Развитие художественного творчества дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

MVA

Использование нетрадиционных техник рисования в студийно-кружковой работе со старшими дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_hudozhestvennogo_tvorchestva.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник рисования в студийно-кружковой работе со старшими дошкольниками

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.

Нетрадиционно-

  • Не основываясь на традиции.
  • Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.
  • Не придерживаясь традиций.

(Толковый словарь Ефремовой.ТФ.Ефремова.2000.)

Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?

 (Ответы)

Нетрадиционное рисование –

     Искусство изображать  не основываясь на традиции.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно педагогических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов дошкольных учреждений. Для этого необходимо наряду с традиционными методами и способами изображения включать и нетрадиционные техники рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Работая над этой темой в студийно-кружковой работе выполняются следующие задачи:

  1. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  2. Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  3. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
  4. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  5. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  6. Развивать творчество, фантазию.
  7. Активизировать детей при выборе тематики.
  8. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
  9. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Веселая палитра», начиная со средней группы. Обучать нетрадиционной технике рисования необходимо соблюдая возрастные особенности детей:

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

        В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям в кружке «Веселая палитра» отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности, используя более сложные техники нетрадиционного рисования.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы- вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает непосредственность детского восприятия и деятельности.

Опыт работы с детьми в детском саду показал, что рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Рисуя нетрадиционными способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно, где угодно, и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать!

Из наблюдений можно отметить, что в каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по изобразительной деятельности. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.

Как известно,  на занятиях по рисованию дети часто копируют предлагаемый им образец, но работая с детьми на кружке ,нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет. 

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии в студийно-кружковой работе важно активизировать внимание старших дошкольников, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение. И т.д.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

• способствует снятию детских страхов;

 • развивает уверенность в своих силах;

 • развивает пространственное мышление;

 • учит детей свободно выражать свой замысел;

 • побуждает детей к творческим поискам и решениям;

 • учит детей работать с разнообразным материалом;

 • развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

 • чувство фактурности и объемности;

 • развивает мелкую моторику рук;

 • развивает творческие способности, воображение и  полет фантазии.

 • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

Рисунки старших дошкольников более технически грамотны, композиционно оформлены, но в тоже время менее выразительны, это связанно с тем, что дети в своем развитии приближаются к кризису семи лет. По мере овладения навыками творчества у старшего дошкольника формируется внутренний план деятельности, который отсутствует у ребенка раннего возраста.

К семи годам дети должны уметь:

- планировать свою работу;

 - анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей; - использовать различные техники и способы создания рисунков;

 - аккуратно и экономно использовать материалы.

-самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности;

-в индивидуальной и коллективной работе интегрировать разные виды изобразительной деятельности;

-владеть комплексом технических навыков и умений, мотивировать самостоятельный выбор материалов;

-участвовать в коллективной работе, планировать свою деятельность в рисовании, лепке, аппликации, давать мотивированную оценку результатам.

Истинная ценность нетрадиционных техник заключается в большей степени не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

ЛИТЕРАТУРА

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.

Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития художественного творчества дошкольников.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений...

"Роль детских впечатлений в развитии художественного творчества дошкольника"

В предлогаемой статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественым творчеством дошкольников. Статья предназначина для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста....

«Взаимодействие педагога и семьи в процессе социализации и развитии художественного творчества дошкольника"

Презентация о взаимодействии педагога и родителей в процессе социализации и развитии художественного творчества....

Развитие художественного творчества дошкольников.

Творческий процесс в изобразительной деятельности предполагает создание детьми художественно-выразительных образов доступными им изобразительными средствами. Процесс изображения предметов детьми при р...

развитие художественного творчества дошкольников

Я, Фирсова Светлана Анатольевна работаю по данной теме 3 года.  Выбор данной  темы  посвящен проблеме целенаправленного  и активного воздействия на развитие художественных способно...

Нетрадиционные техники рисования в развитии художественного творчества дошкольников.

Филиал МКДОУ  «Сказка» - детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупсккой"Нетрадиционные техники рисования в развитии художественного творчества дошкольников Орг...

РОЛЬ ДЕТСКИХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызва...