"Классификация игр" Новоселова С.Л. разработка по самообразованию.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Cтепанова Лариса Николаевна

Разные авторы по своему рассматривают классификацию игр и дают определение самого понятия "игра". Предлагаю рассмотреть классификацию ирг по С.Л.Новоселовой. Даная разработка будет достаточным "подспорьем" для начинающих педагогов, где их вниманию предложены: класс игры, структура дидактической игры, значение игры в формировании личности ребенка, методическая литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классификация игр дошкольников245.86 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»

«Классификация игры»

С.Л. Новоселова

Разработка по самообразованию.

C:\Users\1\Desktop\все фото\фото занятия\20141030_090932.jpg

Подготовила старший воспитатель

Степанова Л.Н.

Январь 2016г

1 Классификация игр.

Игра представляет собой особую деятельность, которая рассветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Детские игры явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

       Разные авторы по своему рассматривают классификацию игр и дают определение самого понятия «игра».    

Рассмотрим классификацию игр по С.Л. Новоселовой.

В основе классификации лежит представление о том, что по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяет три класса игр:

  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка

  • Самостоятельные игры
  • Игра – экспериментирование;
  • Самостоятельные сюжетные игры
  • Сюжетно-отобразительные,
  • Сюжетно-ролевые (творческие)
  • Режиссерские
  • Театрализованные;
  1. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями:

игры обучающие:

  • дидактические,
  • сюжетно-дидактические,
  • подвижные;

досуговые игры:

               -    игры – забавы,

  • игры – развлечения
  • интеллектуальные
  • празднично-карнавальные
  • театрально-постановочные
  1. игры, идущие от исторически сложившихся традиции, этноса       (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

       К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх. В свою очередь творческие игры разделяют на режиссерские, сюжетно – ролевые и  театрализованные.

       В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки). Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам. Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного  мультфильма, прочитанной книги. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий. В игре главным компонентом является речь. В ролевых режиссерских играх ребенок использует  речевые и выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, ритм высказываний, логические ударения и. т.д. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры          (игрушки, и.т.д.) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензии.

     Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в младшем школьном возрасте.

     Важнейшее условие для развития режиссерских игр – создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.

     На протяжении детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности.  Основой сюжетно – ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет  ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно – ролевой игре  - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определят линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и.т.д. Но самое главное в игре  ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д.Ушинский: « ….в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями ». Как всякая творческая деятельность, сюжетно – ролевая игра эмоционально насыщена  и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

      Сюжеты игр разнообразны. Условно сюжеты делятся на бытовые, производственные (больница, магазин), общественные (школу, полет на Луну).

       Содержание игры, отмечает Д. Б.Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношении между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

      Основное условие для развития сюжетно – ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребенка.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах  литературных произведений (сказки, рассказы). Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

      Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами   (мимикой, жестами, телодвижениями).

       В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно – ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр), дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, творчество.

       На интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению интереса способствует участие в оформление спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок.

         Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условие для того, чтобы как можно больше изобразительности, творчества проявили сами дети.

       Основная особенность дидактических игр определена их названием. Это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании и реализуется с помощью игровых действии, которые выполняют дети.

     Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнять игровые действия, добиться результата. Активное участие побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему – то научиться в легкой, непринужденной форме. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

      Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.

        1.Обучающая (дидактическая) задача.

Для детей обучающая задача формируется как игровая. В игровой задаче раскрывается «программа» игровых действии. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: « Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и.т.д.

       2. Игровые действия.

Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: нащупать игрушку, описать ее и. т.д. Детей в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия.

       3.Правила.

Правила обеспечивают реализацию игрового действия. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются.

      Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу.

      Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

        Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности) по преобладающим движениям (игры с мячом, с лентами, с обручем).

         Таким образом, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивается активность и инициатива, формируются навыки самоорганизации в игре

            2 Значение игры в формировании личности ребенка.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игры это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Воспитательное значение игры во многом зависит  от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворительно назревших индивидуальных потребностей. С другой игра всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функции, а также для физической закалки развивающегося организма.

     А.С.Макаренко писал: « Есть еще один важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма, и ребенок ее должен всегда играть, даже когда делается серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь это игра».

      Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся преодолению трудности ставят задачи и решают их. Игра – это средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

     Основное значение игры связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.

Игровая деятельность влияет также на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель             (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и пониманию.    

     Важнейшим средством для воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

      Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познании (мышления, воображения) упрощению его интересов, развитию речи.

     И велико значение игры в усвоение норм поведения, правил взаимоотношении но этим не исчерпывается его значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условие, когда он должен сделать самостоятельный выбор.

     Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразовании ребенка, его психических процессов, в том числе и воображения. К.Д.Ушинский обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

     Важное свойство, которое развивается в игре, но без которого не может состоятся и учебная деятельность указывал В.В.Давыдов – это способность переносить функции одного предмета на другой не обладающей этими функциями. Благодаря этой способности дети используют в игре предметы – заместителей, символические действия. Широкое использование – предметов заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами, знаками, что потребуется в учение. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации.

Игра также является средством коммуникации.

Согласно Г.Л. Лэндрету « … дети общаются по средствам игры ….».

       Игру детей можно оценить более полно если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированными ими самими игре, чем в словах по скольку в игре они чувствуют себя более удобно. Игра – это средство обмена информации. Она дает средство для разрешения конфликтов и передачи чувств. Свои чувства ребенок часто просто не может выразить вербально. На этом уровне у него не хватает когнитивных, вербальных средств, для выражения того, что он чувствует, в эмоциональном плане. Он не может настолько сосредоточится на интенсивности своих переживании, чтобы можно было их адекватно выразить в словах. По исследованиям многих авторов, например Пиаже, мы знаем, что дети не способные полноценному абстрактному мышлению и рассуждению примерно до одиннадцати лет. Слова состоят из символов, а символы – это абстракция. А мир ребенка мир конкретных вещей. Игра – это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к собственному миру.

      Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиниться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.  

      Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. В игре возникает новая психологическая форма мотивов не в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функции и смысла человеческой деятельности, как в игре. Игра – такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок перехода умственных действии с опорой на речь. Роль игры в развитии ребенка огромна: усвоение знания об окружающей среде и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умении, навыков, привычек  - все связано с игрой. Ведь только играя, ребенок не замечает, что его обучают, не теряет интереса к обучению, не скучает.

     Овладевая действиями игры, ребенок произвольно осваивает произвольные стороны психических процессов, а также действия замещения. Также постепенно ребенок осваивает собственно человеческий знаково – символический мир – прежде всего вербально очерченное пространство, которое стандартизирует, социализирует его, а также особое знаково – символическое пространство, где доминируют образы воображения.                                                                                                                              

Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. В играх, особенно коллективных, формируются  нравственные качества личности, способствуют не только решать  задания, но и развивают любознательность и всесторонний интерес ребёнка к окружающему миру.

Заключение.

Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни. Главными формами организации этой жизни детей является: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно – практическая деятельность.

       Игра – самоценная деятельность для детей, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

       Игра имеет большое значение  и для развития личности ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретает опыт взаимодействия и взаимопонимания.

Умственное развитие, развитие мышления являются  также важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности её познавательной сферы.  Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений, на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения.

Сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного воспитания

Cписок литературы

1 Аникеева Н.А. Воспитание игрой: Кн. для учителя. – М. Просвещение,1987- 144с.

2 Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под. Ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагог – Пресс ,1999 – 536с.

3 Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: « Академия», 1995 – 347с.

4 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:»Академия»,2000. – 416с.

5 Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов. – М.: Просвещение, 1996. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки»

Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, то есть она включает цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и игровую, и познава...

«Разработка по самообразованию воспитателя»

laquo;Разработка по самообразованию воспитателя»Тема: «Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста»  2016 – 2017 г.г....

Методическая разработка. Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений для детей первой младшей группы.

Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений для детей первой младшей группы....

Методическая разработка по самообразованию: Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент

Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент...

Методическая разработка по самообразованию

laquo;Современный урок физической культуры как основа здоровьесбережения школьника»...

Методическая разработка по самообразованию

Конспект по самообразованию«Использование игровых методов на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста» на тему «Полет в космос»Воспитатель: Козлова Велина ...

Методическая разработка по самообразованию «Развитие сюжетно-ролевой игры патриотического содержания у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры патриотического содержания, обеспечивающих повышение уровня патриотического воспитания у детей дошкольного возраста....