Игровые технологии вхождения в день.
материал на тему

Минутки вхождения в день помогают детям адаптироваться в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrov._tehn._vhozhd._v_den.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Минутки вхождения в день

Приведенные в данном разделе минутки вхождения в день направлены:

- на формирование эмоциональной децентрации, под которой понимается  способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей;

- снятие тревоги в период адаптации ребенка к детскому саду;

- развитие осознанного, ответственного отношения к режимным моментам;

- развитие самостоятельности и сотрудничества;

- повышение саморегуляции и самоконтроля;

- повышение общего эмоционального фона и улучшение  психологического климата в группе.

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка; помогать детям адаптироваться к условиям детского сада; развивать навыки социального поведения; способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Выбор темы для начала дня определяется разными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей, наличием наглядного материала и т.Д.

Минутки вхождения в день помогают детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня.

'Под лирическую  музыку.

Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня Алине, Тане, Саше ... (перечисляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги).

- А что вы хотите пожелать мне?

- Вдохните глубоко и с вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

- Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло  солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Звучит  музыка.

Дети, посмотрите на свои руки! У мальчиков большие, сильные. У девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут  все: и обнять, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

- За что ты, Андрей, любишь свои руки?

- Катя, а ты любишь свои руки?

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

 Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая!

И скажу вам не тая -

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лечить,

Чуткие руки умеют дружить.

- Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками

На столе педагога стоит комнатный цветок.

 Дети сидят вокруг стола.

- Как вы думаете, дети, хорошо быть цветком? Почему?

Послушайте, что хочет сказать вам этот цветок.

Ц в е т о к. Дети, я люблю вас: ваши глаза, улыбки, ваши добрые и заботливые руки. Я рад тому, что живу в вашей дружной группе, где нет грубых слов, драк, ссор, обид. Иначе, я бы болел и был вялым и некрасивым. Ваша забота и ласковые слова помогают  мне быстро  расти и каждый день дарить вам чистый воздух и свою красоту. Интересно, вы угадываете мои мысли и даже понимаете то, что я говорю на своем цветочном языке, когда хочу пить или умываться.

- О чем сегодня просит нас цветок? (Дети поливают цветы.)! Предлагаемые варианты открытия дня могут быть расширены и дополнены самими педагогами.

Утреннее приветствие

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

ВО время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз  «Один за всех и все за одного».

Подборка пословицы:

- Нет друга - ищи, а нашел - береги.

- Дерево живет корнями, а человек - друзьями.

- Нет друзей - наживай, а старых не забывай.

- Друг познается в беде.

Правила поведения в группе:

- Помни о благодарности - говори «волшебные слова».

- Всегда говори правду взрослым и детям - будь честным и правдивым.

- При споре договаривайся самостоятельно.

- Умеешь сам - помоги товарищу.

- Если игрушка одна – играть по очереди.

(Желательно оформить дидактическое пособие «Правила группы в картинках».)

Звучит аудиозапись первого куплета песни  Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

Воспитатель. Что такое комплимент!? Для чего нужны комплименты? В каких случаях  их говорят? Приходилось ли вам говорить комплименты? Кому? (Ответы детей)

Милые дети, я хочу сказать вам комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грусти, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас!         

        А теперь  скажите друг другу комплимент,

чтобы в сердце каждого из вас поселилось лучистое солнышко и согрело вас своим теплом.

 Звучит аудиозапись лирической музыки .

Дети выполняют задание.

Воспитатель (показывает картинку с изображением сердца). Приложите руку к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей .) Да, это бьются ваши сердца.

Иногда человеку говорят: «У тебя доброе  сеpдцe». Что значит «доброе сердце»? Про  каких людей так говорят? А вы слышали такие выражения: «сердце ноет», «сердце советчик», «сердце радуется» (Ответы  детей)

"Когда вы спокойны, сердце бьётся ровно,  когда сердитесь- учащённо. Это сердце вас прeдyпреждает: «Остановись, успокойся, не  злись  «Прости»,- просит оно .

А у вас добрые сердца? А теперь закрыли глазки и  нарисуйте своё  сердце каким вы его представляете.

Дeти выполняют задание.

В руках  у каждого ребёнка зеркало.

 Воспитатель. Внимательно  рассмотрите свои глаза. Какого они цвета? Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)

Звучит аудиозапись лирической   музыки.

Какие красивые у вас глаза! Они такие  лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё: и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и синеву неба. Они видят тех, кто ждёт вашей помощи: засохший цветок, голодную птичку, упавшего товарища, - и помогают вам совершать добрые поступки. Ваши глаза восхитительны и неповторимы. Я люблю ваши глаза! Посмотрите в свои глаза. Полюбуйтесь ими.

В мои глаза вошли

 Поля, моря, леса.

Мои зрачки - огонь,

В них солнце задремало .

Посмотрите в глаза друг другу и подарите друзьям добрые взгляды.


Воспитатель.

 Какой сегодня день? Хмурый пасмурный или светлый и солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

 А  знаете, как можно улучшить настроение?- Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Звучит аудиозапись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие  солнечные, лучистые улыбки, что, глядя  нa  них, ярче становится день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с  вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

 

        

Воспитатель.

Вы любите играть? А в какие игры? С кем? Почему одних детей вы с радостью принимаете в игру, а других сторонитесь, не желая с ними играть? (Ответы детей.)

Игру во дворе начинают опять.

 Мальчишку в игру не хотят принимать.

 Запомни, драчун-забияка

Что это игра, а не драка.

Хорошее дело - футбол и хоккей ,  

Соседей они превращают в друзей.

 А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствуют смелость, азарт, быстрота,

 Да здравствуют вежливость и доброта!

 Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот кто злится, стыдится!

 (Е. Ильина.)

Сегодня вас ждёт много игр  с  друзьями, и пусть вежливость, доброта и чуткость помогут вам в хорошем настроении провести этот день.

Звучит аудиозапись спокойной музыки .

Воспитатель.

Плакали ночью жёлтые клёны.

 Вспомнили клёны, как были зелёны.

С жёлтой берёзы тоже капало.

Значит, берёза тоже плакала.

        (Э. Мошковская.)         

Приходилось ли вам видеть  плачущие деревья? Чему, по-вашему, они могут огорчаться? Бывает ли у вас такое настроение, когда хочется плакать? О чём  вы плачете? Что вы делаете, если видите, как  кто-то плачет? (Ответы детей.)                 .

Человек с добрым сердцем спешит утешить тех, кого обидели, чтобы им стало легче и радость озарила глаза, наполненные слезами. Я так хочу, чтобы ваши глаза светились счастьем, чтобы их не туманили слёзы!

Бережное отношение друг к  другу, тёплые и нежные взгляды помогут вам в  xopoшем  настроении провести этот день.

Доброе сердце

Воспитатель (показывает детям изображение бабочки). 

Бывают в жизни моменты, которые надолго остаются в памяти. Порою люди всю жизнь помнят о том , что случилось с ними в детстве. Поэт Константин Бальмонт  навсегда запомнил картину летнего дня и написал

об этом стихотворение.

(Звучит аудиозапись лирической музыки.)

 Помню я, бабочка билась в окно,

Крылышки тонко стучали.

Тонко стекло и прозрачно оно,

Но отделяет от дали.

В мае то было, мне было пять лет,

В нашей усадьбе старинной.

Узнице воздух вернул я и свет,

 Выпустил в сад наш пустынный.

 Если когда-то вдруг спросят меня:

«В чём твоё доброе дело?» -

Молвлю я: «Мысль моя майского дня

        Бабочке зла не хотела!».         .

А вы совершали когда-нибудь подобные поступки? (Дети вспоминают и  рассказывают запомнившиеся им истории.)

В каждом из вас бьётся доброе  сердце неспособное погубить чью-то жизнь: бабочки , паучка, жучка. Ведь ваша чуткая душа не сможет вынести их боли и страданий. Я знаю, и сегодня, как всегда, вы будете, добры  ко всему живому!

Удивление

Воспитатель. Дети, чему вы сегодня удивлялись? (Ответы детей.) А я    сегодня                 удивилась солнцу. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково

здороваться.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам

дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и удивиться красоте ,которая нас окружает.

Дети приветствуют друг друга  и говорят  до6рые пожелания.

«Чем пахнет солнце?»

Воспитатель. Посмотрите на солнце. О чем мечтаете вы; глядя на него? (Ответы детей.) Вы никогда не задумывались, чем пахнет солнце?

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор!

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы -

Все слились в согласный хор,

 Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробуждённою весной

И смолистою сосной.

 Солнце светит звонами,

 Листьями зелёными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

(К. Бальмонт.)

Протяните руки к солнцу. Его лучи, как нежные руки мамы, согревают нас своим теплом. Хочется смеяться; радуясь, новому дню. Солнце растопило обиды   и грусть. Оно наполнило наши сердца добротой и

Любовью.

Звучит аудиозапись весёлой  музыки. Дети рисуют солнце.

Радость или грусть.

Звучит аудиозапись спокойной музыки . Воспитатель (показывает детям картину И.И. Шишкина «На Севере диком»).

На хладной и голой вершине

 Стоит одиноко сосна.

И дремлет под снегом сыпучим,

Качаяся, дремлет она.

(М. Лермонтов.)

Какие чувства, радость или грусть, вызывает у вас эта картина? Почему? (Ответы детей.)

Сосна великолепна в своём величии  а мне её почему-то жалко. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.) 

Сосна одинока, некому любоваться и восхищаться её красотой. Так же тяжело бывает человеку, если он один. Вспомните минуты, когда вам было одиноко. Холодно и пусто на душе, если некому улыбнуться, не с кем даже словом перемолвиться.

Пусть же сегодня никто из вас не будет одинок и печален. Вместе с друзьями весело и интересно проведите этот день!

Приветствие «Давайте поздороваемся».

 Дети по сигналу ведущего начинают двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. При этом надо соблюдать правила: один хлопок ведущего здороваются за руку, два хлопка - здороваются плечами, три хлопка - здороваются спинами и т.д.

Игра «Шурум-бурум». 

Дети образуют круг. Один ребёнок стоит в центре и говорит «шурум-бурум», с помощью интонации передавая своё настроение. Тот, кто догадался, какое у него настроение, встаёт в круг.

Игра «Царевна Несмеяна»

 Дети сидят в кругу. Выбранный (или желающий) ребёнок становится Царевной Несмеяной. Каждый старается её рассмешить. Выигрывает тот, кто сумеет вызвать улыбку Царевны.

Игра «Сержусь и радуюсь ... » 

 Воспитатель  говорит: «Я покажу вам два выражения лица, а вы будете мне подражать. Сначала покажу сердитое лицо. Вы тоже сведите брови, стисните зубы ... Другое выражение лица - весёлое (показывает). Давайте все улыбнемся. Теперь разделитесь на пары и встаньте спиной друг к другу. Когда я досчитаю до трёх, быстро повернитесь друг к другу и покажите выбранное выражение. Побеждает та пара, которая, не сговариваясь, покажет одно и то же выражение лица.

Приветствие «Общий круг».

Воспитатель  говорит: «Давайте сядем так, чтобы каждый из вас видел всех детей и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас». Дети принимают решение, что надо образовать круг. Затем взрослый предлагает каждому поздороваться глазами со всеми по кругу. «Я поздороваюсь первая». Воспитатель заглядывает в глаза каждому ребёнку, слегка кивает головой и дотрагивается до его плеча. Дети поочерёдно продолжают приветствие.

 

Игра «Волшебные очки».

Воспитатель  рассказывает: «Жил-был один волшебник, который изобрёл удивительные очки. Через них можно было увидеть только радостные события. Мне хочется, чтобы каждый из вас примерил     эти очки и рассказал о самом радостном событии в своей жизни». Первым надевает очки и рассказывает воспитатель .Затем дети по желанию рассказывают о своих радостных событиях.

Игра «Смеяться запрещается».

 Дети садятся в круг. Водящий (ребёнок) встает в центр. Его задача состоит в том, чтобы заставить улыбнуться кого-нибудь из сидящих. Он может использовать любой способ, однако не имеет права ни до кого дотрагиваться и ни с кем говорить. Дети, сидящие в кругу, не должны отворачиваться и закрывать глаза. Каждый ребёнок водит не более одной минуты. Если за это время он не сумеет никого рассмешить, можно дать ему в помощь ещё одного водящего. Если же ребёнок добивается успеха, он меняется местами с тем, кого заставил улыбнуться.

 

Прощание «Спасибо за приятное занятие».

Воспитатель говорит детям: «Пожалуйста, встаньте в круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в одной церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства. Как это будет происходить? Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в кругу, держась за руки. Затем подходит третий участник пожимает свободную руку либо первого, либо второго ребёнка и говорит: "Спасибо за приятное занятие!" Постепенно группа в центре круга увеличивается, и все держат друг друга за руки».

Приветствие «Общий круг».

Игра «Обижайка».

 Дети сидят в кругу, и каждый по очереди рассказывает случай из жизни, когда он был в роли «Обижайки», и объясняет, что мог почувствовать тот, кого он обижал.

 «Солнечные лучики».

 Bоспитатель  предлагает детям вытянуть руки и  соединить их в центре круга. Тихо постоять , пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Приветствие «Споём своё имя»  

Ведущий предлагает детям представить, что  они разучились разговаривать и умеют только петь, но им нужно друг с другом познакомиться. По очереди каждый поёт своё имя ,а затем хором поют все.

Игра «Театр мимики».

Воспитатель говорит: «Вы все артисты, будете изображать с помощью мимики различных героев, а я буду фотографом. Представление начинается. Покажите, как выглядит злая Баба-яга. А теперь замрите, я фотографирую. Покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком. Фотографирую! Спасибо! А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться Колобку?»  и т.д

Приветствие «Обнималки».

 На полу обозначается небольшой круг, в котором все дети могут поместиться, только крепко прижавшись друг к другу. Ведущий говорит: «Представьте, что вы скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершину самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: достигнув вершины, они стоят и поют:

Мы, скалолазы,

До цели дошли,

 Сильные ветры

 Нам не страшны.

Запомнили? Вы на вершине горы. Здесь можно стоять, только тесно прижавшись друг к другу и крепко обнявшись, чтобы никто не упал. Ведь вокруг - бездна».

Дети встают в круг, обнявшись и поют песню скалолазов.

При проведении таких « минуток» педагогу надо быть актером, ведь эмоции и чувства надо показать. Дети очень верят в образ, обязательно ответят чувством на чувство.

- Начало занятий  пусть будет  своеобразным ритуалом. Это может быть маленькое четверостишие о дружбе, любви. Дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятное и т.п.

-  При проведении  этих «минуток» старайтесь не говорить слишком громко, спокойствие принесет здесь больше пользы.

- Никто не должен вам мешать, ходить мимо, играть рядом, отвлекать внимание детей.

Главное для вас - эмоциональное выражение ребенком своих чувств, развитие творческого начала, причастности к общему делу ,настроить ребёнка на доброжелательность  ,спокойствие ,веру в себя и любовь ко всему окружающему.Не беседуйте с детьми о том, что дети плохо представляют.

Обязательно проведите предварительную подготовку, убедитесь, что выбранная вами тема понятна детям.

- Старайтесь включать в обсуждение ситуации, которые возникают в группе, но делайте это опосредованно через героев сказок, этюдов, кукол и другие игрушки. Косвенная оценка помогает ребенку осмыслить и понять свою ошибку.

.

- Используйте наглядные средства, чтобы повысить интерес детей. Пусть это будут старые сандалики с наклеенными глазками, ртом, ленточка, стульчик и т. п.-настоящие или игрушки, или картинка.

- До начала занятия приготовьте место  для  общения в кругу мягкие пуфики, стульчики.

- Каждый раз перед занятием давайте детям установку на внимание, взаимоуважение, терпение.

В самом начале необходимо успокоить детей, настроить на вслушивание:

Послушаем музыку. Послушаем звуки в группе.

Послушаем, о чем говорят рыбки в аквариуме. Послушаем звуки на улице.

Послушаем свое дыхание (1 мин, закрыть глаза).

- Соотносите материал занятия с погодой, настроением детей в день занятия, актуальными ситуациями в группе, проблемами конкретных детей.

Переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным. Не давайте детям уйти из-под вашего контроля, отвлечься.

Волшебный клубочек

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п.

Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь  не дойдет  до воспитателя.

Доброе животное

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель  тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.

Дружба начинается с улыбки

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Комплименты

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент Или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

 

 Круг друзей

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Эстафета дружбы

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. Доброе утро ребята!»

Речевка

Все мы дружные ребята.

 Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

 Никого в беде не бросим.

 Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минутки вхождения в день

Приведенные в данном разделе минутки вхождения в день направлены:- на формирование эмоциональной децентрации, под ко­торой понимается  способность к восприятию и учету состоя­ний, желаний и...

Проектная деятельность как основа технологии вхождения ребенка в мир социальных отношений

Методическое пособие поможет  воспитателям  ДОУ  спланировать свою работу по патриотическому воспитанию детей....

"Минутки вхождения в день"

минутки вхождения в день способствуют психическому и  личностному росту детей; помогают им адаптироваться к условиям детского сада;развивают навыки социального поведения, уверенность в себе, само...

«Минутки вхождения в день»

Минутки вхождения в день НОД...

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию во 2 младшей группе с использованием игровой технологии В. Воскобовича. «День рождение девочки Дольки»

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально –коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитиеПрограммное содержан...

Игровые технологии: "Минутки вхождения в день" для нравственного развития детей в детском саду.

Калинина Т. М., воспитательГБДОУ детский сад №34 Петродворцового районаСанкт-Петербурга.  Тема статьи: Игровые технологии: « Минутки вхождения в день» для  нравственно...