Формирование экологической культуры у дошкольников
статья на тему

Салахиева Земфира Гаптрафиковна

Статья для педагогов дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Салахиева Земфира Гаптрафиковна, воспитатель МБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №76»

                                              РТ, г.Нижнекамск

Формирование экологической культуры

 дошкольников

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и обучения в дошкольном детстве.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема становится особенно актуальной.

Формирование экологической культуры - это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам ее охраны.

Нужно учить дошкольников правильно вести себя в природе и среди людей. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой.

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представления о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира.

Педагогам и исследователями (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Поддъяков Н.Н., Саморукова П.Г., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., и др.)

показано, что дети способны увидеть и понять экологические закономерности, такие как – влияние окружающей среды на жизнь живых организмов, закономерность и причины сезонных изменений в природе, влияние деятельности человека на окружающий мир, на жизнь растений и животных.

 При проведении систематической работы и использовании специальных программ по изучению экологической культуры формируются у дошкольников элементарные экологические знания, мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе, воспитываются у детей осознанные выполнения правил поведения в природе.

Таким образом, уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представления о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Правильное обращение ребенка с животными, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развития мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство взрослого этим процессом.

Список использованной литературы:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001- 263с.

2. Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников// Дошкольное воспитание- 2002-№ 4-5-17с, 95-126с.

3. Николаева C. H. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников- Mосква.: Мозайка-Синтез, 2004. - 128 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Картотека экологических сказок по формированию экологической культуры у дошкольников

laquo;Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выра...

Формирование экологической культуры у дошкольников. Мониторинг экологической ситуации района Ново-Переделкино.

Район Ново-Переделкино лежит на Теплостанской возвышенности, которая расположена в южной и юго-западной частях г. Москвы. Это одно из самых высоких мест в Москве. Наш район находится на границе широко...

мероприятие направленное на формирование экологической культуры у дошкольников "Экологическая культура: Виды отходов"

Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о видах отходов и правилах раздельного сбора отходов.Задачи:Образовательная: привлечь детей, через творческий подх...