
- проведение гимнастики пробуждения;
- прием детей на прогулочных площадках;
- оздоровительный бег;
- утренняя гимнастика;
- физ. минутки, динамические паузы;
- обеспечение условий для реализации двигательной активности детей в течение дня;
- дыхательная гимнастика;
- физкультурные прогулки по тропе здоровья;
- спортивные праздники, досуги и развлечения;
- закаливающие мероприятия;
- кружковая работа (ритмопластика, художественная гимнастика, спортивный кружок).
Мы знаем, как трудно ребенку целенаправленно заниматься физическими упражнениями. Ему должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому что нравится. Чтобы занятия не являлись принудительной обязанностью, а стали интересной формой деятельности (что очень важно при проведении физкультурных занятий в группах младшего и среднего возраста), необходимо рациональное сочетание разных видов занятий и включение в их структуру элементов акробатики, спортивных игр, ритмической аэробики, силовой, дыхательной гимнастики. При планировании организованной деятельности мы учитываем:
- индивидуальные, анатомо-физиологические и возрастные особенности детей;
- программные требования;
- интеграцию образовательных областей;
Осуществляем подбор современного инновационного методического инструментария.
Особое внимание мы уделяем подвижным играм, как основному всестороннему развитию и увеличению двигательной активности, особенно в группах младшего и среднего возраста, потому что в этом возрасте обучение основным видам движений лучше проводить в процессе игры.
Реализовывать поставленные задачи, проводить занятия интересно и увлекательно нам помогает использование элементов детского фитнеса - хорошо продуманной детской физкультуры, общеукрепляющей и формирующей жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку и использованием разнообразного спортивного инвентаря, которые укрепляют мышцы ребенка, повышают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию и ловкость движений, чувство ритма, гибкость и пластичность, внимание и быстроту реакции.
В детском фитнесе мы используем несколько направлений:
«Зверобика» - аэробика подражательного характера, веселая и интересная маленьким детям; развивает воображение и фантазию.
«Топает малыш» - упражнения на укрепление свода стопы, незаменимые для детей с развивающимся плоскостопием.
Упражнения с фитболом – гимнастика на больших разноцветных мячах.
Так же занятия включают в себя элементы игрового стретчинга, художественной гимнастики, ритмопластики.
Главное условие эффективности реализации задач физкультурно-оздоровительной работы является четко отлаженное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса:
- консультации для педагогов (знакомясь с материалами, педагог находит полезные рекомендации по организации систем работы в заданном направлении);
- консультации для родителей;
- дни здоровья;
- спортивные досуги с участием родителей и приглашенных действующих спортсменов;
- в рамках преемственности дошкольного и начального школьного образования приглашаем выпускников нашего сада, добившихся успехов в спорте;
- проведение мастер-классов.
В дальнейшем мы планируем:
- В рамках усовершенствования предметно-развивающей среды приобретение физкультурно-игрового оборудования: мячей, самокатов, обручей, лыж, степ платформ.
- включение в нашу работу таких направлений как:
- «логоритмика» - развитие координации движений и речи ребенка в форме интегрированных занятий совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом;
- занятия с использованием элементов детской йоги, что благотворно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка;
- занятия с использованием детской степ платформы, направленные на освоение навыков равновесия, обучение правильной ходьбе, развитие мелкой моторики;
- расширить проектную деятельность с использованием инновационных форм и методов работы.
В заключение выступления мы хотим еще раз сказать, что физическое воспитание ребенка в нашем дошкольном учреждении представляет собой единую, целостную систему воспитательно-оздоровительных мероприятий. Физическая культура не только оздоравливает и развивает, но и воспитывает у малышей смелость, решительность, дети учатся уверенно действовать в изменившейся обстановке.
Результатом нашей работы являются спортивные достижения наших детей, участвующих и занявших призовые места на соревнованиях различного уровня: «Школа мяча», «Веселые старты», «Папа, мама, я», «Олимпийское будущее России», «Юный шашист» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....
Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"
Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка. Важной задачей воспитания дошкольн...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»
Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».
Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....