Возможности фольклора в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Гусева Наталья Алексеевна

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности фольклора в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Фольклор — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он – источник любой литературы и искусства в целом.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь дошкольника становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координацию и ловкость.

Рассказывая потешки, используется на первых порах наглядность, объясняется значение новых слов, опираясь на опыт и знания малышей.  Постоянно работая над совершенствованием  своей речи, педагог часто использует подражание, так как это  движущая сила в развитии ребенка!

  Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного  возраста будет осуществляться эффективнее, если:

- учитывать психолого-педагогические особенности детей дошкольного  возраста;

- использовать игровые виды деятельности и художественное слово (фольклор).

Эта тема актуальна для детей дошкольного возраста, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.

Возможности фольклора в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Он развивает и совершенствует речь, мышление, вызывает яркие эмоциональные отклики, воспитывает чувство доброты и уважения.

Таким образом, использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка, побуждать к совместным действиям со взрослыми, устанавливать доверительные отношения в коллективе, способствовать постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивать непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Практическая  работа с детьми дошкольного возраста по воспитанию культурно-гигиенических навыков с использованием   фольклора и включает в себя:

- единую среду воспитательно-образовательного процесса;

- привитие культурно-гигиенических навыков согласно используемым программам и технологиям;

- создание развивающей предметно - пространственной среды группы;

- работу с семьями воспитанников.

Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально - образное средство влияния на детей, педагог  поддерживает интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки. Конечно, работа по ознакомлению детей с фольклором многошаговая и требует многократного повторения.

Грамотно распланированная и систематическая работа по формированию культурно-гигиенических навыков посредством фольклора может дать следующие результаты:

Во - первых, формируя культурно-гигиенических навыки, решаются познавательные задачи, а это способствует  развитию детского мышления, памяти, обогащению речи детей.

Во - вторых, эта работа позволяет приблизить детей к культуре  русского народа, познакомить с обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение.

В - третьих, работа с фольклором способствует развитию у детей любви к родному краю и умению видеть и понимать окружающий мир.

В - четвертых, потешки, пословицы и поговорки, игры, которые вызывают доброжелательный смех детей, действуют на ребенка сильнее, чем замечания и наказания, способствуют установлению эмоционального контакта между детьми.

Фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени и предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий характер и влияют на все сферы развития человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"

В материале представлен план-конспект занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков"...

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, ...

Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

В статье представлена информация по знакомству детей раннего возраста с культурно-гигиеническими навыками через приобщение к фольклору....

"Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"

В данной статье содержится материал, который отражает необходимость применения фольклорных произведений при выполнении детьми кгн.  Представлены этапы работы с фольклорными произведениями....

Выступление на региональном вебинаре с презентацией опыта. Сообщение на тему: «Фольклор как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Современная педагогика призвана пробуждать в детях интерес к народной культуре, приобщать к истокам русской народной культуры; учить дорожить достоянием, оставленным нам предшествующими поколениями; н...