Сообщение из опыта работы
методическая разработка на тему
Модернизация системы работы музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. Работа над совместным проектом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 2083 «Родники» ДО «Семицветик»
Сообщение по теме:
«Модернизация системы работы музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию.
Работа над совместным проектом»
Музыкальный руководитель – Лукьянова О.Е.
Инструктор по физическому воспитанию – Лукашева С.В.
На современном этапе организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду предполагает изменение привычных форм и методов работы всех педагогических работников, в том числе таких специалистов, как музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию.
Осуществляя поиск оптимальных форм реализации современного образовательного стандарта, обеспечивающего равные возможности для развития каждого ребенка, мы руководствовались пониманием того, что необходимо:
- выстраивать новые схемы взаимодействия междисциплинарной команды специалистов, структура которых будет зависеть от состава детей группы, их индивидуальных особенностей;
- преобразовывать предметно-пространственную, развивающую среду (в соответствии с учетом возраста воспитанников и особенностей их развития), которая позволит обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства (зала, групповой ячейки), материалов и оборудования.
В детском саду, мы выстраиваем свою работу совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом, используя помимо традиционных форм взаимодействия, проектную деятельность, которая строится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО и с учетом задач Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Что позволяет, с одной стороны, апробировать новую для нас модель сотрудничества, с другой – дает возможность создать равные условия для развития детей, имеющих различные стартовые возможности.
Нами был разработан практико-ориентированный проект «Мы танцуем. Мы играем. Мы здоровье укрепляем», рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством совместной игровой деятельности на основе комплексного взаимодействия междисциплинарной команды специалистов.
Задачи проекта:
1. Изучение состояния проблемы.
2. Определение основных направлений деятельности специалистов (специфика, содержание работы), преобразования предметно-развивающей среды.
3. Разработка программы интегрированных игровых сеансов.
4. Организация музыкально-оздоровительной работы с детьми, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника.
5. Проведение мониторинга эффективности проектной деятельности.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители.
Проект, реализуемый на протяжении одного учебного года (октябрь – май) предусматривает три этапа.
На подготовительном этапе были определены общие цели и задачи проекта. А нам, изучение и анализ научно – методической и психолого – педагогической литературы позволили отметить, что уникальное сочетание физических упражнений и музыки развивает ритмическое чувство, координацию движений, речь, вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Благодаря этому, была намечена стратегия совместной деятельности инструктора по физической культуре и музыкального руководителя в рамках художественно-эстетического и физического развития. Анализ условий реализации проекта выявил достаточную материально-техническую базу. В детском саду имеются:
- два музыкальных зала, физкультурный зал, оснащенные необходимым музыкально-дидактическим и спортивным оборудованием;
- средства ТСО: мультимедийное оборудование, компьютер, музыкальный центр, микрофон, светильник светодиодный.
Вместе с тем обозначились трудности, связанные с организацией совместных круглых столов для обсуждения этапов работы, связанные с особенностями графика работы специалистов – участников проекта. Впоследствии эта проблема была решена путем гибкого планирования и благодаря личной заинтересованности каждого члена команды.
На основном этапе была разработана программа взаимодействия междисциплинарной команды по реализации проекта:
- проведен начальный мониторинг индивидуальных особенностей развития детей группы. Выяснилось, что необходимо развивать творческие способности детей такие как: уметь придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец, художественное воображение, музыкальную и двигательную память.
- определена мера участия каждого специалиста, например в октябре – ноябре приоритетными были коррекционно-развивающие задачи, в декабре-феврале музыкальные и физкультурные.
Исходя из этого, выстроилась общая логика планирования Программы работы с детьми, ее корректировка в ходе осуществления, своевременное выстраивание адекватного изменяющемуся состоянию ребенка образовательного маршрута и предметно-развивающей среды.
Занятия по Программе представлены в виде трех блоков: осеннее, зимнее, весеннее путешествие. Каждый блок является логическим продолжением предыдущего и строится на основе полученного детьми опыта и освоенных социальных навыков. Занятия проводятся один раз в месяц по 30 минут, в подгруппах не более 15 детей.
Цели программы:
- развитие эмоционального и социального интеллекта;
- речевое развитие;
- формирование у ребёнка активного, творческого восприятия музыки и умение выразить её содержание в движениях.
Занятия включают в себя определенные ритуалы-повторения, которые способствуют ощущению безопасности в группе, позволяют участникам и ведущему быть в рамках психологических и временных границ занятий. Это помогает тревожным детям справиться со сложным состоянием вхождения в группу, обнаружения себя в ней, а детям, например, с проявлением гиперактивности, научиться попадать в контекст занятия и оставаться там достаточное количество времени. К таким ритуалам относятся: приветствие, прощание, разминка, оформление пространства зала, повторяющиеся сезонные песенки, «игрушка-проводник» Ежик, сезонное дерево.
Результативность программы выявится по итогам мониторинга музыкального и физического развития, наблюдений, диагностических методик учителя-логопеда и педагога-психолога в конце года.
Ожидаемые результаты проектной деятельности:
- обеспечение гармоничного психо-физического развития детей;
- совершенствование двигательных умений и навыков;
- развитие музыкальных и творческих способностей детей;
- повышение уровня речевого развития;
- получение опыта совместной проектной деятельности;
- накопление методического материала.
Ожидаемые результаты музыкальной и физкультурной деятельности:
- развитие музыкальности;
- развитие двигательной активности;
- развитие эмоциональной сферы;
- способность запоминания музыки и движений;
- способность сосредотачиваться на движении;
- быстрота реакции;
- гибкость, пластичность;
- координация движений.
На данный момент по результатам проведенной работы мы можем отметить положительную динамику развития детей:
- малоподвижные дети стали более активно принимать участие в музыкальной и физкультурной деятельности;
- совершенствуются основные танцевальные элементы;
- дети быстрее включаются в образовательную деятельность вне проекта;
- лучше воспроизводят заданный ритмический рисунок;
- свободней и ярче проявляется выразительность движений, творчество;
- дети проявляют себя эмоционально ярче, отмечено расширение спектра эмоций;
- у подвижных детей увеличивается способность к волевым усилиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....
Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"
Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка. Важной задачей воспитания дошкольн...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»
Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».
Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....