Творческий отчет "Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста"
проект (младшая группа) по теме
творческий отчет работы по программе "Я,ты, мы" Р.Стеркиной, О.Князевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
«Развитие эмоционально-нравственной сферы
и навыков общения у детей дошкольного возраста»
Составитель:
Сосновцева Нина Валентиновна
воспитатель 1 квалификационной категории
г. Сухиничи
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмоционально – нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста
- Анализ психолого – педагогических исследований по проблеме
эмоционального развития дошкольников………………………………………4
- Современные подходы к организации работы по социально эмоциональному развитию дошкольников……………………………………..7
Глава 2. «Я, ты, мы» – программа социально – эмоционального развития дошкольников
2.1. Общие принципы работы, основные задачи и структура программы Р.Стёркиной, О.Князевой «Я, ты, мы»…………………………………………12
2.2. Особенности работы по программе с детьми младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...14
2.3. Родители – главные партнеры в работе…………………………………...18
2.4. Общие итоги и перспективы работы по программе «Я, ты, мы»………..20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23
Приложения
Введение
Эмоции занимают важное место в жизни современных людей, которая отличается быстрым темпом, множеством стрессовых ситуаций. Все это не может не затрагивать и жизнь дошкольников, которые, в отличие от взрослых, не всегда способны контролировать свои эмоциональные проявления. Неслучайно поэтому в последнее время в качестве одной из приоритетных задач дошкольной педагогики выступает забота об эмоциональном благополучии детей. В соответствии с ФГОС ДО важнейшим образовательным ориентиром является: обеспечение эмоционального благополучия детей.
По мере развития у детей-дошкольников происходят изменения в эмоциональной сфере, меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими, способность сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, однако сама по себе эмоциональная сфера не развивается, если в этом направлении не ведётся организованная работа.
Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако, само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «я», эмоционально – потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество «проблемных» детей. Это подтверждают исследования современных учёных – социологов, которые отмечают, что примерно 65% детей в возрасте до 12 лет в нашей стране страдают невротическими расстройствами и другими эмоциональными нарушениями.
Мои наблюдения за повседневной детской деятельностью показывают, что дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, стыд, радость, грусть), что, конечно, является существенным барьером в установлении доброжелательных отношений со сверстниками и умении конструктивно общаться.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает «язык чувств» – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонации голоса и тому подобное.
С другой стороны ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств, обучается осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях.
Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Поэтому, учитывая, что детям дошкольного возраста присущ высокий уровень тревожности, необходимо целенаправленно развивать их эмоциональную сферу и формировать навыки общения. По мнению В.А.Сухомлинского «ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста».
Педагоги и психологи направляют свои действия на то, чтобы помочь детям адаптироваться к окружающему миру, быть эмоционально отзывчивыми, способными к сопереживанию, готовыми проявлять гуманное отношение к окружающему миру.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста
- Анализ психолого – педагогических исследований по проблеме эмоционального развития дошкольников
Исследованиям эмоций уже больше 100 лет, об эмоциях написаны тома, проведено множество сложных экспериментов.
Проблема развития эмоциональной сферы нашла отражение в психолого-педагогических исследованиях Л.С.Выготского, Б.И.Додонова, К.Изарда, А.Д.Кошелевой, В.С.Мухиной, Р.С.Немова и многих других.
Ученые отмечают, что при неправильной организации педагогического процесса намечается спад в развитии эмоциональной сферы, что ведёт к снижению познавательной и творческой активности детей.
Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность данной возрастной группы. На важность эмоций в развитии ребёнка дошкольного возраста указывал академик А.В.Запорожец. Учёный рассматривал эмоции, как особую форму отражения действительности, при помощи которой осуществляется коррекция поведения, приведение его в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов (как поступить, какую деятельность выбрать). А.В.Запорожец считал, что первоначально эмоции у ребёнка складываются в ходе практической деятельности, реальных взаимодействий с окружающими людьми. В дальнейшем ребёнок переходит к эмоциональному предвосхищению результатов своих поступков в плане эмоционально – насыщенных образов.
В.Д.Шадриков сделал вывод, что эмоции – это переживания личности, связанные с удовлетворением или неудовлетворением её потребностей.
В трудах А.Д.Кошелевой говорится о том, что эмоциональная сфера – это особый механизм, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких – либо факторов жизни данного организма. Будучи тесно связанной с удовлетворением или неудовлетворением актуальной потребности, эмоциональная сфера выступает как подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности.
Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает– это виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия. Эмоции и чувства – понятия синонимичные, но не равнозначные.
Эмоции – переживания отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определённой ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. Чувства – отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.
Эмоция как процесс – это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире (Б.И.Додонов), а В.П.Ильин считает, что эмоции – один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определённой степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии.
Р.С.Немов называет эмоциями специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона. Эмоции представляют собой психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент. А также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы.
Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. По мнению ведущих психологов наиболее удобной для практических целей является классификация К.Изарда. Автор в качестве первичных выделяет 10 фундаментальных эмоций, образующих основную мотивационную систему человеческого существования: интерес – волнение, радость, удивление, горе – страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.
С точки зрения отечественных специалистов отмечено, что для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.
Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводимых к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
Таким образом, анализ теоретических исследований свидетельствует о том, что в психолого – педагогической литературе накоплен значительный материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников. Выделены особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте. Доказано, что эмоции оказывают большое влияние на развитие психических процессов у ребёнка.
- Современные подходы к организации работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Справедливо отмечено, что основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь дошкольников интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, необходимо развивать у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
На сегодняшний день дошкольные учреждения перестраиваются. Их основная задача – организовать свою деятельность в обновленном содержании.
Эффективность работы дошкольных учреждений в значительной мере зависит от обновления педагогического процесса и отношения к дошкольному возрасту, как к уникальному периоду развитию личности.
Современные ученые выделяют основу для построения нового стиля общения, она составляет правило, которого следует придерживаться взрослому: «понимание, принятие и признание личности». Понимание – означает умение видеть ребёнка «изнутри», способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребёнка («прочитать мотивы его поведения»). Принятие – означает безусловно положительное отношение к ребёнку, его индивидуальности – независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет. Признание – это, прежде всего, право ребенка в решении тех или иных проблем.
Современные воспитательные воздействия исключает риск нанесения душевной травмы малышу. Доброму умному педагогу ясно, что ребенку свойственно переживание целостности и слитности себя с миром.
Доброжелательность, юмор, умение прощать и вступать в позицию ребёнка, обеспечить психологическую защиту перед неудачей, насмешкой, создает атмосферу контакта взрослого и ребенка.
Исходя из современных требований к обучению дошкольников, можно выделить следующие условия по проведению образовательной деятельности: придание обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания, интегрированный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса, роли педагога; конструирование педагогом гуманизированного педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.
Назначение образовательной (учебно-игровой) деятельности – в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка; в освоении новых способов действий, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и руководства со стороны педагога. Обучение детей должно быть увлекательным, проблемно – игровым, обеспечить субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем образовательная деятельность проводится по подгруппам, имеет интегративный характер.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразней детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот поэтому в работе педагогов используются занятия проблемного характера – ребенок ощущает удовольствие и радость от общения со взрослыми, которые вовремя приходят на помощь, помогают найти выход из трудного положения, играют вместе с ним и при этом не используют побочные средства для привлечения внимания. На первый план выдвигается собственная активность. Ему не преподносят готовые знания.
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Мир, открывающийся перед глазами ребёнка, огромен и многолик. Малышей интересует все: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы т.п. Однако, им еще трудно понять взаимосвязи между сложными явлениями окружающей действительности. Отмечено, что малыши познают мир по – своему, по – детски, на эмоционально – чувственной, ориентировочной основе, в первую очередь, усваивая лишь то, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и для последующего освоения действительности. В дошкольный период ребенок не только накапливает впечатления, расширяет чувственный опыт, ребенок учится ориентироваться в окружающем его мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания материала и методов для проведения образовательной деятельности. Иными словами, взрослый преподносит ребенку то, с чем ему полезно познакомиться.
Для успешного проведения образовательной деятельности требуется, прежде всего, создание в группе благоприятного психологического климата, теплого и доброжелательного отношения к детям. Уверенность ребенка в том, что он может в любой момент обратиться к воспитателю с вопросом, за помощью или советом и получить на это положительную реакцию – создает у него ощущение комфортности.
Порядок в группе достигается индивидуальным обращением к ребенку, поощрением его деятельности, помощью, внесением какого – то нового объекта, который непременно заинтересует всех. Другими словами, дисциплина в группе – не система специальных мероприятий, а общая организация, эмоционально-привлекательная деятельность, внимание взрослого к каждому ребенку. Только в таких условиях возможно проведение развивающей образовательной деятельности, наибольший эффект от которой достигается в работе с подгруппами. Особое внимание следует уделить стилю общения: не пресекать детей грубо, не кричать, постепенно приучать их к тому, чтобы они считались с другими.
На развивающих занятиях педагог раскрывает детям способы, существующие в нашей культуре, которые позволяют им наиболее успешно выполнять разного рода деятельность. Именно поэтому наши дети учатся сами придумывать интересные игры, разыгрывать любимые сказки, возводить сложные постройки и т.д. Все это позволяет им самоутверждаться.
В процессе образовательной деятельности дети могут наблюдать за действиями товарищей, они замечают чужие ошибки раньше своих, помогая друг другу, дают советы, осмысляя, таким образом, не только цель, но и условия и средства для достижения цели.
Образовательная деятельность проводится в достаточно свободной форме: дети могут ходить по группе, работать сидя или стоя за столами, располагаться вокруг одного стола и так далее. Создается эффект спокойной домашней атмосферы, когда каждый из детей рядом с воспитателем: может подойти поближе, если что – то не видно, взять в руки интересующий его предмет и т.д.
Учитывая современные подходы к организации работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников, в практике дошкольных учреждений сформировались правила проведения образовательной деятельности:
- Самое главное условие эффективности занятий – это добровольное участие в них детей. Мы не можем насильно «тянуть за уши» личность, чтобы она скорее выросла – мы можем лишь создать условия для ее развития. Постараться организовать и проводить образовательную деятельность так, чтобы все дети захотели принять в ней участие.
- Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа. Такого ответа и не может быть – ведь каждая личность уникальна, каждый по – своему воспринимает окружающий мир. Более того, постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать свои собственные мысли и чувства.
- Дети легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их образовательной деятельностью, надо самому увлечься. Если вы с удовольствием организуете и проводите образовательную деятельность, дети это обязательно заметят, и им тоже захочется попробовать!
- Продолжительность образовательной деятельности должна соответствовать возрасту детей. Она не должна переутомлять детей, поэтому, во – первых, если вы видите, что дети уже устали, смените вид деятельности или закончите занятие; а во – вторых, образовательная деятельность должна завершаться чем – то радостным, веселым, положительным (особенно если речь шла, например, о страхе или жадности).
- Между разными видами деятельности необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих их детей, тем самым закрепляя пройденный материал. Это также способствует развитию внимательности к людям, привычки задумываться о себе, что является непременным условием формирования личности.
Глава 2. «Я, ты, мы» – программа социально – эмоционального развития дошкольников
2.1 Общие принципы работы, основные задачи и структура программы Р.Стёркиной, О.Князевой «Я, ты, мы»
Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые общественные тенденции и проявляют живой интерес к современным образовательным программам и технологиям.
В течение ряда лет осуществлялись профессиональные контакты российских специалистов – ученых и педагогов – с их коллегами из Голландии в рамках проекта «Развитие ребенка», который был включен в план сотрудничества между министерствами обеих стран в области образования.
В результате апробации нидерландской программы по социально – эмоциональному развитию ребенка в ряде дошкольных учреждений нашей страны накопился определенный опыт, который послужил основой для создания российской программы «Я, ты, мы».
Программа состоит из трех основных разделов:
*«Уверенность в себе»;
*«Чувства, желания, взгляды»;
*«Социальные навыки».
Кроме того, в программе есть примерный план занятий с детьми разных возрастных групп, организационно – методические рекомендации по реализации программы, рекомендации по работе с родителями.
Цели программы определяются теми новыми требованиями, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих.
Первый раздел программы «Уверенность в себе»
Этот раздел предполагает помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того, чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребёнок должен знать, что он может, а что ему пока не удаётся. Его возможности ещё ограничены, но они совершенствуются и развиваются – завтра он сделает то, чего не смог сегодня. Педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребёнка в разных ситуациях – как успеха, так и неудачи, т.е. помочь поверить в свои силы.
Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды»
Этот раздел призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, – а также понимать эмоциональные состояния других людей.
Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает им пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.
Третий раздел программы «Социальные навыки»
Предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это – формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Педагог помогает ребёнку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствует осознанию причин конфликтов, обучает способам и приёмам их самостоятельного разрешения.
Принципы работы по программе:
*системность;
*интеграция программного содержания;
*координация деятельности педагогов;
*преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях детского сада и в семье.
2.2 Особенности работы по программе с детьми младшего дошкольного возраста.
Начать свою работу по программе «Я, ты мы» я решила с диагностики развития эмоциональной сферы детей второй младшей группы по следующим параметрам:
– восприятие детьми графического изображения эмоций;
–умение демонстрировать заданные эмоции с помощью мимики и пантомимы;
– умение произнести фразу с разной интонацией;
– уровень понимания детьми эмоциональных состояний людей.
В тоже время родителям было предложено ответить на вопросы анкеты
«Что мешает вашему ребёнку в общении?» Выяснилось, что чаще всего это:
– обидчивость – 60%;
– упрямство – 53,3%;
– плаксивость – 43,3%;
– возбудимость – 40%;
– неуверенность в себе – 40%;
– медлительность – 33,3%.
Результаты диагностики мы обсудили на родительском собрании и пришли к выводу, что нам необходимо более тесно сотрудничать всем вместе: детям, родителям, педагогам.
Основной формой работы с детьми стала непосредственно образовательная деятельность, которую я провожу 1 раз в две недели. Мною был разработан цикл конспектов НОД.
Примерная структура непосредственно образовательной деятельности:
*определенный ритуал начала НОД;
*игры – перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом различных ситуаций;
*игры с элементами изотерапии, музыкальной терапии, арттерапии;
*пластические этюды, обучение элементам релаксации;
*антистрессовые кинезиологические упражнения;
*просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов, сказок, рассказов;
*ритуал прощания.
В ходе образовательной деятельности мы с детьми знакомились с основными эмоциями. Дети учились по выражению лица определять настроение человека, предположить, почему оно такое и что можно сделать, чтобы это настроение улучшить и т.д.
Очень интересно проходила образовательная деятельность по темам раздела «Уверенность в себе»: «Отражение в зеркале», «Какой подарок ты хочешь получить?», «Вкусы разные бывают». Становление индивидуальности ребёнка, его «я», начинается очень рано и происходит постепенно. Для этого мы обсуждали с детьми тот или иной выбор каждого ребёнка в разных жизненных ситуациях, видах деятельности. Я старалась помочь своим воспитанникам познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные, научить детей тому, что, удовлетворяя собственные желания, нельзя ущемлять интересы других людей.
Многие темы раздела «Чувства, желания, взгляды» («Как мы выражаем свои чувства», «Изменение настроения», «Страх», «Грусть, радость, спокойствие») для детей младшего дошкольного возраста предусматривают привлечение материала знакомых сказок. С моей помощью дети сопоставляют события и переживания персонажей с собственным личным опытом. Мы учимся передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, поз.
Темы раздела «Социальные навыки» («Взаимопомощь», «Плохо быть одному», «Сора и примирение») помогают обучать детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать её крайнего проявления – драки. Мы с детьми учимся знакомиться, самостоятельно устанавливать новые контакты. Учимся тому, что делать что – то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение. Мы обыгрываем с детьми проблемные ситуации, при разрешении которых дети овладевают определёнными коммуникативными навыками. Например, «отнял игрушку», «толкнул», «долго качается на качелях», «нечаянно разрушил постройку товарища», « в группу пришел новенький и играет один» и др. Есть у нас картотека «мирилок», которые дети с удовольствием разучивают и применяют на практике.
Мы обсуждали с детьми такие качества, как лживость – правдивость, внимательность – равнодушие, смелость – трусость, доброта – жадность и их роль в дружбе.
В качестве атрибутов для образовательной деятельности я использовала такие дидактические игры, как «Кубик настроений», «Волшебное зеркальце», «Волшебная свеча», «Волшебный клубочек», «Дерево эмоций», «Угадай настроение» и т.д., которые помогли внести в нашу образовательную деятельность элементы сказочности, таинственности и способствовали проявлению творческих способностей и самовыражению детей.
С целью снижения напряжения обучала детей специальным приемам релаксации. Ведь активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Даже нам, взрослым, есть, чему поучиться у них в этом! Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Я уверена, что если мы будем целенаправленно учить детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, мы будем способствовать сохранению здоровья наших деток! Мы разучили комплексы «На берегу моря», «Задуй свечу», «Ленивая кошечка», «Любящие руки», «Любопытная Варвара», «Снежная баба» и др.
При использовании изотерапии дети совместно с родителями рисовали «Доброго и злого волшебников», «Мои мечты», «Грустный и веселый день» и т.д. Учились фантазировать при освоении нетрадиционных способов рисования.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что музыка лечит, меняет настроение, воздействует на наш организм. Поэтому в каждой образовательной деятельности присутствует то или иное музыкальное сопровождение. Дети учатся определять характер музыки и сопоставлять его с эмоциями и настроениями людей.
Очень действенное психотерапевтическое средство – театрализованная деятельность. Элементы театрализованной деятельности органично вплетались в сценарии НОД с детьми и способствовали развитию их эмоций и коммуникативных способностей.
Часто использую в работе психогимнастические этюды и упражнения, благодаря которым дети учатся перевоплощаться, осваивают язык мимики, пантомимы.
Накопленным опытом я неоднократно делилась с педагогами ДОУ, родителями на родительских собраниях.
2.3 Родители – главные партнеры в работе
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Рассогласованность в требованиях, предъявляемых к детям в детском саду и дома, может вызвать у ребенка чувство растерянности, обиды или даже агрессии. Поэтому, начиная работать по программе «Я, ты, мы», я рассказала родителям о содержании планируемой образовательной деятельности, бесед с детьми по развитию их эмоционально-нравственной сферы и часто предлагала выполнить совместные работы, приглашала поприсутствовать на различных режимных моментах, например, на прогулке для наблюдения за взаимоотношениями детей, на Днях открытых дверей. Чтобы родители были в курсе событий, регулярно помещала в «Родительский уголок» темы образовательной деятельности, детские работы, консультации (например, «Как помочь ребёнку осознать свои эмоции», «Как помочь ребёнку контролировать эмоции и управлять ими», «Внутренний мир современного дошкольника» и др.), обновляла стенд с фотографиями, а также множество индивидуальных бесед.
Благодаря участию родителей в праздниках, совместной деятельности, конкурсах, как правило, у пап и мам возрастает интерес к жизни детского сада, а общение с педагогом приобретает более открытый и дружеский характер. Много положительных эмоций вызвала совместная работа над творческим проектом «Ёлочка – красавица», который носил еще и нравственно-патриотический характер.
На родительских собраниях и в индивидуальных беседах предлагаю вместе обсудить какую – либо типичную ситуацию, например: «Ваш ребёнок не убирает за собой игрушки». Вспоминая слова, с которыми родители обычно обращаются к ребенку в подобных случаях, мы видим, что среди них больше негативных оценок типа: «неаккуратный», «непослушный», или даже угрожающие предупреждения: «не получишь сладкого», «не пойдешь гулять» и пр. Предлагаю родителям заменить эти высказывания позитивными оценками: «Ты вчера очень быстро убрал», «Мне очень понравилось», «Я думаю, что ты очень устал и сделаешь это утром». Предлагаю придумать ещё несколько вариантов хороших, позитивных оценок. Это поможет детям поддерживать уверенность в себе и положительную самооценку.
Программа «Я, ты, мы» адресуется любящим и чутким взрослым, независимо от того, кто они – родители или профессиональные воспитатели. Главное, чтобы они понимали всю сложность и деликатность переживаний маленького человека в окружающем его мире других людей, стремились, чтобы вся его дальнейшая жизнь протекала в гармонии с собой и окружающими.
2.4 Общие итоги и перспективы работы по программе «Я, ты, мы»
Безусловно, специальная работа с детьми во многом способствовала сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей творческих способностей, само – и взаимооценки, воспитанию основ нравственности.
Если в начале работы многие дети испытывали трудности в общении, были замкнуты, застенчивы, неуверенны в себе, не могли обратиться друг к другу, не умели поддерживать разговор, слушать и слышать сверстника, выполнить простейшую задачу на взаимодействие, то после проделанной работы мои дети стали более доброжелательны, отзывчивы, внимательны друг к другу.
О позитивных сдвигах в поведении и взаимоотношениях между детьми свидетельствуют и данные повторной диагностики.
Таким образом, проводимая мною работа, учитывающая индивидуальные психологические характеристики каждого ребёнка и систему отношений в его микросоциальном окружении, способствует нормализации его эмоционального состояния и взаимоотношений с окружающими.
Оценивая проделанную работу, я вижу, что многое мне удается сделать, и дети становятся более адаптированными к быстро меняющейся современной жизни.
Вместе с тем я вижу и недостатки в моей работе, например:
*очень сложно научить детей корректно выражать свои негативные чувства;
*недостаточно используется богатый воспитательный потенциал православной педагогики для совершенствования духовно – нравственного развития;
*не всегда удается достичь оптимального взаимодействия с так называемыми «неблагополучными» семьями.
Я надеюсь, все эти задачи нам удастся решить, и мы с детьми и родителями сможем подняться ещё на одну ступеньку вверх в своем личностном развитии.
Заключение
Эмоциональное состояние ребёнка оказывает существенное влияние на развитие его личности. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.
Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.
Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события.
Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит её выполнение.
Положительные эмоции увеличивают мотивацию.
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. В связи с вышеизложенным, коррекция эмоциональной сферы дошкольников относится к числу важных проблем развития ребёнка. Особую актуальность приобретает разработка с этой целью содержания и методики специализированной непосредственно образовательной деятельности.
Я считаю, что подобная НОД играет большую роль в укреплении психики ребёнка, развивает мышление и эмоциональную сферу, снимает остро-невротические реакции, нейтрализует страхи и эмоционально-отрицательные переживания. У детей развивается «комплекс произвольности» – умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.
Все выше сделанное продиктовано было необходимостью создания постоянного поддерживающего психологического «фона» для детей, создание оптимальных психологических условий для успешного развития их личности.
Образовательная деятельность по социально – эмоциональному развитию помогла почувствовать других, поддерживать и сопереживать; научила детей помогать самому себе, то есть познакомила с методами саморегуляции.
Принцип моей работы при проведении непосредственно образовательной деятельности – «никакой авторитарности», только равновесие между взрослыми и детьми. А установленные традиции, спокойный и доброжелательный тон, «принятие» всего того, что принесут с собой дети, помогли дошкольникам войти в роли и всем без исключения активно участвовать в совместной образовательной деятельности.
Вся проведенная образовательная деятельность помогает подготовить детей к общению со взрослыми; к овладению приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками (установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умению самостоятельно разрешать конфликты мирным путём); к принятию и соблюдению (в последствии) классных и школьных социальных и этических норм (сдерживание непроизвольных эмоций и желаний, способность к ответственному поведению).
Используемая литература:
1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Сфера, 2003.
2.Бацина Е.Г., Чепикова В.Н. и др. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО: семинары – практикумы. – Волгоград: Учитель, 2014.
3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
4.Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников.– М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2005.
5.Семенака С.И. Уроки добра. – М.: 2004; Учимся сочувствовать, сопереживать. – М.: 2003; Социально – педагогическая адаптация ребенка в обществе. – М.: 2004.
6.Танцюра С.Ю. Вместе с малышом. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
7.Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста.
Подборка игр и упражнений в помощь музыкальным руководителям и воспитателям. ...
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста.
Игры и упражнения, индивидуальный профиль социального развития ребенка...
Семинар : «Развитие коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности»
СчасСчастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выра...
Круглый стол «Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста»
Представлены доклады педагогов по теме круглого стола...
"Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста"
Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни, поэтому в содержании консультации для родителей я отношу выработку навыков владения у детей своим эмоциональным состояни...
Сообщение «Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста»
Сообщение на педсовете...
картотека игр на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста.
в картотеке собраны игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и арттерапевимческие методы....