Проект "Духовно- нравственное воспитание в ДОУ"
проект (старшая группа) на тему

Фомичёва Галина Валентиновна
Аннотация Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей. На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Кроме этого, размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации (в первую очередь на телевидении, в том числе и в любимых детьми мультфильмах, в интернете и в «детских» компьютерных играх), разрушение семейного уклада, отрицательно воздействуют на детские души. И не случайно в последние годы государство вновь возвращается к вопросам воспитания, в т.ч. и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Они закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте. Систематическое духовнонравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Но далеко не каждая семья может обеспечить малышам качественное духовнонравственное воспитание, так как и молодые родители, и их родители (бабушки и дедушки) и даже прабабушки современных малышей выросли в те времена, когда духовно-нравственные ценности были отторгнуты государством. Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большей воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. В заключение хочется отметить, что самой первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир духовно-нравственной культуры является, прежде всего, семья, где складываются свои обычаи и традиции. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребенка, морали, эстетических вкусов. Итак, освоение детьми результатов совокупно творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим, а творческим путем. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
Проектная деятельность как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников в дошкольном учреждении и семье 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 360_2_1.pdf2.69 МБ
PDF icon 360_2_1.pdf2.69 МБ
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного  вида № 40»

Номинация: «Организация духовно -нравственного воспитания в рамках образовательной организации»  

Проект: «Возвращение к истокам»

Авторы:    Фомичева  Галина Валентиновна, воспитатель Фомичева Лариса Валентиновна, воспитатель

г. Ачинск 2015 г.

Аннотация

 Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей. На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Кроме этого, размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации (в первую очередь на телевидении, в том числе и в любимых детьми мультфильмах, в интернете и в «детских» компьютерных играх), разрушение семейного уклада, отрицательно воздействуют на детские души. И не случайно в последние годы государство вновь возвращается к вопросам воспитания, в т.ч. и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Они закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

 Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Но далеко не каждая семья может обеспечить малышам качественное духовно-нравственное воспитание, так как и молодые родители, и их родители (бабушки и дедушки) и даже прабабушки современных малышей выросли в те времена, когда духовно-нравственные ценности были отторгнуты государством. Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большей воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. В заключение хочется отметить, что самой первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир духовно-нравственной культуры является, прежде всего, семья, где складываются свои обычаи и традиции. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребенка, морали, эстетических вкусов. Итак, освоение детьми результатов совокупно творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим, а творческим путем. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

Проектная деятельность как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников в дошкольном учреждении и семье Проект: «Возвращение к истокам» На протяжении  2 лет  муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 40 «Волшебная страна», пытается в какой-то мере восполнить недостаток духовно-нравственного воспитания в семье, используя такие формы работы, как: - Организация православных и фольклорных праздников; -организация кружковой работы; -проведение заседаний детско-родительских клубов и творческих мастерских, посвященных вопросам духовно-нравственного воспитания. Видимым итогом работы можно считать следующие результаты: -Неподдельный интерес воспитанников и их родителей к фольклорным и православным праздникам, желание в них участвовать и у детей других конфессий; -традиционное проведение таких праздников, как ярмарки (осенняя, Рождественская, масленичная и  Пасхальная, Масленица, Рождество Христово, Пасха  и  Колядки ; -положительная динамика численности родителей воспитанников, принимающих участие в ярмарках; Добившись определенных результатов, мы не стоим на месте. Ищем новые формы работы, обновляем содержание используемых. Проанализировав свою деятельность и изучив имеющиеся материалы, полученные как на курсах повышения квалификации, так и в сети Интернет, систематизировав  и обобщив опыт своей работы, мы пришли к выводу, что у нас имеется возможность разработать комплексный проект «Возвращение к истокам».

Весной 2015 года творческой группой педагогов МБДОУ проект был разработан, и уже в декабре-январе текущего учебного будет  реализован в полном объеме. Целью художественно-творческого и познавательного проекта «Возвращение к истокам» является расширение и углубление знаний детей о православном празднике Рождества Христова, его значении и традициях празднования. В ходе реализации проекта предполагается решение таких задач, как: -Приобщение воспитанников, их родителей и сотрудников ДОУ к традициям отечественной культуры; -развитие творческих способностей воспитанников, совершенствование исполнительских умений и навыков; -воспитание духовно-нравственных качеств: доброты, миролюбия, великодушия. Проект предполагает организацию деятельности детей и взрослых по нескольким направлениям, таким, как:

1.Образовательная деятельность познавательной и художественно-продуктивной направленности в рамках режимных моментов. 2.«Рождественский кинозал» - просмотр малометражных фильмов и/или мультфильмов (по выбору педагогов и /или родителей). «Рождественские чтения» - чтение произведений художественной литературы (в детском саду и дома).

3.«Рождественский вертеп» - организация театрализованной деятельности 4.«Музыкально-литературный салон» (прослушивание аудиозаписей Рождественских песен и колядок; просмотр зимних стихотворений в картинках; исполнение детьми Рождественских песен, стихов и хороводов) - в детском саду и дома.

5.«Рождественский вернисаж» - организация виртуальных экскурсий в художественную галерею, в музей Рождественской открытки (в детском саду и дома).

 6.Совместные детско-родительские творческие мастерские (по выбору педагогов и /или родителей)

7.Самостоятельная художественно-продуктивная и музыкальная деятельность детей (в детском саду и дома).

 8.Игротека (дидактические, подвижные, хороводные игры; игры-забавы). 10.Взаимодействие с родителями воспитанников.

11.Итоговые мероприятия: Праздник «Рождество Христово»; Рождественская ярмарка; Колядки. В ходе подготовительного этапа мы в основном уже осуществили:

 -Подбор дидактического материала (иллюстраций, картин, фотографий по теме проекта);

 -подбор художественной литературы для чтения детям, в том числе формирование передвижной библиотечки для родителей и воспитанников «Читаем вместе»;

 -подбор цифровых образовательных продуктов (создание тематической медиатеки «Рождество Христово», включающей мини-банки иллюстративного материала, записей колядок и рождественских песен, рождественских мультфильмов и открыток, зимних стихотворений в картинках и пр.) для просмотра в МБДОУ и в условиях семьи;

 -подбор материала для изобразительной деятельности, ручного труда (раскраски, шаблоны и пр.). В ближайшее время будем заниматься изготовлением «Вертепа» (для настольного театра и проведения праздничного утренника) и технологических карт для изобразительной деятельности и ручного труда.

На этапе выполнения проекта, в рамках реализации блока «Рождественский вертеп» совместно с воспитателями и музыкальными руководителями готовим драматизацию детьми библейских или новогодних сюжетов («Волхвы», «Подарок младенцу Христу» или «Елкин день рожденья» по выбору детей), которые они затем покажут сверстникам и малышам.

Планируем и изготовление старшими дошкольниками настольного театра «Вертеп» с последующим его показом малышам и сверстникам. Взрослые (педагоги и родители) подготовят для всех групп театрализованную постановку .

В ходе реализации проекта большое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. Традиционно они становятся активными участниками творческих мастерских и городских творческих конкурсов , Рождественской ярмарки , театрализованного представления и совместных игр в ходе праздника. По рекомендациям педагогов  многие родители посещают с детьми городское театрализованное представление и Рождественскую елку. Впервые в этом году родителям будет предложено использование в домашних условиях информационных образовательных ресурсов (медиатеки) и передвижной библиотечки д/с.  Мы предполагаем, что организация в домашних условиях совместного просмотра тематических мультфильмов, репродукций; прослушивание аудиозаписей Рождественских песен и колядок, зимних стихотворений в картинках; чтение Рождественских стихов, рассказов и сказок, изготовление поделок принесут нашим воспитанникам незабываемые минуты радости от продуктивного общения с родителями (что греха таить: не так уж и часто детям достается внимание занятых родителей) и будут способствовать укреплению детско-родительских отношений

 Итоговыми мероприятиями проекта должны стать:

-выставка Рождественских поделок (по итогам совместных детскородительских творческих мастерских, детско-родительских клубов и детского творчества);

 -детское театрализованное представление «Рождественский вертеп» (для сверстников и малышей); -праздник «Рождество Христово»; -Рождественская ярмарка и Колядки. Завершат проект

 - Рождественские колядки. Наши колядовщики – воспитанники кружка  «Сказка», члены клуба выходного дня «Здоровячок» традиционно в один из святочных дней посещают  дошкольное учреждения и с большим удовольствием славят Христа, и раздают сотрудникам и воспитанникам детского сада добрые пожелания.

В проект входит  ознакомление  воспитанников с главным православным праздником, праздником праздников

 - с Пасхой, и с фольклорным праздником «Масленица». Проводимые в дошкольном учреждении мероприятия, направленные на ознакомление всех участников образовательного процесса (детей, их родителей, педагогов, а также других сотрудников МБДОУ) с православными и фольклорными праздниками, их значением и традициями празднования, являются результатом сотрудничества и сотворчества детей, сотрудников и социальных партнеров. Такие мероприятия наполняют детские сердца

радостью, дарят им доброту окружающего мира, учат самих дарить радость своим близким и друзьям, способствуют духовно-нравственному обогащению детского мировосприятия и приобщению малышей и их родителей к русским национальным традициям, знакомству с православной культурой, являющейся неотъемлемой частью всей русской культуры.

Приложение 1

 Реализация проекта «Возвращение к истокам»

 1. Образовательная деятельность познавательной и художественно-продуктивной направленности в рамках режимных моментов (по разработкам Фомичёвой Г.В. и Фомичевой Л.В):

 Ангел белую крупу сыплет из-за тучи;

 Скоро праздник Рождества Христова. Начинаем делать вертепный театр;

 Поделки для вертепа: овечки из стада, которое пасли пастухи в Рождественскую ночь;

  Свет Вифлеемской звезды (с участием родителей).

 2. «Рождественский кинозал» - просмотр малометражных фильмов и/или мультфильмов (по выбору педагогов и /или родителей):

  Вифлеемская звезда – фильм;

  Рождественская девочка – фильм;

  Рождественская история – мультфильм;

 Детский рассказ о Рождестве Христовом – мультфильм;

 Лу. Рождественская история – мультфильм;

 Рождество – мультфильм;  другие мультфильмы из домашних медиатек. 3. «Рождественские чтения» - чтение произведений художественной литературы:

 Балакшин Р.А. «Добрый дедушка. Сказание о Деде Морозе», М: 2007;

  Першина О. «Семь Рождественских свечей», М: 2006;

 Першина О. «Чудо, чудо Рождество», М: 2007;

 «Я тоже буду говеть до звезды», М: 2006;

 «В лесу родилась елочка», «Елочка и звезда» (//детский семейный познавательный журнал «Шишкин лес» № 12(48), декабрь 2009г.);

 «Святая ночь» (//детский журнал «Православный сибирячок» № 30, январь 2012г.);

  Рождественские стихи (//детский журнал «Православный сибирячок» № 18, январь 2009г.);

 «Близилось Рождество» и др. рассказы (//детский журнал «Православный сибирячок» № 11, январь 2007г.);

  «В Рождественскую ночь», «Близилось Рождество» (//детский журнал «Православный сибирячок» № 7, январь 2006г.);

  «Добрый свет Рождества» и др. (//детский журнал «Православный сибирячок» № 4, январь 2005г.).

 4. «Рождественский вертеп» - театрализованная деятельность:

 Показ настольного театра «Вертеп» взрослыми (педагогами и родителями) для всех групп;

  Театрализованная постановка «Рождественский колобок» (педагоги и родители);

 Показ настольного театра «Вертеп» детьми (для сверстников и малышей);  Драматизация детьми (кружковцами) библейских («Волхвы», «Подарок младенцу Христу») и новогодних сюжетов («Елкин день рожденья») для сверстников и малышей.

 5. «Музыкально-литературный салон»:

  прослушивание аудиозаписей Рождественских песен и колядок;

  исполнение Рождественских песен и хороводов;

 прослушивание зимних стихотворений в картинках; чтение стихов детьми. 6. «Рождественский вернисаж» - виртуальные экскурсии:

 в художественную галерею;

 в музей Рождественской открытки

7. Творческие мастерские (по выбору педагогов и /или родителей):

 «Снежные присказки, кружевные сказки…»;

 Мастерская Деда Мороза и Снегурочки;

 «Мир Ангельский, мир небесный»;

  Участие в региональных, городских творческих конкурсах, посвященных празднику Рождества Христова. 8. Самостоятельная художественно-продуктивная и музыкальная деятельность детей:

  Раскрашивание раскрасок «Мир небесный», «Рождество Христово и Крещение Господне»;

  «Я рисую Рождество»;

 Концерт для малышей;

  Подарки к празднику. 9. Игровой блок:

 Дидактическая игра «Сложи Вифлеемскую звезду»;

  Игры-забавы: «Снежки», «Построй Снеговика», «Сдуй снежинку»

  Подвижная игра «Рождественский звонарь»

  Хороводные игры: «Ой, Мороз», «Белый снег, белешенький», «Эта ночь, Святая» и др.

10. Итоговые мероприятия:

 Выставка Рождественских поделок (по итогам совместных детскородительских творческих мастерских, детско-родительских клубов и детского творчества);

 Детское театрализованное представление «Рождественский вертеп» (для сверстников и малышей);

  Праздник «Рождество Христово»;

 Рождественская ярмарка

  Колядки 11. Взаимодействие с родителями воспитанников:

 Участие в работе творческих мастерских;

 Исполнение ролей в театрализованном представлении на празднике;

  Участие в совместных играх в ходе праздника;  Участие в Рождественской ярмарке;

 Участие в городских творческих конкурсах;

  Использование в домашних условиях информационных образовательных ресурсов (медиатеки) и передвижной библиотечки МБДОУ: организация в домашних условиях совместного просмотра тематических мультфильмов (с последующим обсуждением), репродукций; прослушивание аудиозаписей Рождественских песен и колядок, зимних стихотворений в картинках; чтение стихов, рассказов и сказок, изготовление поделок;

Литература 1. Балакшин Р.А. «Добрый дедушка. Сказание о Деде Морозе». - М: 2007. 2. «В лесу родилась елочка», «Елочка и звезда». // Шишкин лес. - 2009. - № 12(48). – с. 26-31. 3. «В Рождественскую ночь», «Близилось Рождество». // Православный сибирячок. - 2006. - № 7 (январь). – с. 4-7, 12. 4. «Добрый свет Рождества» и др. // Православный сибирячок. - 2005. - № 4 (январь). – с. б/№. 5. Першина О. «Семь Рождественских свечей». - М: 2006 6. Першина О. «Чудо, чудо Рождество». - М: 2007 7. Потаповская О.М. Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности. – М.: Шк. Пресса, 2008. 8. Рождественские стихи. // Православный сибирячок. - 2009. - № 18 (январь). – с. 4-5. 9. «Рождество Христово» и др. рассказы и стихи. // Православный сибирячок. - 2007. - № 11 (январь). – с. 3-5, 7-11, 14-16. 10. «Христославы», «Святая ночь». // Православный сибирячок. - 2012. - № 30 (январь). – с. 8-9, 16-18. 11. Я тоже буду говеть до звезды. - М: 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...