Педагог как активный участник организации взаимодействия с детьми, коллегами и родителями в условиях ФГОС.
статья на тему
Педагог, активно взаимодействующий с другими людьми, умеет произвольно использовать их в построении своего общения с разными партнерами. Если у взрослого человека есть трудности в общении, это означает, что в свое время, в детстве, соответствующая стадия развития общения почему-то оказалась не прожито им полноценно и этот пробел продолжает сказываться в его взрослой жизни. Вот в этом и выражается ведущая роль педагога как генератора общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagog.chteniya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Арнаутова Людмила Викторовна,
учитель-логопед
МБДОУ Детский сад №4 «Чиполлино»
г.Саяногорск
Педагог как активный участник организации взаимодействия с детьми, коллегами и родителями в условиях ФГОС.
«Искусство воспитания включает, прежде всего,
искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу»
В.А.Сухомлинский.
Человеческое сознание возникает в общении, реализуется в общении и получает высшее воплощение в общении.
Во всех психологических теориях, во всех периодизациях психического развития ребенка говорится, что началом начал в становлении психики ребенка является общение ребенка с близким человеком. Если имеют место какие-то отклонения в естественном развитии общения ребенка и матери, это оборачивается печально известными последствиями депривации общения. Оказывается, что без полноценного общения человеческое существо не развивается не только психически, но и физически.
Д.Б.Эльконин в статье о периодизации психического развития («Вопросы психологии» №4-1977г) дал фундаментальное утверждение, что нет отношения «ребенок и общество», а есть отношение «ребенок внутри общества». И даже современная семья, самая благополучная, самая хорошая, культурная и материально обеспеченная, в принципе не в состоянии дать ребенку всю полноту содержательного общения. Компенсировать недостаточность современной семьи, как главного воспитателя полноценной личности, призваны учреждения дошкольного образования.
В процессе общения взрослые и дети могут занимать по отношению друг к другу разные позиции. Это могут быть позиции «сверху», «снизу», «рядом», «в стороне».
Наиболее часто встречающейся формой общения в детских учреждениях является общение педагога с группой детей. Как правило, тут демонстрируется позиция взрослого «сверху». Его отличительные черты- фронтальность и вербальность. Такая позиция хороша, когда нужно задать контекст будущего действия или, наоборот, подвести итоги проделанной работы.
Позиция педагога «снизу» необходима, когда воспитатель хочет вызвать инициативные действия детей, чтобы помочь им лучше усвоить материал или проверить понимание какого-либо вопроса. Для этого он может изобразить «незнайку» или «неумейку», может попросить детей объяснить ему что-то, научить его чему-то. Дети с радостью включаются в эту игру и закрепляют полученные знания. Общение в этой позиции может быть как вербальным, так и невербальным, групповым, подгрупповым, индивидуальным.
Позиция «на равных» имеет смысл, когда контекст деятельности уже задан и требуется обсуждение и выполнение поставленной задачи. Общение может быть на разных уровнях: что-то попросил- «снизу», что-то подсказал- «сверху», а в среднем получается позиция «на равных».
Часто при работе с группой детей используется позиция демонстративной отстраненности. При этом педагог, находясь в одном помещении с детьми, занятыми делом, не участвует в нем. Его присутствие важно для детей, они все время чувствуют, что могут обратиться за помощью, что взрослый с ними, все видит и относится к происходящему определенным образом. Эта позиция потенциально содержит в себе возможность выхода в любую другую позицию общения.
Опыт работы с детьми свидетельствует, что педагог-фасилитатор (активно взаимодействующий с окружающими) должен уметь менять позиции в общении с детьми исходя из ситуации.
А каким же образом строится общение педагога в педагогическом коллективе? Общение- очень важная вещь, особенно если люди, имеющие разные интересы, объединены одними и теми же целями, вместе работают с детьми, образуют единый педагогический коллектив. Чем больше в нем людей разных профессий, тем интереснее, тем разнообразнее общение.
В то же время главной фигурой в процессе воспитания остается воспитатель. Он ближе всего к детям. Воспитатель- это не просто специалист- педагог, это еще и актер, и психолог, и учитель, и очень интересный, добрый, ласковый человек. Он многое знает и умеет, а именно:
-сформулировать емко и содержательно информацию для коллег, которые его сменят на следующем этапе работы;
-придумывать воспитательные ситуации и разрабатывать методические материалы;
-изобретать, придумывать, создавать, творить;
-общаться с родителями, отвечать на их вопросы, тактично давать советы и вызывать пожелания;
-организовывать любое дело или мероприятие;
-придумывать разные ситуации, уметь выходить из них, научив этому умению и детей;
- находить интересные решения проблемных ситуаций и делать это достоянием всего коллектива;
- распределять работу так, чтобы было интересно всем и каждый с удовольствием принимал участие;
- работать с детьми, коллегами, родителями, задавать такой уровень работы в группе, чтобы сохранялся интерес к результату.
Обладать этими умениями не всегда под силу одному человеку. Поэтому напарник в группе должен стать единомышленником и их совместная работа предполагает умение договориться:
-что делать сегодня, как распределить обязанности;
- знание программного содержания работы, умение работать творчески, включаясь во все повороты событий;
-умение пользоваться всеми видами и формами общения понимание каждого слова, жеста, звука)
-умение выслушать друг друга, каждого ребенка, создавать дружелюбную и в то же время деловую обстановку.
Особенности общения во взаимодействии педагогов с родителями детей заключается в том, что воспитатели, другие педагоги с которыми встречается ребенок- только помощники семьи, ее дополнение. Семья создает личность ребенка, она- первая инстанция, которая приобщает его к окружающей жизни. В то же время родители не владеют психологическими и педагогическими знаниями и умениями в достаточном для полноценного воспитания объеме. Носителем этих знаний и умений выступает педагог ДОУ. Поэтому кроме организации учебно-воспитательного процесса педколлектив должен видеть своей задачей создание определенной общности с семьями воспитанников. Она осуществляет необходимое единство ценностей, требований, подходов и интересов, а также позволяет реально влиять на семейное воспитание детей.
Для того, чтобы создать такую общность, необходима целенаправленная работа, в которой используются самые разные формы общения. Строить эту работу следует вдумчиво, учитывая конкретные обстоятельства и условия. Важен характер семей, их состав, внутрисемейные отношения, образовательный ценз, культурный уровень, и многие другие факторы. Очень важно учитывать личные и профессиональные особенности педагогов, которые строят общение с семьей. Как выглядит педагог- скромным и застенчивым человеком, не уверенным в себе или мягким, но уверенным, или наоборот, излишне самоуверенным, всегда имеющим на все готовый ответ? И как эти качества будут работать при общении с разными категориями родителей. Какую занять позицию общения, чтобы они пошли на контакт.
Точно так же, как при общении с детьми, педагог занимает разные позиции в зависимости от своей цели и конкретной ситуации, он произвольно и сознательно строит общение с их родителями, пользуясь всеми доступными ему средствами. Разница состоит в том, какая позиция общения является исходной в том и другом случае. Самая оптимальная, деловая и предметная позиция «рядом». Педагог находится рядом, вместе с родителями в их отношениях к ребенку, к его развитию со всеми радостями и трудностями. Такая исходная позиция сразу снимает противостояние педагога и родителей. Но для того, чтобы сохранение этого общего тона, настроения, системы ценностей семьи и педагога было осуществимым, обязательно нужно пользоваться и всеми возможными позициями по мере необходимости.
Использование позиции «снизу» лучше при демонстрации заинтересованности педагога в проблемах ребенка. Важно выслушать, тактично расспросить, воздерживаясь от оценочных высказываний, как бы принять точку зрения родителя, т.е. войти с ним в смысловой контекст. В это время общность между родителями и педагогом налаживается почти автоматически и им будет гораздо легче обсуждать любые проблемы ребенка и семьи.
Бывают ситуации, требующие позиции педагога «сверху». Педагог, видя суть проблем развития ребенка и пути их разрешения, обладая авторитетом, может разъяснить родителям их ошибки, предложить изменить меры воздействия на ребенка, а также конкретные приемы и способы взаимодействия с ним.
Таким образом, позиции в общении у педагога включают все те стадии и этапы, которые реализовывались у ребенка в его развитии. Педагог, активно взаимодействующий с другими людьми, умеет произвольно использовать их в построении своего общения с разными партнерами. Если у взрослого человека есть трудности в общении, это означает, что в свое время, в детстве, соответствующая стадия развития общения почему-то оказалась не прожито им полноценно и этот пробел продолжает сказываться в его взрослой жизни. Вот в этом и выражается ведущая роль педагога как генератора общения.
Литература.
Панько Е.А. Изучение деятельности педагога дошкольного учреждения,
Методические рекомендации.-М.,1985
Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми?
Минск, «Народная асвета»,1987
В.А.Петровский,А.М.Виноградова и др.Воспитателю о личностном общении.
М.,1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающий стиль общения педагога с детьми, коллегами и родителями как необходимое условие сохранения всех субъектов педагогического взаимодействия
СодержаниеСущность общения и факторы, его ………………………………….………………….3 Здоровьесберегающее сопровождение ребенка…………………………………...……5 Типы сигналов тела……………………………………………………………………..7 Типы манип...
Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДО
Диалог с родителями.Как высстраивать отношения ....
Консультация для родителей «Условия организации взаимодействия с детьми в познавательных игровых сеансах»
Важной стороной организации познавательных игровых сеансов являются условия организации взаимодействия с детьми, при соблюдении которых удается достигнуть поставленные цели, обеспечить эмоционально бл...
Семинар – практикум «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО»
От того, как прошло детство, кто велребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний малыш...
Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- как форма организации совместной деятельности»
Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- ...
«Особенности организации взаимодействия с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
ЧТО ТАКОЕ «СТАНДАРТ»? Это комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются наоснове достижений науки, техники и передового опытаФедеральный государственный образовательный с...
Семинар-практикум для педагогов «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтн...