Консультация для воспитателей "Жестокое обращение с детьми - что это такое?"
консультация на тему
Жестокое обращение с детьми (а это несовершеннолетние граждане от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребёнка), педагогами, воспитателями, органами правопорядка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_zhestokoe_obrashchenie_s_detmi.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №134»
Консультация для воспитателей
на тему:
«Жестокое обращение с детьми –
что это такое?»
Подготовила: Воспитатель МБДОУ №134 г.Курска
Бабичева Татьяна Викторовна
Курск, 2015-2016 учебный год
Жестокое обращение с детьми (а это несовершеннолетние граждане от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
1. Физическое насилие
Это – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
2. Сексуальное насилие (или развращение)
Это – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
3. Психическое (эмоциональное) насилие
Это – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психологической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
4. Пренебрежение нуждами ребенка
Это – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Недостаток заботы и внимания может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
- присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
- нежеланный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- "трудный" ребенок.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.
Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:
- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
- неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
- судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
- демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.
К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.
Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы не вольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям.
Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?
- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
- на жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
- часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?
Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Желательно побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.
В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
- ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.
Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:
- признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;
- индивидуальный подход, т.е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;
- использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;
- определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
Консультация для родителей на тему:«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»...
Консультация "Жестокое обращение с детьми"
Л.Н. Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают…Желание наказать есть желание мести»....
Консультация для родителей «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ»
Консультация для родителей «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ»Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое наносит вред ребенку. Дети, с которыми плохо...
Консультация "Проблема жестокого обращения с детьми"
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. В данной работе рассмотрены основные формы жестокого отношения к детям. ...
Консультация "Нет - жестокому обращению с детьми!"
Данная консультация будет полезна родителям в целях предупреждения жестокого обращения с детьми....
Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"
В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...
Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».
В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...