Нужна ли экологическая сказка?
статья на тему

Ягунова Инна Юрьевна

Статья на тему экологическое воспитание в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nuzhna_li_ekologicheskaya_skazka.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нужна ли экологическая сказка?

Нужна ли экологическая сказка – вопрос для многих риторический. Ребенок и сказка – понятия неразрывные.

По мнению профессионалов, именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. И еще: экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.

Один из авторов статей, посвященных сказкам, в том числе и экологическим, – Е.В.Шиков, кандидат биологических наук, учитель средней школы № 996 г. Москвы так определяет назначение экологических сказок – «…научить детей понимать природу и беречь ее». «Экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства и продолжаться в течение всего периода обучения в школе. Для детей младшего и школьного возраста наиболее понятно изложение материала в форме сказок, которые пробуждают не только ум, но и чувства. Последнее очень важно. Ученики не столько должны выучить основные экологические понятия, сколько проникнуться уважением ко всему живому, полюбить природу». «Экологические сказки рассчитаны прежде всего на младших школьников, но с ними можно работать и в средних классах».

«В самой природе многое сродни чуду. Скользнувший луч, цветок, росинка на нем реальны, но в их единении вдруг рождается то, что человек называет “сказочной красотой”. Сухие научные слова скрывают за собой целый волшебный мир: метаморфоз напоминает превращения сказочных героев; анатомия, когда плененная ящерица отбрасывает хвост, – отсечение драконовых голов и вырастание новых. Как не почесть за чудо мимикрию, способность в одночасье изменить свой облик! Поэтому так естественно желание именно через сказку говорить с детьми об окружающем нас мире». Эти слова принадлежат С.Голубевой, сотруднику Переславского природно-исторического национального парка. С.Голубева обогатила наш материал различными идеями и фактами. И мы не раз еще прибегнем к ее опыту.

Когда-то на меня очень приятное впечатление произвела книга Д.Соколова «Сказки и сказкотерапия». Уже не припомню, что именно тогда меня в ней очаровало. То ли автор, который, как написано о нем в предисловии, «…появляется… немного бочком, чуть пританцовывая, начиная исчезать с минуты появления. Почти всегда влюблен, очень занят, одной рукой листая новую книгу, слегка оправдываясь, и при этом успевая мечтать». То ли та кажущаяся легкость, с которой сам автор сказки сочиняет, предлагая совершенно виртуозные сюжеты. Только теперь захотелось к этой книге вернуться: не окажется ли она полезной и в нашем случае? Не поможет ли, хотя бы частично, пролить свет на исследуемый предмет? Надо только оговориться, что книга посвящена сказкотерапии и непосредственно об экологической сказке речи в ней не ведется.

Вот несколько цитат, которые во многом определили мое отношение к экологическим сказкам и к тем, кто их сочиняет. Этакие критерии оценки что ли. Возможно, и вам это покажется интересным и принесет реальную пользу:

· «Автор, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предполагает и/или внушает метафорическое решение этой проблемы» (в нашем случае – проблемы экологической).

· «Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку способы решения конкретной проблемы».

· «Собственные решения – это вещь самая ценная, но и самая трудная».

· «Сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре».

· «…начиняют детей сказками, передавая таким образом, совершенно не намеренно – способы поведения, ценности, убеждения и в конечном итоге жизненные сценарии».

· «…сказки представляют собой наши попытки понять движущие силы, повлиять на происходящее и заглянуть хоть чуть-чуть дальше».

Одна из теоретических глав книги посвящена литературоведу Владимиру Яковлевичу Проппу. Он одним из первых построил модель сказки, ее единую схему. Глава собственно в схематичном виде и представляет результаты его работы. В поисках сказочных инвариантов В.Я.Пропп создал понятие функции. Функция – это поступок действующего лица, который определяется с точки зрения его важности для развития сказочного действия. Всего В.Я.Проппом выделена 31 функция действующих лиц. Не все функции присутствуют постоянно, но их число ограничено и порядок неизменен. Неизменным В.Я.Пропп определил и набор ролей (действующих лиц). Их семь. Исследовал В.Я.Пропп не все, а только «волшебные классические» сказки (непосредственно он основывался на ста русских сказках из сборника А.Н.Афанасьева). А, вообще-то, лучше почитать книгу целиком. Уж больно увлекательно написано. И, на мой взгляд, она лучше других сможет убедить сомневающихся: без сказки «как без рук». К тому же, у книги большой творческий посыл: так и хочется применить полученные знания на практике. Например… взять, да и попробовать сочинить свою сказку.

Достоверность – сказке не помеха

Л.Н.Ердаков (ученый-практик, разработавший курс экологии для начальной школы, г. Новосибирск), отмечает, что в наше время существует немало литературы для познания экологии: «Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в занимательной форме описана жизнь животных». Такими являются и часть сказок, где не нарушаются экологические правила (Волк может съесть Бабушку и Красную Шапочку, но видимо, не станет есть соленый огурец или пить чай с вареньем). Много экологических сказок создано Б.Заходером. К числу экологических можно отнести и рассказы В.Бианки. Могут быть полезны и некоторые русские народные сказки, если в них есть цепь превращений: яйцо в гусеницу, гусеница – в куколку, та – в бабочку. Очень экологичны взаимодействия волшебника и его ученика: ученик – в зерно, волшебник – в курицу; ученик – в карася, волшебник – тотчас в щуку; ученик – в утку, а волшебник – в сокола. Это уже иллюстрация пищевых цепей, элементы сложных природных взаимодействий типа «хищник-жертва». Исходя из этих рассуждений, Л.Н.Ердаков придумал экологические сюжеты о похождениях Эколобка. По мнению автора, Колобок – весьма интересный и удобный персонаж. Он сделан из теста и заведомо не несет никаких экологических свойств и специализаций. Такому персонажу свободно можно приписывать различные особенности и помещать его в разные экологические ситуации. Так, Эколобок становится членом многих биоценозов и вступает там во взаимоотношения с живой и неживой природой. На него воздействует среда, а он, в свою очередь, как-то ее изменяет.

Е.В.Шиков также акцентирует внимание на том, что основные факты в экологических сказках должны быть даны правдиво, с научной достоверностью. Вымышлены в них лишь события и разговоры между растениями или животными, которые помогают детям понять суть происходящего в природе: «Сказки основаны на вымыслах, но придуманы не для забавы. В них выражены представления людей о жизни и справедливости, они учат жить. Экологические сказки не исключение».

Так, обращаясь к сказке «Царевна-лягушка», Е.В.Шиков отмечает: «Как и все волшебные сказки, “Царевна-лягушка” происходит от древнего мифа о природе, уходящего корнями в глубь тысячелетий. Он отражал представление людей о мире и служил для объяснения природных явлений. Но шли века. Менялась жизнь, и постепенно древние мифы превратились в волшебные сказки, главным в которых стал уже не образный рассказ о природе, а утверждение морали и нравственности». И дальше, он размышляет о том, кто же такая Царевна-лягушка? И было ли вообще чудесное превращение? И предлагает авторский вариант сказки «Девушка-лягушка». Почитайте. Вам это покажется весьма любопытным. И еще вы узнаете, как возникло описание Бабы-яги и что такое на самом деле избушка на курьих ножках. Автор доказывает, что «…все фантазии рождаются из действительных образов». Считая природу разумной и божественной, наши предки (язычники) постоянно обращались к ней за помощью. Считая, что защитой от злых сил служит одежда, символы природы вышивали по вороту рубах, по краям рукавов, по подолу платьев.

Сказка ни в коей мере не должна восприниматься как историческое повествование. Это художественное произведение, – считает Е.В.Шиков.

Вспомним на минуточку, что экология – это наука. Детская писательница Тамара Крюкова уверена, что «…любая наука начинается со сказки. Прежде, чем появился самолет, был ковер-самолет, а вместо телевизора – блюдечко с наливным яблочком». Звучит весьма убедительно, не правда ли? В своих сказках Тамара Крюкова пробует найти ответы на некоторые «почему», которые касаются животного и растительного мира. Об этом ее «Сказки для почемучек». Некоторые из них опубликованы на страницах журнала «Наука и жизнь». Это говорит о том, что в достоверности информации, которая содержится в сказках Т.Крюковой, сомневаться не приходится.

Важный момент – информативность экологической сказки. Особенно, если речь идет о малышах. Экологические сказки должны быть информационно емкими, но не следует и перегружать их. Иногда достаточно одного, двух предложений для сообщения интересного факта. Специалисты единодушно сходятся на том, что сказки должны быть доступны детям, а изложение – отличаться выразительностью. Рекомендуется использовать традиционные сказочные приемы и атрибуты, к которым дети уже привыкли. Или, например, лексику: «жили-были», «за тридевять земель», «в тридевятое царство, в тридесятое государство», «долго ли, коротко ли», «жить-поживать».

как средство Экологического воспитания

Чем вызван интерес к экологической сказке у детского библиотекаря-практика, понять несложно. Как уже говорилось, ребенок и сказка – понятия неразрывные. И хочется, чтобы в арсенале библиотекаря, ведущего работу по экологическому воспитанию и просвещению, сказка заняла свое законное место.

Специалисты (отнесем к их числу писателей, педагогов, библиотекарей) по отношению к экологической сказке занимают разные позиции. Одни пишут сказки сами. Другие ищут экологическое содержание в уже написанных. Третьи знакомят с многочисленными вариантами использования экологической сказки в воспитательной и образовательной деятельности. Четвертые учат сочинять сказки и взрослых, и детей. А некоторые используют известные сказочные сюжеты и героев, привнося в них «приметы» сегодняшнего дня.

Но все безоговорочно сходятся на одном – экологическая сказка необходима. Она безоговорочно зачислена в арсенал самых эффективных средств, способствующих экологическому воспитанию. Особенно детей младшего возраста.

Е.Усатова: «…экологическая сказка вполне оправдывает свое существование как творческий процесс донесения биологической и экологической проблематики для детей».

Е.В.Шиков: «Перед чтением сказки детей необходимо настроить на ее восприятие и сказать буквально несколько слов о теме, затронутой в повествовании. Затем обсудить прочитанное».

Что написано пером…

Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. / Сост. Г.А.Фадеева. – Волгоград : Учитель, 2003. – 57 с.

Подход к экологической сказке у Г.А.Фадеевой – практический. Сказки, вошедшие в сборник, призваны образно и доступно объяснить читателю суть экологических проблем, причины их появления, помочь осмысленно воспринимать окружающий мир и изменения, происходящие в нем. Также они нацелены на формирование бережного отношения к природе. Цель сборника – оказать помощь учителям начальных и 5-6-х классов в проведении уроков природоведения, в воспитании у детей экологической культуры при изучении курса «Окружающий мир». И еще во «Введении» автор отметила, что «…сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления».

Составитель сборника считает: «В настоящее время существует немало литературы для познания экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане является сказка». К этой мысли Г.А.Фадеевой мы еще вернемся.

Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2002. – 104 с. – (Развивающие сказки для детей).

Ценно, что методика работы с экологическими сказками Т.А.Шорыгиной носит активный характер. Работа ведется не в привычном режиме «рассказчик – слушатель», а побуждает к размышлениям и активному действию.

Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – С. 155–158.

Здесь предмету нашего разговора посвящена глава «Путешествия в экологические сказки»: «В отличие от других сказок, наши “сказочные” методики позволяют ребенку представить себя в качестве главного действующего лица». По мнению автора, «эти методики способствуют развитию у младших школьников способности к самоконтролю, самооценке, являются началом пути к самовоспитанию экологической культуры».

Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов / Сост. Л.П. Молодова. – Мн. : Асар, 1998. – 160 с. : ил.

«Я убеждена, что у нас, так любящих чудеса и сказки, есть все возможности для претворения предложенных методик в жизнь».

Как уже упоминалось, некоторые предпочитают не писать экологические сказки, а искать «экологическое содержание» в сказках уже написанных… Действительно, важно уметь разглядеть в сказке экологическое содержание. Это лучше, чем сочинять, мягко говоря, не очень хорошие сказки.

Составитель книги Л.П.Молодова – кандидат биологических наук. А как отмечалось, любая наука начинается со сказки. И в сборник включены сказки, которые «…не только познавательны, в них есть и волшебство, и приключения, и неожиданности, в них мирно уживаются серьезное и смешное, веселое и грустное, потому что все они написаны замечательными писателями, мастерами слова, искренне любящими природу».

Открывает книгу сокращенный вариант пьесы-сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев». Составитель сборника акцентирует внимание на необычном персонаже. Это лес. Он наряду с другими героями является «равноправным действующим лицом, потому что самые важные события сказки, где причудливо переплетаются волшебное и реальное, происходят именно в лесу. Иногда, оценивая поступки людей, он выступает либо помощником, либо строгим судьей».

В сборник вошла сказка А.Исаакяна «Самая нужная вещь» – о важности солнца и почвы для выращивания хлеба. Легенда В.Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного» о живительной силе воды. Сказки Д.Мамина-Сибиряка, В.Бианки, Н.Сладкова, Б.Заходера, Н.Позднякова, Н.Надеждиной. Завершает сборник современная приключенческая сказка Э.Успенского «Отпуск крокодила Гены». А в конце – «Комментарии к экологическому содержанию сказок». Они помогут направить разговор с детьми в нужное русло и не упустить ничего важного.

Есть у Л.П.Молодовой и свои критерии оценки экологической сказки. Она должна:

· учить думать о последствиях своих поступков;

· воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, ответственность за сохранение ее богатства и красоты;

· расширить экологический кругозор, быть познавательной;

· информация должна быть достоверной;

· быть художественной.

«Сказки являются прекрасным примером того, как полезно мечтать. Что такое мечта? Это сфокусированное желание творить чудеса, особенно если оно сочетается с чистым сердцем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию по теме: «Что нужно растению для жизни?», для детей старшей группы

Конспект занятия по экологическому воспитанию по теме: «Что нужно растению для жизни?», для детей старшей группы...

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "Для чего нужна красная книга"

Тема: «Для чего нужна Красная книга Краснодарского края? »Предварительная работа. Рассматривание книг: энциклопедия о животном и растительном мире Краснодарского края, красная книга Краснодарского кра...

экологическое воспитание. Чистая вода нужна всем.

Экологическое воспитание Занятие Чистая вода нужна всем для детей раннего возраста  Программное содержание. Создать радостное, веселое настроение у детей. Расширять представления о необ...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Зачем нужно, чтобы вода была чистой»

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по экологическому воспитанию...

Экологический досуг "Чистая вода нужна всем и всегда"

Данный конспект будет полезен воспитателям, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Проводится в теплое время года на участке детского сада....

Презентация "Для чего человеку нужны песок и глина"Экологическая викторина

Экологическая викторина с участием родителей в летний период....

Нужна ли экологическая сказка?

Может встать вопрос: не затруднит ли сказка познание истин­ных закономерностей природы? Еще Сухомлинский писал: «Нет, наоборот... Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребе­нок познает мир ...