Нетрадиционные техники рисования в развитии художественного творчества дошкольников.
материал по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Филиал МКДОУ «Сказка» - детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупсккой"
Нетрадиционные техники рисования в развитии художественного творчества дошкольников
Организация различных видов деятельности и общения детей. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста.
Выполнила : Белоусова И.В.
с. Звериноголовское 2020 год.
Содержание
1.2 Понятия «творчество», «художественное творчество». 8
1.3 Особенности, условия и средства развития художественного творчества дошкольников. 10
2.1 Нетрадиционные техники рисования. 15
2.2 Блок занятий с использованием нетрадиционных техник рисования. 24
2.3 Значение нетрадиционных техник рисования в развитии художественного творчества дошкольников. 27
Список использованных источников. 30
Введение
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Нужно что-то новое и интересное. Так появилась новая техника рисования.
Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одарённости. В данной курсовой работе рассматриваются различные техники нетрадиционного рисования и их влияние на развитие художественного творчествадетей дошкольного возраста.
Цель работы: определить наиболее оптимальные нетрадиционные техники, стимулирующие развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию.
Задачи:
- Изучить проблему развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической, методической и специальной литературе.
- Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционных техник изображения с целью развития детского художественного творчества.
- Разработать цикл занятий по использованию нетрадиционных техник рисования, способствующих развитию детского художественного творчества и апробировать их на практике.
- Раскрыть значение нетрадиционных техник рисования в развитии художественного творчества дошкольников.
Объект исследования: процесс развития художественного творчества детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: нетрадиционные техники, используемые на занятиях по рисованию.
Методы исследования: анализ литературы, педагогическое проектирование,изучение продуктов деятельности.
Глава 1.Психолого-педагогические основы развития художественного творчества детей дошкольного возраста
В истории дошкольной педагогики проблема детского творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т.п.
В исследованиях Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках: карандашами в деревянной оправе и без (уголь, сангина и др.), красками гуашь и акварель и др.
Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.
В первой главе рассмотрим вопросы, касающиеся возрастных особенностей детей 6-7 лет, дадим понятие терминам «творчество» «художественное творчество», раскроем особенности, условия и средства развития художественного творчества дошкольников.
1.1 Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним. Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции /ПРИЛОЖЕНИЕ 1/.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится вынослив психически, что связано с возрастающей физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий.
Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.Формируются социальные представления морального плана.
Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы.
В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны. Расширяются интеллектуальные возможности детей.
По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра, раньше-позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже и т.д.
Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи.
Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое.
Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах. Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек.
Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий.
Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.
Однако у некоторых детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р.Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные образы.
Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей.
Таким образом, дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами художественного творчества, в том числе и рисованием.
Старший дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. Что позволит наполнить жизнь детей новым смыслом, создаст для них обстановку эмоционального благополучия, вызовет чувство радости.
1.2Понятия «творчество», «художественное творчество»
Существует множество различных определений понятия творчества.
Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности».
Художественное творчество – выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме.
Художественное творчество занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.
Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний — часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии ребенка-дошкольника, так как необходимость получения продукта (рисунка, лепки, поделки и т. п.) связана с развитием у детей «чувства инициативы», творчества, а также таких важных познавательных процессов, как восприятие и наглядное мышление. Продукт детской деятельности отражает эмоциональное, личное отношение ребенка к миру и его представление об окружающей действительности.
За период дошкольного детства изобразительная деятельность проходит большой путь развития. Беспомощные каракули малышей постепенно сменяются предметами и сюжетными рисунками, а нагромождение комков пластилина – лепной фигуркой, благодаря чему деятельность ребенка приобретает созидательный характер. Ребенок начинает ощущать себя значимым и умелым, и на фоне этого у него появляются такие важнейшие личностные качества, как активность, целенаправленность, инициативность и творчество.
Ученые установили, что каждый возрастной период вносит свой важный вклад в развитие ребенка, поэтому важно не упустить его и добиться максимального результата в личностном и художественном развитии ребенка, так как виды детской активности и способности развиваются не спонтанно, а под влиянием общения с взрослыми – педагогами и родителями.
Таким образом, взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребёнка, посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях. Художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников.
1.2 Особенности, условия и средства развития художественного творчества дошкольников
Одним из основных условий развития творческой личности ребенка-дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита, и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги – Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и др. Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха».
Цель занятийпо изобразительной деятельности с детьми – развитие творческого начала, самостоятельности, способности быть деятельным, активным, устремленным, эмоционально развитым, при этом глубоко чувствовать окружающий мир, его тонкое устройство, сохранять свою уникальность в процессе становления в социуме. Кроме этого, на занятиях дети учатся видеть прекрасное и наслаждаться красотой во всех ее проявлениях, постигают сущность добра и зла, познают их противостояние в мире.
Основной формой организации образовательного процесса является занятие, которое можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу. Для того чтобы изобразительная деятельность на уроках проходила наиболее эффективно необходимо придерживаться основных принципов и условий стимулирования детского творчества:
- Принцип интегральности заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.
- Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
- Психологические условия – формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.
- Интеллектуальные условия создаются путём создания творческих задач.
- Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов.
Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество. Развитие художественных творческих способностей зависит от овладениясредствами выразительности, оригинальности, вариативности создаваемых образов, поэтому чтобы достичь реализации поставленных задач используются разнообразные формы работы:
- Индивидуальная. Важно тонко и тактично осуществлять руководство творческой деятельностью с учетом индивидуальных особенностей, научить ребенка самостоятельно находить средства художественной выразительности для передачи образа.
- Коллективная форма продуктивна при тематике занятий по мотивам любимых сказок, времен года и т.д.
- Участие в конкурсах, выставках, чтобы пробудить у ребенка желание узнавать и открывать самого себя в творческом художественном процессе, необходимо использовать организационные формы работы: это организация выставки рисунков, создание картинной галереи, участие детей в различных конкурсах детского творчества.
- Овладение нетрадиционными художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках старших дошкольников, поддержанию их эмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества. Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику основывается на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает, как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества.
Использование различных средств художественной выразительности позволяет детям экспериментировать с разными изобразительными средствами, способствует развитию художественного творчества. В процессе творческого развития детей в работе используются различные приемы рисования, в том числе и знакомство с нетрадиционными техниками: кляксография, воскография, пластилиновая живопись, монотипия, граттаж.
- Игры-сказки – это и игровой метод обучения, и форма обучения, и средство всестороннего развития личности ребенка.
- Наблюдения. Наблюдая за сезонными изменениями, ребенок передает потом с помощью средств художественной выразительности свое эмоциональное состояние, колорит природы, пытается рисовать пейзаж.
- Знакомство с устным народным творчеством способствует развитию эмоциональной отзывчивости, потребности выразить свое отношение в рисунке.
- Использование ИКТ – условия успешного, развивающего обучения детей на основе готовности к восприятию мира и самовыражению.
- Творческая деятельность детей – необходимо обеспечить ребенку условия индивидуального развития творчества.
- Опора на возрастные особенности ребенка. Сложность использования приемов и методов находится в прямой зависимости от возрастных и психологических особенностей ребенка на всех этапах его развития. Посредством творческой деятельности ребенок открывает свой волшебный мир творчества.
- Ближайший социум – правильно организованная социокультурная среда воспитывает в детской душе красоту, способствует творческим проявлениям.
- Региональный компонент – ребенок открывает мир со своего ближайшего окружения – это специфика дошкольного возраста. Поэтому в работе очень важно использование краеведческого материала.
- Сотрудничество в коллективе детейстроится на основе интереса детей друг к другу и совместной деятельности. Совместные действия создают необходимые условия для творческого развития детей.
- Интегрированное обучение предполагает применение различных технологий, нестандартных приемов, форм обучения. Это позволяет развивать художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, коммуникативные формы общения.
Таким образом, воспитать творческую личность нельзя без специальных усилий общества, направленных на эту культурную цель. Детское художественное творчество может носить не только профессионально-ориентированный характер, но и решать задачи социально-культурного развития личности. Работу необходимо выстроить таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного со взрослым творчества, поделиться своими достижениями друг с другом. Эстетическое воспитание – воспитание чувств, на которых основано сознание, а, следовательно, интеллект. И только тогда, когда эти чувства находятся в привычной гармонии с окружающим миром, формируется личность во всей ее полноте.
Глава 2. Методика проведения занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник c целью развития детского художественного творчества
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.
Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте на время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.В результате совместной творческой деятельности: воспитатель - дети - родители - педагоги, ощущают теплую атмосферу общения, взаимно испытывают хорошие, добрые эмоции, а это самое главное в работе – радость и теплота!
Во второй главе рассмотрим нетрадиционные техники рисованиядетей 6-7 лет, дадим понятие терминам «творчество» «художественное творчество», раскроем особенности, условия и средства развития художественного творчества дошкольников.
2.1Нетрадиционные техники рисования
Нетрадиционное рисование способствует развитию познавательного интереса детей, их творческих способностей, воображения, образного мышления. Детей очень легко увлечь творческим процессом создания необычных шедевров, каждый раз уникальных и неповторимых. Личность ребёнка эстетически обогащается, он начинает видеть прекрасное в окружающем мире, замечать детали, творчески мыслить, созидать. Такое рисование вызывает целую бурю положительных детских эмоций, раскрывает возможности использования знакомых предметов, пробуждает фантазию, воображение и желание заниматься творчеством. Возможности этой методики позволяют увлечь даже тех детей, которые не проявляют способности к рисованию, и при традиционном подходе не показывают должных результатов и умений. В педагогической практике существует большое количество нетрадиционных техник рисования, которые будут варьироваться в зависимости от возраста детей. В старшем дошкольном возрасте дети могут осваивать сложные приёмы. В старшей группе используются такие техники, как граттаж, пейзажная монотипия, рисование пейзажа песком, кляксография трубочкой, батик. Усложняются сюжеты и композиции. Вводится декоративная роспись: городецкая, дымковская.
В нетрадиционных техниках пейзажные мотивы становятся сложнее, в плане появляется тема космоса, сказочные сюжеты. Воспитатель может комбинировать и усложнять техники для знакомых сюжетов: например, «Одуванчики в траве» можно выполнить с помощью тычка жёсткой кистью и манки в старшей группе, в то время как в средней группе дети рисовали одуванчики восковыми мелками и тычкованием. Рассмотрим подробно несколько нетрадиционных техник рисования с детьми 5–6 лет:
- Рисование ладошками/ПРИЛОЖЕНИЕ 2/.
Технику рисования ладошками можно начинать использовать с детьми младшего возраста. В старшей группе воспитатель может усложнять тематические композиции и приёмы дорисовки изображения. Материалы для рисования: гуашь, широкая кисть или плоская тарелка, тонкая кисть, бумага, банки с водой, салфетки.
Методика рисования:
- Краска наносится на ладонь ребёнка с помощью широкой кисти или наливается в широкую плоскую ёмкость, в которую ребёнок обмакивает ладонь.
- Ребята делают отпечатки ладоней на бумаге, а потом дорисовывают недостающие детали композиционного образа кисточкой или пальчиками.
Данная техника предоставляет возможности создания как индивидуальной, так и коллективной композиции. Темы также разнообразны: «Букет в вазе», «Подводный мир» или «Аквариум», «Пейзаж из летних или осенних деревьев»; «Хоровод дружбы» (коллективное рисование).
- Техника отпечатки листьев/ПРИЛОЖЕНИЕ 2/.
Позволяет получить интересное фактурное изображение с помощью натуральных листьев деревьев, кустарников и красок.
Материалы для рисования: листья деревьев и кустарников, гуашь, кисти, простые карандаши, бумажные салфетки, банки с водой.
Методика рисования:
- Дети создают своеобразный эскиз из листьев согласно теме занятия или придуманному сюжету. Можно сделать наброски простым карандашом и фон будущего рисунка.
- Дети покрывают гуашью обратную сторону листа, где хорошо видны прожилки. Необходимо напомнить детям, что с кисточки нужно убрать излишки воды.
- Ребята аккуратно кладут листок прокрашенной стороной вниз на бумагу. Сверху накрывают бумажной салфеткой и слегка придавливают.
- Снимают салфетку и листок с рисунка, на котором осталось изображение листочка. Процедуру повторяют с другими листьями.
- По окончании прорисовывают недостающие детали.
Техника применима как для создания индивидуальных, так и коллективных композиций на разные темы: «Осенний лес», «Букет из листьев», «Ёжик собирает дары леса».
- Рисование тычком/ПРИЛОЖЕНИЕ 2/.
Материалы для рисования: гуашь, сухая жёсткая кисточка, простые карандаши.
Методика рисования:
- Сначала дети прорисовывают контур предмета простым карандашом или обводят по заранее подготовленному воспитателем шаблону.
- Потом опускают кисточку в краску и, держа вертикально, ударяют по листу бумаги. Начиная рисовать, дети должны делать тычки по контуру слева направо, стараясь не оставлять промежутки между тычками.
- После того как контур предмета готов, они начинают произвольно закрашивать пространство внутри контура.
- Если необходимо прорисовать детали образа или дополнить композицию некоторыми сюжетными элементами, дети делают это с помощью другой кисточки и краски.
Метод тычка позволяет передать фактурность образа (пушистый снег или шубка у белки, колючая ёлка или ёж).
- Кляксография/ПРИЛОЖЕНИЕ 2/.
Материалы для рисования: жёсткие и мягкие большие кисти, банки с водой, акварель, пластмассовые трубочки.
Методика рисования. Создать рисунок с помощью метода кляксографии можно двумя способами: капельным методом и методом растекания.
- Капельный метод. Ребёнок пропитывает широкую кисть краской и начинает разбрызгивать акварель над листом бумаги. Если нужно небольшое пятно, то можно слегка постукивать по деревянной ручке кисточки. Если для задуманного образа нужно большое пятно, то пропитанную краской кисть нужно встряхивать над тем местом, где должно быть пятно. С помощью капельного метода можно создавать красивые пейзажи.
- Метод растекания. Ребёнок хорошо пропитывает кисточку (необязательно жёсткую) краской и, встряхнув, делает большое пятно. При помощи пластмассовой трубочки для питья ребёнок раздувает краску в разные стороны, чтобы получилась большая клякса. Основа для творчества готова. Дети рассматривают кляксы и думают, что им напоминают очертания клякс. Чтобы образ получился законченным, прорисовываются недостающие детали. Метод растекания можно комбинировать с капельным методом, если это необходимо для реализации сюжетной идеи.
В кляксографии существует два направления, которые перекликаются с двумя вышеупомянутыми методами.
- Ребёнок заранее продумывает образ, который он хочет создать на бумаге. Для этого уместнее подойдёт первый метод.
- Ребёнок создаёт бесформенную кляксу, думает, какой предмет из окружающего мира она ему напоминает, и дополняет её деталями, чтобы этот образ воссоздать.
- Рисование свечой и акварелью/ПРИЛОЖЕНИЕ 2/.
Материалы для рисования: белая свеча, акварель, широкая кисть, банки с водой, бумага, простые карандаши.
Методика рисования:
- Дети рисуют набросок простым карандашом, так как белую свечу не видно на белом листе бумаги.
- Обводят контур свечой.
- Широкой кистью закрашивают лист бумаги. В зависимости от темы можно закрасить весь лист одним или разными цветами.
- Как по волшебству появляются невидимые раньше белые узоры.
- Техника эбру
Рисование в технике эбру — одна из самых невероятных и фантастических техник, применяемых в изобразительном искусстве. Универсальность этой техники в том, что и дети всех возрастов, и взрослые могут создавать поразительные шедевры на воде. Особенно эта техника может увлечь и привить любовь к рисованию детей, у которых возникают трудности в передаче образов традиционными методами рисования.
Материалы для рисования: специальная вода (раствор из воды и крахмала) и краски, лоток, веерная кисть, палитра, палочки, бумага, салфетки.
Методика рисования:
- В специальный лоток наливается заранее подготовленная жидкость для рисования эбру. В палитре дети готовят краски разных цветов.
- Дети берут веерную кисть, обмакивают её в краску и разбрызгивают над водой, создавая фон для будущего рисунка. Фон можно сделать, используя несколько цветов. Можно набирать краску палочкой и касаться ей поверхности воды.
- Острым концом палочки дети плавно водят по воде, соединяя цвета. Не стоит думать о результате, можно просто отпустить себя и свою фантазию в удивительный мир творчества и наслаждаться процессом превращения точек и линий в завораживающий своей загадочностью узор.
- Дети (с помощью воспитателя) берут лист бумаги и шершавой стороной опускают на воду на несколько секунд.
- Потом берут лист за края и плавно вытаскивают его, убирая лишнюю влагу о бортик лотка. Примерно через час шедевр готов!
Эбру — это своего рода арт-терапия, позволяющая ребёнку выражать свои эмоции и чувства через рисование, когда каждый раз получается неповторимый рисунок, уникальный и индивидуальный. Для детей с психическими проблемами, испытывающих трудности в общении, эбру — это находка, исцеляющая психику, гармонизирующая личность ребёнка через возможность самовыражения и познания окружающего мира.
- Имитация батика
Батик – искусство росписи ткани, известное ещё с древних времён.
Материалы для рисования: натянутая на подрамник ткань (лён, шёлк, хлопок), резервирующий состав, стеклянная трубочка для нанесения резерва, краски для росписи тканей, кисти, банки с водой, палитра, заготовка рисунка на бумаге.
Методика рисования:
- Воспитатель предварительно рисует эскизы. Дети переводят эскиз: кладут его на изнаночную сторону ткани, а с лицевой стороны, слегка прикасаясь трубочкой с резервом, обводят эскиз по линиям. Главное — объяснить детям, что вести линию нужно, не отрываясь, чтобы не было пробелов, и краска не растеклась по ткани.
- Рисунок с обведённым контуром должен высохнуть. Это займёт приблизительно три часа.
- Работа с красками. На этом этапе можно напомнить детям о правилах смешивания красок и получения составных оттенков из трёх основных цветов палитры. Для этого воспитатель показывает таблицу смешивания цветов, напоминая также, что если добавить белый к любому оттенку, то можно получить пастельный тон разной насыщенности.
- Дети закрашивают сначала светлые детали рисунка, потом переходят к более тёмным элементам. Воспитатель напоминает детям, что если нужно сделать плавный переход от одного цвета к другому, то нужно наносить жидко разбавленную краску.
- Рисование на мятой бумаге
Материалы для рисования: бумага, кисти, краски, палитра, банки с водой, салфетки.
Методика рисования:
- Подготовка листа для работы. Дети смачивают салфетку водой и протирают альбомный лист.
- Можно предварительно создать фон для будущего рисунка. Для этого на влажный лист кисточкой или салфеткой нанести несколько цветных пятен. Не дожидаясь пока, он высохнет, дети начинают аккуратно его комкать и мять.
- Пока лист бумаги ещё влажный, плавными движениями расправляют его, слегка разглаживая. Поверхность бумаги получилась неровная, или даже немного шершавая.
- Дети рисуют красками заранее придуманную композицию, согласно предложенной педагогом темы.
- Изобразительное творчество на мокрой бумаге
Материалы для рисования: бумага, акварель, большие круглые кисти, тонкие кисти, банки с водой, губка, салфетки.
Методика рисования:
- Воспитатель помогает детям намочить листы бумаги с помощью губки. Можно предварительно сделать эскиз рисунка простым карандашом.
- Дети сначала заполняют фон рисунка с помощью большой кисточки, смешивая краски и подбирая прозрачные оттенки.
- Воспитатель напоминает детям, что нужно слегка прикасаться кистью к бумаге и смотреть, как растекается краска по поверхности листа.
- Дети рисуют основные элементы лёгкими мазками или касанием. Тонкой кистью прорисовывают отдельные детали декора. Для нанесения тонких линий необходимо подождать, когда работа немного просохнет, чтобы избежать сильного растекания контура.
- Оставить рисунок на рабочей поверхности для полного высыхания.
10)Метод с использованием поролона
Материалы для рисования: трафареты, поролоновые губки, гуашь в плоских тарелках, кисти.
Методика рисования:
- Воспитатель готовит трафареты с изображением предметов согласно теме занятия.
- Дети прикладывают трафарет на лист бумаги, основываясь на задуманной композиции.
- Дети обмакивают губку в краску и постукивающими движениями закрашивают пространство внутри трафарета, потом аккуратно убирают трафарет.
- Кистью прорисовывают недостающие детали изображения.
- Рисование штрихом
Материалы для рисования: простые и цветные карандаши, фломастеры, бумага.
Методика рисования:
- Воспитатель знакомит детей с графикой, с понятием штриха и показывает различные виды штриховки.
- Дети рисуют предметы согласно предложенной педагогом темы, отрабатывая размер, наклон и ритм штриховки. Учатся передавать не только цвет, но и форму, материал, характер.
- Рисование песком
Материалы для рисования: белые или цветные листы бумаги, простые карандаши, клей ПВА, обычный песок/цветной песок.
Методика рисования:
- На листе бумаги дети рисуют рисунок, можно с помощью шаблонов.
- Поэтапно обводят контур получившегося рисунка клеем.
- Посыпают песком. Те части изображения, которые должны быть темнее, посыпают большим количеством песка.
- Остатки песка аккуратно стряхивают. В работе можно использовать цветной песок, тогда картины получатся яркими, интересными и с необычной фактурой.
- Новое применение зубной пасты
Материалы для рисования: цветной картон, зубная паста, гуашь, кисти, банки с водой, салфетки.
Методика рисования. Описание методики обучения рисованию зубной пастой непосредственно связано с темой занятия. В зависимости от предполагаемого изображения будет зависеть способ нанесения зубной пасты на картон, процесс её размазывания и способ — пальцем или жёсткой кистью, а также дальнейшая прорисовка деталей. Общие рекомендации по работе с зубной пастой, которые воспитатель должен варьировать в зависимости от сюжета:
- На лист цветного картона дети выдавливают зубную пасту.
- Пальцем или жёсткой кисточкой дети размазывают пасту, создавая изображение.
- Прорисовывают детали для создания законченного образа.
Можно применять другие техники нетрадиционного рисования: пальцами, ватными палочками, граттаж, сочетать с пластилином.
- Рисование мыльными пузырями
Техника рисования мыльными пузырями — это погружение в сказку, удивительный мир, который доставит много радости и позитивных эмоций детям.
Материалы для рисования: бумага, акварель, соломинки для коктейля, жидкое мыло, вода, пластиковые стаканчики.
Методика рисования:
- Воспитатель готовит раствор из воды, жидкого мыла и акварельных красок. Дети берут соломинки, опускают их в цветную воду и дуют до образования большого количества пузырей.
- Убирают палочку и прикладывают лист бумаги к пене из мыльных пузырей. Желательно взять растворы разных цветов, чтобы картинка получилась яркой, и было больше простора для фантазии.
- Рассматривают получившийся хаотичный узор из отпечатков пузырей.
- Придумывают сюжетную композицию и прорисовывают детали для завершения образа.
- Манка — не просто полезная крупа
Материалы для рисования: затонированные листы бумаги/цветной картон, клей ПВА, манка, простые карандаши, гуашь, кисточки.
Методика рисования. Техника рисования манкой очень сходна с техникой рисования песком. Преимуществом манки является то, что это экологически чистый и совершенно безопасный продукт, который можно использовать на занятиях с детьми самого раннего возраста.
- Дети простым карандашом делают набросок рисунка. В зависимости от темы и идеи конечного результата, воспитатель может заранее сделать эскиз будущего шедевра.
- Дети наносят клей на контур, отдельные элементы рисунка и посыпают манкой.
- Когда рисунок просохнет, аккуратно стряхивают лишнюю манку.
- Если это необходимо, дорисовывают отдельные детали картины.
В работе можно использовать цветную манку. Для этого в белую манную крупу нужно раскрошить в пыль грифель цветных карандашей или восковые мелки. Изображения получаются фактурные, яркие и привлекательные.
- Техника граттаж
Граттаж — это техника процарапывания рисунка острым предметом.
Материалы для рисования: основа-заготовка для граттажа, ручка.
Методика рисования:
- Воспитатель заранее готовит основу для граттажа. Для этого лист бумаги закрашивается разноцветными восковыми мелками или белой свечой, выбор зависит от тематики будущего рисунка.
- Потом лист покрывается чёрной тушью, в которую добавляется немного жидкого мыла. После высыхания основа готова к работе.
- Дети начинают процарапывать рисунок не пишущей шариковой ручкой.
Техника граттаж связана с техникой рисования штрихом. Дети могут создавать рисунки, используя различные виды штриховки. Тематика работ в технике граттаж весьма разнообразна: «Натюрморт», «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Космос» и многие другие.
- Пуантилизм – техника рисования точками
Материалы для рисования: бумага, простые карандаши, ватные палочки и гуашь или фломастеры.
Методика рисования:
- На листе бумаги дети рисуют простым карандашом эскиз будущей композиции. Точечная техника позволяет рисовать фломастерами или гуашью и ватными палочками.
- Дети ставят точки сначала по контуру нарисованных предметов, потом заполняют точками пространство внутри. По такой же схеме дети работают с гуашью и ватными палочками.
- После работы с определённым цветом аккуратно откладывают палочку в сторону и для другого цвета берут чистую палочку.
Техника пуантилизма развивает усидчивость и мелкую моторику рук, а также любовь к искусству, так как «точечные» изображения отличаются от традиционных рисунков, раскрывая возможности для творчества.
2.2 Фрагмент тематического планирования занятий с использованием нетрадиционных техник рисования
Обязательным условием при освоении нетрадиционной техники является мотивирующее начало занятия, как и в случае работы в традиционной технике рисования. Воспитатель должен помнить и об игровых моментах, о проведении физкультминутки. Если планируется использование сложной техники или непосредственного участия педагога, то лучше проводить такое занятие в небольших подгруппах или организовывать изобразительные кружки. При составлении конспекта занятия необходимо обратить внимание на последовательность и виды работ, которые планируется задействовать и правильно распределить время на каждый учебный этап:
- Предварительная работа (2–3 минуты).
- Основная часть (15–17 минут).
- Физкультминутка (1–2 минуты).
- Заключительная часть (подведение итогов), (2–3 минуты).
Нами представлен фрагмент тематического планирования занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в подготовительной группе (Таблица 1):
Таблица 1
Фрагмент тематического планирования занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в подготовительной группе
Месяц | Тема | Программное содержание | Оборудование | Техника выполнения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | Веточка рябины | Формировать эстетическое отношение к изображению рябины, упражнять в комбинировании различного цвета для изображения листьев рябины. Развивать чувство композиции при составлении и рисовании натюрморта. | Бумага белая формата А-4, гуашь и акварельные краски, палитры, кисти, ватные палочки, простой карандаш, иллюстрации и образцы. | Оттиск круглыми печатками, рисование пальчиками, технический приём двухцветный боковой мазок.
|
Осенний пейзаж | Формировать эстетическое отношение к изображению в рисунке, упражнять в комбинировании различных техник. Развивать чувство композиции и колорита.
| Бумага белая формата А-4, гуашь и акварельные краски, палитры, печатки, образцы. | Оттиск пробкой, печатками, монотипия. | |
Октябрь | Радуга | Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Закрепит знания детей с тёплыми и холодными цветами. Закрепить представление о семи цветах радуги. Развивать чувство цвета. | Бумага белая формата А-4, акварельные краски, кусочки поролона для смачивания бумаги. | По сырому. |
Осенняя берёзка | Учить передавать в рисунке характерные особенности берёзы (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветки, лёгкая крона), осеннюю окраску листвы; обучить правильным способам действий жёсткой полусухой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения листвы и горизонтальных штрихов для изображения | Иллюстрация с изображением берёзы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, две кисти жёсткая и мягкая, краски. У детей голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника, дополнительные листы белой бумаги для упражнений в рисовании | Тычок щетинистой кистью. | |
Продолжение таблицы 1 | ||||
2 | 3 | 4 | 5 | |
| чёрных пятен на стволе берёзы. Формировать эстетическое отношение к белоствольной берёзке. | тонких линий и разных способах работы жёсткой кистью, кисточки мягкие и щетинистые, краски. |
| |
Цветы на подносе | Закрепление знаний о жостовской росписи. Передавать изображение цветов цветовыми парами (красный — зелёный, фиолетовый —оранжевый, жёлтый — синий). Закрепить приём набора двух цветов краски на кисть. | Жостовские подносы, вырезанные формы подносов тонированные или чёрные, гуашь, палитры, кисти тонкие и толстые.
| Жостовская роспись. | |
Ноябрь | Клён и ель осенью | Учить передавать в рисунке строение клёна и ели, их различие в силуэтах; развивать художественный вкус у детей (умение передавать красоту пейзажа через сочетание разных красок в рисунке: ярких, светлых, тёмных); закреплять технику рисования щетинной кистью (умение изображать наклонными штрихами хвою ели); побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. | У воспитателя три чётных силуэта ели, берёзы и клёна и изображения дерева с листвой. Лист бумаги с нарисованной веткой ели (для показа рисования хвои щетинной кистью). У детей тонированные листы бумаги, одну треть занимает земля (трава), две трети — небо до горизонта, окрашенное красками вечернего заката или восхода солнца; краски, мягкие и щетинные кисти. | Акварель, жёсткая кисть. |
Театр | Учить передавать особенности конструкции театрального здания и его архитектурных деталей — колонн, фронтона, широкой лестницы, арочную форму окон и дверей. Учить детей ориентироваться на крупные части здания при размещении окон и дверей для достижения симметрии в их расположении. Воспитывать чувство любви к историческим зданиям. | Иллюстрации, фотографии с изображением разных зданий. Бумага белая формата А-4, карандаши, цветные мелки. | Цветные карандаши, цветные мелки. |
Тематический план представлен /ПРИЛЛОЖЕНИЕ 3/. Блок занятий с использованием нетрадиционных техник рисования представлен /ПРИЛОЖЕНИЕ 4/.
2.3Значение нетрадиционных техник рисования в развитии художественного творчества дошкольников
«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо
Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем постигает формы материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно.Рисование помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире. Подрастая, дети перестают рисовать, потому, что большее значение приобретает слово.
Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения».
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение
запаса знаний.
Главное, чтобы рисование приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник – это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности – художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
- интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук;
- свобода выбора изобразительных материалов и техник.
Заключение
Самый ответственный период в жизни человека – дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте закладываются основы гармоничного развития личности, формируются нравственные и умственные качества. Уникальные возможности и творческая активность развиваются в процессе творческой деятельности, и являются одной из важнейших задач дошкольной образовательной организации. В настоящее время уделяется особое внимание развитию творческой активности каждого человека, потому что общество остро нуждается в созидательных, социально-мобильных, открытых всему новому гражданах.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если педагоги в дошкольных образовательных организациях будут использовать нетрадиционные техники рисования. Они раскрепощают дошкольников, способствуют возникновению положительных эмоций, усидчивости, сосредоточенности, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца. Использование нетрадиционных техник рисования развивает фантазию, воображение, наблюдательность, умение находить нестандартные решения, помогает ребенку выразить свои эмоции, впечатления, переживания, развивает творческую активность. Кроме этого дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Так же описанные в курсовой работе техники полезны и для взрослых людей (родителей), так как они не только активизируют работу воображения, но и оказывают психотерапевтическое воздействие.
Собранный и систематизированный нами материал может использоваться воспитателями и студентами на практике по организации занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения с детьми подготовительной к школе группы в дошкольных образовательных учреждениях.
Список использованных источников
Законодательные и инструктивные материалы
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» [Текст]: текст с изменениями дополнениями на 2014.- М.:Эксмо, 2014.- 144с.
2.Профессиональный стандарт «Педагог, воспитатель, учитель» [Текст] – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 93с.
3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» [Текст] // под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Дрофа, 2010. – 130с.
Монографическая и учебная литература
4.Андреева, Г. М. Психология социального познания [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.
5.Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: [Текст] В
2-х частях /Г.Н. Давыдова.- М.: «Издательство Скрипторий, 2003».- 2007.- 80с.: ил.
6.Лебедева, С.А. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников. [Текст]: методическое пособие / С.А. Лебедева - М.: Классик стиль, 2014. – 180с.
7.Межиева, М.В. Развиваем творческие способности у детей 5-9 лет [Текст]./ М.В. Межиева - Ярославль, 2012. – 210с.
8.Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий [Текст]: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. / А.В. Никитина – СПб.; КАРО, 2008г. – 210с.
9.Студенческая библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studbooks.net/693094/psihologiya/vzaimosvyaz_ponyatiy_gender– Загл. с экрана.
Периодическая литература
10.Акуненок, Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования [Текст].// Дошкольное образование. – 2010.- №5.- С.45.
11.Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [Текст]//Дошкольное воспитание.- 2012.- № 3.- С.12.
12.Шклярова, М. Рисуйте в нетрадиционной технике [Текст]/М.Шклярова //Дошкольное воспитание.- 2011.- № 5.- С.42.
Справочно-информационные материалы
13.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. Н.Ю. Шведова. 2 изд. - Москва: Изд-во ЭЛПИС, 2003. – 94с.
14.Психологическая энциклопедия. [Текст]: Большой психологически словарь. / Под редакцией Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. – 3е издание. –М., 2012. – 630с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"
Рисование - язык внутреннего мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества дошкольников
Статья об использовании нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОУ....
Мастер - класс для родителей «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»
Расширить знания родителей в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»...
Нетрадиционная техника рисования. Занятие по художественному творчеству в подготовительной группе на тему "Букет в вазе" (граттаж)
Желание творить – это внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью. Но одного желания творить мало для развития творческой личности. Чтобы ребёно...
Мастер – класс для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии художественного творчества детей. Применение методики Погодиной С.В.»
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...
Презентация проекта "Волшебное творчество" использование нетрадиционных техник рисования в развитие творческих способностей дошкольников
Проект по использованию нетрадиционных техник рисования в развитие творческих способностей докольников...
- Мне нравится (1)