Литературно- музыкальный вечер "Войны священные страницы навеки в памяти людской"
методическая разработка на тему

Нефедьева Наталья Иннокентьевна

Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет; стихотворений; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению; прививать чувство уважения к солдатам, участвующим в боевых действиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyny_svyashchennye_stranitsy_naveki_v_pamyati_lyudskoy.docx24.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Войны священные страницы навеки в памяти людской

Литературно- музыкальная композиция

Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет; стихотворений; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению; прививать чувство уважения к солдатам, участвующим в боевых действиях.

Ведущий. 22 июня. Этот день будет вечно возвращать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между этими двумя датами – прочная нить. Без одной не могло быть и другой.

Чтец. 22 июня 1941 года.

           Казалось, было холодно цветам,

            И от росы они слегка поблекли.

            Зарю , что шла по травам и кустам,

           Обшарили немецкие бинокли.

          Цветок, в росинках весь. К цветку приник.

          И пограничник протянул к ним руки.

          А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

         Влезали в танки, закрывали люки.

         Такою все дышало тишиной,

          Что вся земля ещё спала, казалось,

         Кто знал, что между миром и войной

         Всего каких-то пять минут осталось!

                                                                Степан Щипачёв.

Звучит песня «Случайный вальс», сл. Е. Долматовского, муз. М. Фрадкина.

Ведущий. Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного наступающего дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить наше государство, истребить миллионы людей.

Звучат в записи позывные Москвы: «Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза…»

Ведущий.  Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года:

«… Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие.

   Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим врагом. В своё время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны.

    Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Чтец.

1941 год.

Мяли танки теплые хлеба.

И горела, как свеча, изба.

Шли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог.

Но тогда как жадного врага

Ополчились нивы и луга,

Разъярился даже горицвет,

Дерево и то стреляло вслед.

Ночью партизанили кусты

И взлетали, как щепа, мосты.

Шли с погоста деды и отцы,

Пули подавали мертвецы.

И, косматые, как облака,

Врукопашную пошли века.

Шли солдаты бить и перебить,

Как ходили прежде молотить.

Смерть предстала им не в высоте,

А в крестьянской древней простоте.

Та, что пригорюнилась. Как мать,

Та, которой нам не миновать.

Затвердело сердце у земли.

А солдаты шли, и шли, и шли.

Шла Урала темная руда,

Шли. Гремя, железные стада.

Шел Смоленщины дремучий бор,

Шел худой зазубренный топор.

Шли пустые тусклые поля.

                                           Шла большая русская земля.

Илья Эренбург

Ведущий. В планы Гитлера входило получение продовольствия с чужих земель. На захваченных территориях, словно чертополох, разрасталась рать немецких жандармов,  и все они отбирали у крестьян скот, хлеб, птицу, овощи. Они разорили несколько тысяч колхозов и совхозов, отобрали и угнали в Германию 7 миллионов лошадей, 17 миллионов крупного рогатого скота, 20 миллионов голов свиней, 27 миллионов овец и коз. Фашистская армия отправляла в Германию тысячи эшелонов с награбленным грузом. Враги хотели обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов… Это была фашистская стратегия голода.

Чтец.

… И листовки летели с неба

На пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»

«Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили,

Нет страшнее пытки такой.

Ленинграда ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света

День похож на черную ночь.

Может в мире силы нету,

Чтобы все это превозмочь.

Умирали – и говорили:

-Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали. Нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее земли не найдешь.

Е. Рывина.

Звучит 7-я симфония Д.Д. Шостаковича.

Ведущий. 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек.

  В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 грамм хлеба, а не работающие (служащие, дети) – по 125 грамм хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Ольга Берггольц.

Ведущий. Острый голод давал о себе знать все сильнее. Умирали и молодые и старые, мужчины и женщины, дети. Смерть настигала людей везде: на улице, в квартире, на работе у станков.

  Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде252 тысячи человек. Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых, однако большая смертность не породила отчаяния и паники в народе.  

  Дети в осажденном городе… Их было около 400 тысяч. Дети ждали хлеба, а где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки.  Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки, тем самым нанося вред своему здоровью. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено, а если дрова кончались, в ход шли мебель, паркет и даже книги.

Чтец.

Иду в темноте, вдоль воронок.

Прожекторы щупают небо.

Прохожие. Плачет ребенок

И просит у матери хлеба.

А мать надорвавшись от ноши

И вязнет в сугробах и ямах.

- Не плачь, потерпи, мой хороший,-

И что-то бормочет о граммах.

И лиц я во мраке не вижу,                                                                                                    Подслушала горе вслепую.

Но к сердцу придвинулась ближе

Осада, в которой живу я.

Н. Крандиевская-Толстая.

Ведущий. Но вот в декабре 1941 – январе 1942 г. по Ладожскому озеру начинает действовать ледовая «Дорога жизни».

Показ кадров из кинофильма «Дорога жизни».

Ведущий. 27 миллионов наших людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют больше сострадания и участия.

  Но мы должны о них помнить! Сейчас и всегда помнить!

Ведущий. И мы помним о них.

Звучит тихо «Реквием» В. Моцарта в записи.

Ведущий.

Варварство.

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин. Худеньких ребят…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки.

И в ярости рыдала мать-земля…

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался звук…

- Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-

И хочет вырваться из рук ребенок.

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой,

Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно –

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

На шее красной лентой извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах,

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез горячих и могучих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя.

Омой его, земля, кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят.

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

                                                                                 М. Джалиль.

Ведущий. Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

    Враги зверски расправлялись с мирным населением оккупированных территорий, а истребление детей было ещё более страшным преступлением гитлеровцев. Детей родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умерщвляли. В случае сопротивления направляли в газовую камеру. Большей жестокости не знала наша планета, чудовищней зверства не бывает на свете. Разве можно такое предать забвению?..

Ведущий

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той беды,

Нам нужно,                                                                                                                                                     Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь это память – наша совесть

Она

Как сила нам нужна…

Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем вас  с великим днем,

С днем нашей славы!

С Днем Победы!

Еще нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты. Подарили вы планете

Великий май!

Победный май!

Звучит песня «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

 

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – музыкальная композиция «Край родной, навек любимый …».

Литературно – музыкальная композиция «Край родной, навек любимый …».Старший дошкольный возраст.Цель:  воспитывать  чувство патриотизма  и  любви  к  своему городу. П...

Проект «Войны священные страницы навеки в памяти народной».

   Данный проект направлен на воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за              подвиг с...

Конспект ООД по лего-конструированию «Военные машины» в рамках клубного часа «Навеки в памяти людской»

В рамках клубного часа была организована образовательная деятельность - конструирование моделей военной техники (танков, грузовиков) из деталей конструкторов: LEGO DUPLO, LEGO DACTA, магнитного П...

Литературно-музыкальный досуг "По страницам детских книг" для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:1. Образовательные: уточнить и обогатить знания детей о названиях, авторах и героях детских сказок; уметь узнавать сказку по заданию; проявлять интерес к драматизации сказок.2. Развивающие...

Фотоотчёт с городского фестиваля - конкурса «Театральный Олимп-2018» Литературно-музыкальная композиция «Священный Байкал» 2018

В данном материале представлен Фотоотчёт с городского фестиваля - конкурса «Театральный Олимп-2018». Литературно-музыкальная композиция «Священный Байкал»....

Лэпбук "Сыны земли Тамбовской и России, вы вечно живы в памяти людской..." для детей подготовительной к школе группы

Материалы лепбука направлены на развитие понимания детьми темы ВОВ, воспитание патриотизма, уважения к истории нашей страны, своей малой родины....

Музыкально-литературная композиция "Победы славные страницы"

Цель мероприятия - это патриотическое воспитание дошкольников на примере истории родного города. Что пришлось пережить воронежцам в эти страшные 212 дней, что стало с городом осле военных действий, ка...