содержание и методика организации самостоятельного труда в разных возрастных группах
учебно-методический материал на тему

Жмудзинская Наталья Александровна

содержание и методика организации самостоятельного труда в разных возрастных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_i_metodika_organizatsii_truda.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и методика организации самостоятельного труда детей в разных группах

гр

                       ПОРУЧЕНИЯ

ДЕЖУРСТВА

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД

по столовой

по занятиям

по уголку природы

М

Л

А

Д

Ш

А

Я

Г

Р
У
П
П
А

Цель воспитателя – научить трудовому процессу

Организация – совместная деятельность ребенка с воспитателем (обучающее воздействие)

Виды поручений: индивидуальные, кратковременные простые, в пределах группы

Содержание: протереть листья, полить растения, вытереть пыль, собрать игрушки, сложить кубики…

Приемы воспитателя: показ и объяснение, помощь, использование игровых ситуаций, усиленный контроль, всегда положительная эмоциональная оценка

Вводятся в конце года.

Назначается 1 дежурный ребенок от стола (!)

Цель воспитателя – обучить детей последовательности сервировки стола

Задача дежурных – помочь няне

Объем работы: раскладывают небьющуюся посуду: ложки, вилки, хлебницы, салфетки в стаканчиках, убирают чайную посуду в таз няни на раздаточном столе  

         нет

        нет

                                нет

С

Р

Е

Д

Н

Я

Я

Г

Р.

Цель воспитателя – закрепить навыки, формировать интерес к труду

Организация – большая по сравнению с мл.гр. самостоятельность детей, но обязательный контроль со стороны воспитателя

Виды поручений: индивидуальные и коллективные (2-3 чел.), кратковременные

Содержание: поливать растения, кормить рыб, животных, протирать строительный материал, игрушки, развесить полотенца  и т.д.

Приемы воспитателя: совет, напоминание, наводящие вопросы, контроль и преимущественно положительная оценка

Вводятся в начале года (если не были введены в мл.гр)

1 дежурный от стола (!)

Цель воспитателя – поддерживать у детей интерес к работе

Задача дежурных – помочь няне и позаботиться обо всех детях

Объем работы: то же, что в мл.гр. + расставляют блюдца, наполняют салфетницы салфетками по числу сидящих за столом детей, убирают со стола все, кроме тарелок и скатерти

По 1 дежурному от стола.

Дежурства по организации похожи на поручения (дежурные действуют пол руководством воспитателя)

         нет

Цель воспитателя – формирование у детей положительного отношения к труду, желания трудиться

Содержание: протирают стулья, строительный материал, стирают кукольную одежду, протирают листья, моют игрушки, убирают участок

Способы организации детей:  в начале года - «труд  рядом»; со второй половины года –/деление детей на звенья/ «общий труд»   внутри каждого звена.

С
Т
А
Р
Ш
А
Я

Г

Р

Цель воспитателя – формирование у детей самостоятельности, ответственности, качественности труда

Организация: самостоятельные поручения

Виды поручений: используются все виды поручений (вводятся индивидуальные длительные поручения, коллективные

поручения, поручения имеющие общественную значимость /помочь старшим или малышам/,)

2 дежурных на всю группу.

Цель воспитателя – организовать сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей /т.к. резко возрос объем работы дежурных/

Задача дежурных – договориться, распределить обязанности

Объем работы: расстилают скатерти, полностью сервируют столы, раздают второе блюдо /которое накладывает няня на раздаточном столе/, убирают посуду после еды /кроме чайной/.

Чайную посуду убирает каждый ребенок за собой сам, помогая т.о. дежурным.

2 дежурных + помощники через поручения, если большой объем работы к конкретному занятию

объем работы: раздают собирают материал, приготовленный воспитателем к занятию, моют оборудование, при необходимости помогают накануне вечером тонировать листы, раскладывать заготовки и т.д.

2 дежурных на 1 день + помощники  , если большой объем работы

/организация -/см. методику экологического воспитания

Цель воспитателя – воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности, быть полезными.

Содержание – протирать и мыть игрушки, пособия, строительный материал, мебель;

Труд в уголке природы и на участке;

Изготовление с воспитателем сувениров, поделок к праздникам

Способы работы внутри звена: «общий труд» и «труд рядом» /при обучении новому/

П
О
Д
Г
О
Т.

Г
Р,

В подготовительной группе вводятся длительные поручения (сроком на 1-2 недели)

Приемы воспитателя: совет, контроль, самооценка, взаимооценка детей, объективная оценка качества работы детей воспитателем

2 дежурных на 1-2 дня

Цель воспитателя – обучение самоконтролю и взаимооценке

задача дежурных – распределить обязанности, выполнить работу быстро, правильно, красиво.

Объем работы:

Полностью  сервируют столы, украшают столы цветами, ветками в вазочках, убирают все после приема пищи, подметают под столами пол.

2 дежурных

на  1-2 дня

Все готовят и убирают на место в шкафы самостоятельно, накануне с воспитателем готовят необходимый материал к предстоящим на следующий день занятиям (бумагу, заготовки, краски и т.д.)

2 дежурных на 2-3 дня /может быть и на неделю/

объем работы см. рекомендации методики экологического воспитания

Цель воспитателя – формирование у детей навыков культуры  труда, бережного отношения к материалам и инструментам. Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Содержание работы – уборка в помещении группы, в раздевалке, в физкультурном /музыкальном/ зале, на участке детского сада .

Ремонт и изготовление игрушек, сувениров.

Посадки и уход за растениями.

Труд имеющий общественную значимость.

Способы организации работы детей внутри звена:

«Общий труд» и «Совместный труд»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар -практикум для педагогов "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"

Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадо...

Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах

Целью данной работы является изучение особенностей физического развития дошкольников, рассмотрение методик организации физического воспитательного процесса в разных возрастных группах.Задачи:1. Раскры...

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп.

Методика  обучения  строевым  упражнениям  детей  разных  возрастных  групп: 1-ая младшая, 2-ая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе....

методика по театральной деятельности в разных возрастных группах

Игровые умения театральной деятельности по всем возрастным группам....

Консультация для воспитателей " Содержание работы по аппликации из бумаги в разных возрастных группах"

Данная работа для воспитателей  о работе по аппликации из бумаги в разных возрастных группах....

Методика организации театрализованных игр в разных возрастных группах

На каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными...