Ток - шоу " Можно ли обойтись без наказания"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Родительское собрание посвящено вопросам воспитания детей без наказаний. Обсуждались вопрсы альтернативного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tok_shou5.docx | 28 КБ |
tok_shou5.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Ток – шоу с родителями подготовительной к школе группы.
« Можно ли обойтись без наказаний?»
Форма родительского собрания – ток - шоу.
Цели : дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по новому на использование наказаний, переосмыслить их.
Оборудование помещения: Оформление выставки психолого – педагогической литературы.
Подготовка к ток- шоу: Напечатать плакаты с пословицами и высказываниями авторитетных людей на тему :
- « Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не выманишь»,
- « Люби сына жезлом»,
- « Ненаказанный сын – бесчестье отцу» ,
- « Кулаком да в спину – то и приголубье сыну»,
- « Детство –это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». ( В.А. Сухомлинский).
Предварительная работа:
- Оформить приглашения для родителей на ток- шоу: Аппликация ракеты с текстом приглашения.
- Разработать анкету.
- Провести анкетирование семей.
Ход ток –шоу.
Ведущий : Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас видеть, и можем начать сегодняшнюю встречу. Давайте , возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и хором скажем : Добрый вечер!»
Ведущий : Сегодня я Вам предлагаю поговорить о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний.
Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например, « Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не выманишь», « Люби сына жезлом», « Кулаком да в спину- то и приголубье сыну».
Вопросы к слушателям :
- Как вы считаете, что дает наказание ребенку?
- Как часто можно использовать этот метод?
- Можно ли без него обойтись?
- Есть приемлемые наказания?
- Как вы оцениваете слова А.С. Макаренко о том , что в хорошей семье наказаний никогда не бывает и это самый правильный путь семейного воспитания?
( Предлагается высказать разные позиции).
Первая позиция – «за» наказания. Их надо использовать так, когда ребенок делает все назло, не понимает слов, а как только его шлепнут, сразу понимает.
И родителям становится легче. « Нас били родители и ничего …» - говорят они. Не зря наказания использовали раньше.
Ведущий : Вероятно, вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и собственных суждениях?
Пример : Девочка, увидев в руках воспитателя пояс от платья, спрашивает : « А вы кого парите ? ( то есть порите).
Комментарий из нормативно правовых документов : В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.
Вопрос : Каково ваше мнение по поводу высказывания П.Ф. Лесгафта о том, что роль любящего слова велика и с ним не может сравниться никакое наказание.
Обобщение с точки зрения психологии : Психологи посвятили много исследований самоанализа человека. Самооценка сильно влияет на судьбу человека.Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни и зависит от того, как с ним обращаются родители. Ребенок воспринимает себя таким, каким его видят другие.положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и. дети постоянно ищут и даже борются за него. Каждый ребенок ждет подтверждения, что он – хороший, что его любят, что он может справиться с любыми делами. По мнению ученых, эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений.
Вопрос : Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?
Смысл наказания - воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда.
Ведущий : Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.
Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В.И. Леви :
- Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок был положительным.
Напроимер, ребенок заступился за младшего и ударил обидчика.
- Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость.
- Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.
- Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают возможности стать другим. Наказан –прощен, о старых проступках – ни слова.
- Нельзя наказывать и ругать ребенка , когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
- Нельзя наказывать ребенка, когда у него что –либо не получается, но он старается.
- Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
- Наказание не должно вредить здоровью.
- За один проступок – одно наказание.
( Эти рекомендации подготовлены заранее в письменном виде и распечатаны как памятки для родителей).
Ситуация для анализа.
Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик « отбыл наказание», отец его спросил:
- Будешь еще так делать?
-Нет, - ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали ? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что кашлял, -ответил ребенок.
Вопрос : Какими могут быть последствия взаимонепонимания ?
Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению , наказаний, имеющих педагогическую целесообразность. Например, если ребенок нагрубил, обидел старшего, то ему запрещают смотреть мультфильм.
Но может возникнуть вопрос: а как же можно наказывать?
Ведущий : перечислите , пожалуйста, самостоятельно педагогически оправданные наказания.
К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже :
- Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
- Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
- Лишение ребенка чего – приятного, без чего можно обойтись;
- Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан . Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.
- Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью. Можно использовать наказания как метод « естественных последствий» : насорил – убери за собой.
- Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.
- Недопустимо злоупотреблять запретами, тка как бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление им противодействовать им.
- Рекомендуется отвлечь малыша, но если этот метод не помогает и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь, безусловно , важно единство требований со стороны всех взрослых.
Ситуация для анализа.
- Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнил стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? – девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.
- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец.
Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости… Дома девочка делает еще один заход :
- Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?
- Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.
Вопросы :
- Что испытывает ребенок в подобном случае?
- Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?
- Как вы относитесь к делам ребенка?
- Стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и огорчениями?
Обобщение воспитателя : У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему они последними узнают о событиях в жизни их ребенка.
Ситуация для анализа.
Мама говорит сыну :
- Пора спать.
А сын заявляет:
- Не хочу!
Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает :
- Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны – мишку или зайца?
И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать.
Вопросы :
- Почему сначала сын отказался ложиться спать, а потом согласился?
- Какой прием использовала мама? Вы используете подобные приемы?
- В чем эффективность, на ваш взгляд?
( Родителям предлагается высказать свою точку зрения, обосновать ее ).
Ведущий : Уважаемые родители, с вашего разрешения разрешите зачитать вам одну историю.
Отец полировал свою машину во дворе, а его шестилетний сын играл рядом. В какой- то момент мальчик поднял с пола камень и начал что-то царапать на машине. Не помня себя от ярости , отец так побил сына по руке, что мальчик попал в больницу. Из- за многочисленных переломов врачам пришлось ампутировать малышу все пальчики. Когла отец пришел к ребенку в палату, тот поднял на него полные боли глаза и спросил, когда его пальчики снова отрастут.
После этого вернувшись к ненавистной машине,мужчина, бессильный вернуть здоровье покалеченному сыну, стал изо всех сил пинать по колесам. Вдруг он увидел те самые царапины, оставленные сыном. На отпалированном боку автомобиля было нацарапано « Папа, я тебя люблю «. После этого мужчина покончил с собой.
Самоубийство не решает проблемы, не поворачивает время вспять , не исправляет ошибок! Есть ли на свете что- то дороже детей? Родители , задумайтесь, прежде чем губить свое дитя ради какой – то вещи! И совсем не важно, сколько она стоит… Вещи созданы, чтобы служить человеку, а не наоборот. А жизнь и здоровье ребенка вообще превыше всего!...
Подведение итогов.
Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств : это и мотивы поступков детей , и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы.
Список используемой литературы :
- Аромштам М. С. Дом , в котором живет малыш, или искусство превращений. Советы родителям. Ярославль, 2001.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997.
- Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями. Управление ДОУ. 2002.
- Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольнтков. М., 1990.
Предварительный просмотр:
Ток – шоу с родителями подготовительной к школе группы.
« Можно ли обойтись без наказаний?»
Форма родительского собрания – ток - шоу.
Цели : дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по новому на использование наказаний, переосмыслить их.
Оборудование помещения: Оформление выставки психолого – педагогической литературы.
Подготовка к ток- шоу: Напечатать плакаты с пословицами и высказываниями авторитетных людей на тему :
- « Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не выманишь»,
- « Люби сына жезлом»,
- « Ненаказанный сын – бесчестье отцу» ,
- « Кулаком да в спину – то и приголубье сыну»,
- « Детство –это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». ( В.А. Сухомлинский).
Предварительная работа:
- Оформить приглашения для родителей на ток- шоу: Аппликация ракеты с текстом приглашения.
- Разработать анкету.
- Провести анкетирование семей.
Ход ток –шоу.
Ведущий : Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас видеть, и можем начать сегодняшнюю встречу. Давайте , возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и хором скажем : Добрый вечер!»
Ведущий : Сегодня я Вам предлагаю поговорить о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний.
Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например, « Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не выманишь», « Люби сына жезлом», « Кулаком да в спину- то и приголубье сыну».
Вопросы к слушателям :
- Как вы считаете, что дает наказание ребенку?
- Как часто можно использовать этот метод?
- Можно ли без него обойтись?
- Есть приемлемые наказания?
- Как вы оцениваете слова А.С. Макаренко о том , что в хорошей семье наказаний никогда не бывает и это самый правильный путь семейного воспитания?
( Предлагается высказать разные позиции).
Первая позиция – «за» наказания. Их надо использовать так, когда ребенок делает все назло, не понимает слов, а как только его шлепнут, сразу понимает.
И родителям становится легче. « Нас били родители и ничего …» - говорят они. Не зря наказания использовали раньше.
Ведущий : Вероятно, вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и собственных суждениях?
Пример : Девочка, увидев в руках воспитателя пояс от платья, спрашивает : « А вы кого парите ? ( то есть порите).
Комментарий из нормативно правовых документов : В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.
Вопрос : Каково ваше мнение по поводу высказывания П.Ф. Лесгафта о том, что роль любящего слова велика и с ним не может сравниться никакое наказание.
Обобщение с точки зрения психологии : Психологи посвятили много исследований самоанализа человека. Самооценка сильно влияет на судьбу человека.Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни и зависит от того, как с ним обращаются родители. Ребенок воспринимает себя таким, каким его видят другие.положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и. дети постоянно ищут и даже борются за него. Каждый ребенок ждет подтверждения, что он – хороший, что его любят, что он может справиться с любыми делами. По мнению ученых, эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений.
Вопрос : Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?
Смысл наказания - воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда.
Ведущий : Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.
Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В.И. Леви :
- Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок был положительным.
Напроимер, ребенок заступился за младшего и ударил обидчика.
- Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость.
- Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.
- Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают возможности стать другим. Наказан –прощен, о старых проступках – ни слова.
- Нельзя наказывать и ругать ребенка , когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
- Нельзя наказывать ребенка, когда у него что –либо не получается, но он старается.
- Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
- Наказание не должно вредить здоровью.
- За один проступок – одно наказание.
( Эти рекомендации подготовлены заранее в письменном виде и распечатаны как памятки для родителей).
Ситуация для анализа.
Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик « отбыл наказание», отец его спросил:
- Будешь еще так делать?
-Нет, - ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали ? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что кашлял, -ответил ребенок.
Вопрос : Какими могут быть последствия взаимонепонимания ?
Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению , наказаний, имеющих педагогическую целесообразность. Например, если ребенок нагрубил, обидел старшего, то ему запрещают смотреть мультфильм.
Но может возникнуть вопрос: а как же можно наказывать?
Ведущий : перечислите , пожалуйста, самостоятельно педагогически оправданные наказания.
К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже :
- Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
- Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
- Лишение ребенка чего – приятного, без чего можно обойтись;
- Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан . Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.
- Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью. Можно использовать наказания как метод « естественных последствий» : насорил – убери за собой.
- Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.
- Недопустимо злоупотреблять запретами, тка как бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление им противодействовать им.
- Рекомендуется отвлечь малыша, но если этот метод не помогает и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь, безусловно , важно единство требований со стороны всех взрослых.
Ситуация для анализа.
- Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнил стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? – девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.
- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец.
Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости… Дома девочка делает еще один заход :
- Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?
- Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.
Вопросы :
- Что испытывает ребенок в подобном случае?
- Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?
- Как вы относитесь к делам ребенка?
- Стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и огорчениями?
Обобщение воспитателя : У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему они последними узнают о событиях в жизни их ребенка.
Ситуация для анализа.
Мама говорит сыну :
- Пора спать.
А сын заявляет:
- Не хочу!
Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает :
- Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны – мишку или зайца?
И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать.
Вопросы :
- Почему сначала сын отказался ложиться спать, а потом согласился?
- Какой прием использовала мама? Вы используете подобные приемы?
- В чем эффективность, на ваш взгляд?
( Родителям предлагается высказать свою точку зрения, обосновать ее ).
Ведущий : Уважаемые родители, с вашего разрешения разрешите зачитать вам одну историю.
Отец полировал свою машину во дворе, а его шестилетний сын играл рядом. В какой- то момент мальчик поднял с пола камень и начал что-то царапать на машине. Не помня себя от ярости , отец так побил сына по руке, что мальчик попал в больницу. Из- за многочисленных переломов врачам пришлось ампутировать малышу все пальчики. Когла отец пришел к ребенку в палату, тот поднял на него полные боли глаза и спросил, когда его пальчики снова отрастут.
После этого вернувшись к ненавистной машине,мужчина, бессильный вернуть здоровье покалеченному сыну, стал изо всех сил пинать по колесам. Вдруг он увидел те самые царапины, оставленные сыном. На отпалированном боку автомобиля было нацарапано « Папа, я тебя люблю «. После этого мужчина покончил с собой.
Самоубийство не решает проблемы, не поворачивает время вспять , не исправляет ошибок! Есть ли на свете что- то дороже детей? Родители , задумайтесь, прежде чем губить свое дитя ради какой – то вещи! И совсем не важно, сколько она стоит… Вещи созданы, чтобы служить человеку, а не наоборот. А жизнь и здоровье ребенка вообще превыше всего!...
Подведение итогов.
Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств : это и мотивы поступков детей , и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы.
Список используемой литературы :
- Аромштам М. С. Дом , в котором живет малыш, или искусство превращений. Советы родителям. Ярославль, 2001.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997.
- Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями. Управление ДОУ. 2002.
- Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольнтков. М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Можно ли обойтись без наказаний" - материал к родительскому собранию
Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств. Можно ли обойтись без наказаний? - вот вопрос, который предлагается родител...
Можно ли обойтись без наказаний?
Конспект родительского собрания в старшей группе «Можно ли обойтись без наказаний?»...
Можно ли обойтись без наказаний
Педагогический семинар для родителей...
Беседа "Можно ли обойтись без наказаний?"
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их. Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с ко...
«Можно ли обойтись без наказаний?» с родителями второй младшей группы №8
Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их....
Ток-шоу "Можно ли обойтись без наказаний?"
дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их....
Можно ли обойтись без наказаний?
Консультация для родителей...