Возможности фольклора в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фольклор как средство воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности фольклора в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Фольклор — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он – источник любой литературы и искусства в целом.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь дошкольника становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координацию и ловкость.
Рассказывая потешки, используется на первых порах наглядность, объясняется значение новых слов, опираясь на опыт и знания малышей. Постоянно работая над совершенствованием своей речи, педагог часто использует подражание, так как это движущая сила в развитии ребенка!
Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
- учитывать психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста;
- использовать игровые виды деятельности и художественное слово (фольклор).
Эта тема актуальна для детей дошкольного возраста, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.
Возможности фольклора в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Он развивает и совершенствует речь, мышление, вызывает яркие эмоциональные отклики, воспитывает чувство доброты и уважения.
Таким образом, использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка, побуждать к совместным действиям со взрослыми, устанавливать доверительные отношения в коллективе, способствовать постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивать непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.
Практическая работа с детьми дошкольного возраста по воспитанию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора и включает в себя:
- единую среду воспитательно-образовательного процесса;
- привитие культурно-гигиенических навыков согласно используемым программам и технологиям;
- создание развивающей предметно - пространственной среды группы;
- работу с семьями воспитанников.
Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально - образное средство влияния на детей, педагог поддерживает интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки. Конечно, работа по ознакомлению детей с фольклором многошаговая и требует многократного повторения.
Грамотно распланированная и систематическая работа по формированию культурно-гигиенических навыков посредством фольклора может дать следующие результаты:
Во - первых, формируя культурно-гигиенических навыки, решаются познавательные задачи, а это способствует развитию детского мышления, памяти, обогащению речи детей.
Во - вторых, эта работа позволяет приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение.
В - третьих, работа с фольклором способствует развитию у детей любви к родному краю и умению видеть и понимать окружающий мир.
В - четвертых, потешки, пословицы и поговорки, игры, которые вызывают доброжелательный смех детей, действуют на ребенка сильнее, чем замечания и наказания, способствуют установлению эмоционального контакта между детьми.
Фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени и предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий характер и влияют на все сферы развития человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"
В материале представлен план-конспект занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков"...
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, ...
Консультация для воспитателей "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей в форме сообщения по КГН...
Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
В статье представлена информация по знакомству детей раннего возраста с культурно-гигиеническими навыками через приобщение к фольклору....
"Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"
В данной статье содержится материал, который отражает необходимость применения фольклорных произведений при выполнении детьми кгн. Представлены этапы работы с фольклорными произведениями....
Выступление на региональном вебинаре с презентацией опыта. Сообщение на тему: «Фольклор как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Современная педагогика призвана пробуждать в детях интерес к народной культуре, приобщать к истокам русской народной культуры; учить дорожить достоянием, оставленным нам предшествующими поколениями; н...