Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты России» (вторая младшая группа)
проект (младшая группа)

Холмикова Марина Сергеевна

Проект по нравственно-патриотическому

воспитанию «Маленькие патриоты России»

                                                                                                                                        (вторая младшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_mladshaya.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 155

______________(МБДОУ г. Иркутска детский сад №155)__________

664058, город Иркутск,  ул. Мамина-Сибиряка,1  тел. 36-31-79  E-mail: dou155@mail.ru

Рассмотрено:

На педагогическом совете № 1

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 155

«14» февраля 2024

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ г. Иркутска детский сад № 155

________ С.А.Красовская

Приказ № 72/2от «15» февраля 2024 г.

Проект по нравственно-патриотическому

воспитанию «Маленькие патриоты России»

                                          (вторая младшая группа)

Выполнила:  Холмикова М.С.

Вокина О.А.

ноябрь – декабрь

2023 - 2024

               

                                           АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

 ПРОБЛЕМА

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Всем известно, что дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Создание педагогических условий для развития у младших дошкольников ценностного отношения к культуре, истории, традициям своей семьи, родного города, воспитания основ гражданственно-патриотических чувств.

Задачи проекта:

1.Прививать любовь к Родине, родному селу, детскому саду, семье, родным людям.

Знакомить детей с народными традициями, обычаями.

2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

3.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

                                          Паспорт проекта.

Тип проекта: информационно – познавательный

По количеству участников: групповой

Сроки проведения: ноябрь-декабрь.

Участники проекта:

- Дети 3-4 лет.

-Воспитатели группы

-Родители.

Этапы реализации проекта:

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

- выбор темы.

- планирование реализации проекта.

- подготовительные работы педагога.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП.

-взаимодействие педагога, детей и родителей.

III.ИТОГОВЫЙ ЭТАП.

-итоговое мероприятие -Выставка совместных работ детей и родителей «Герб моей семьи».

-Фотоальбом «Я и моя семья»

- Папка пальчиковых игр на тему: «Семья» (воспитатели)

-Анкетирование родителей

- Оформление Патриотического уголка  в детском саду.

Ожидаемые результаты:

Дети:

1.Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях.

2.Воспитание чувства гордости за свою Родину.

3.Проявление уважения и заботы  ко всем членам семьи.

4.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Родители:

1.Повышение педагогической культуры родителей.

2.Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

 Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

- Дети хорошо знают имена родных и работников детского сада, их обязанности.

- В процессе ознакомления с народными традициями, обычаями активизируется словарь, развивается связная речь.

- Ознакомление с народными традициями, обычаями способствует развитию продуктивной деятельности.

- У детей появится интерес к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

-Родители ознакомлены с влиянием нравственно- патриотического воспитания на развитие ребенка.

Тематический план работы с детьми

Формы организации совместной взросло – детской деятельности.

Разделы работ Образовательная деятельность

Основное содержание

 Познание (окружающий мир)

«Папа, мама я - семья»,

Беседа «Вот так мама, золотая прямо»

ФЭМП

«Андрюша и цыплёнок»

«Почтальон принес посылку»

 Конструирование

«Башня с флажком»

«Домик»

Речевое развитие:

Рассказывание сказки «Снегурушка и лиса»

Рассматривание картины «Коза с козлятами»

Художественное творчество Рисование

«Красивые воздушные шары»

«Полосатые полотенца»

Лепка-«Пряники для мамы»

Аппликация- «А»

Чтение художественной литературы Заучивание наизусть

-(пальчиковая игра) «Моя семья»

 Музыка-пение колыбельной «Баю- бай»

Совместная деятельность

Беседа по фотографиям:

-«Моя семья»,

-«Праздники в моей семье»,

-«В нашей семье все трудятся»,

-«Любимые занятия членов нашей семьи» Моя семья

Беседы, Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций с изображением Российских символов, достопримечательностей, и т. д.

-«Государственные символы России»

-«Достопримечательности Иркутска»

-«Чем славиться Россия»

- Чтение и заучивание стихов о родине и о Иркутске.

Чтение и обсуждение сказок, стихов Отгадывание загадок

Ситуативный разговор

-«Что готовит мама?»,

-«Что умеет делать папа?»

Беседа по картинкам

-Где работает мама (папа)?

-Что делать, если кто-то заболел?

-Что такое хорошо и что такое плохо

Чтение художественной литературы

Чтение потешки:

«Ладушки – ладушки»

Чтение : колыбельные песни

Сказки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя» Д. Габе «Моя семья» К. Ушинский «Петушок с семьёй»

А. Барто «Посидим в тишине»

 Стихотворения: Ю. Жуковой «Про нас», Н.Майданник «Моя семья»

Коммуникация

Беседа

«Кто, где работает?»

«Как ты помогаешь маме?»

 «У меня есть брат (сестра)

«Дом, в котором я живу»

 Отгадывание загадок Пословицы и поговорки о семье

Художественное творчество

Портрет мамы (папы);

раскраски — цветы, автомобили

лепка - крендельки

Игровая деятельность

Дидактические игры и упражнения

Д/и: «Назови ласково»;

 «Вежливые слова»,

«Позвони по телефону маме (папе)»,

 «Мой портрет», «Помоги маме (папе)»,

«Где мы были, что мы видели»,

«Кто, что любит делать?»,

«Кому что подарить?»,

«Кому, что нужно для работы?»,

«Хорошо или плохо?»,

«Встречаем гостей»,

«Можно – нельзя»,

«Накормим куклу»,

«Уложим куклу спать»,

«Кукла заболела»

«На чём люди ездят?»

 Дидактические игры.

«Узнай наш флаг»,

«Собери Флаг»,

«Узнай по описанию»

«Наша Родина»

 Музыкально –дид.игра: «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы) Подвижные игры «Наседка и цыплята»,

«Птички в гнёздышках»,

«Попади в цель»,

«Гуси – лебеди»,

«Карусель»

 Сюжетно - ролевые игры: «Семья принимает гостей»,

«День рожденья куклы»,

«Дочка заболела»,  

«Семья»,

«Дочки - -матери»,

«Детский сад»,

«Поездка в магазин, зоопарк»,

«Больница»,

«Пешеходы»,

 Моделирование ситуаций

Настольные игры «Большие и маленькие»,

«Собери семью»,

«Ассоциации»,

лото «Продукты»,

«Одежда»,

«Мой дом».

Театрализованная игра: По сказке «Три медведя».

 Игра драматизация: «Наша Маша маленькая»

 Игры с конструктором- пазлы;

 кубики - картинки;

строитель.

Наблюдения

За птицами, транспортом, прохожими людьми, работой дворника; природными явлениями

Оценка результатов

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду. Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе живого общения с родителями. В результате творческой работы самых активных семей в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. После просмотра сказки «Колобок», наши дети тоже попробовали себя в роли артистов. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей: «Дом, который построили мы», «Мебель для комнаты», «Поликлиника», «День рождения», «Гости». На наш взгляд, проект «Маленькие патриоты России» является первым шагом в нравственно патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.

                                                                                               Приложение к проекту

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Родной свой край мы любим и знаем»

1. Как Вы считаете, нужно ли воспитывать патриотические чувства у детей дошкольного возраста?

2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к

природному и культурному наследию родного города?

3. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные мероприятия?

4. Рассказываете ли Вы ребёнку о знаменитостях и о героях?

5. Какие места вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?

6. Проявляют ли ваши дети интерес к родному городу? Что их интересует? Какие

вопросы они задают?

7. Знакомите ли вы детей со своим краем (слободой Родионово-Несветайской), в котором живете? Какие сведения сообщаете детям о нем?

8. Знает ли ваш ребёнок название улицы на которой вы живете?

9. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир  района?

10. Какую художественную литературу по ознакомлению детей с родной стороной вы читали детям?

11. С какими достопримечательностями слободы вы познакомили детей?

12. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к

культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы

предложить?

Спасибо за сотрудничество!


                            Анкета для родителей «Игра в жизни ребенка»

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании в рамках развития сотрудничества детского сада и семьи в области развития игровой деятельности детей.

1.Что наиболее важно, по Вашему мнению, для развития вашего ребёнка? (подчеркните нужное)

а) спорт

б) рисование

в) чтение книг

г) общение, игры

д) другое_______________________________________________

2.Какие игры предпочитает Ваш ребёнок? Какие игрушки для него наиболее интересны?_____________________________________

_______________________________________________________

3.Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребёнка?

а) из игр детского сада

б) телевидения и компьютерных игр

в) другое

4.Чем преимущественно занимается Ваш ребёнок в свободное время?

а) играет

б) ходит за вами следом

в) гуляет на улице

г) другое_______________________________________________

5.Какая любимая игра у Вашего ребёнка?______________________

_______________________________________________________

6.Сколько времени проводит Ваш ребёнок за компьютером и телевизором в день?______________________________________

7.Предлагаете ли вы своему ребёнку игры своего детства? Какие?_________________________________________________

8.Играете ли вместе с ним?

а) да

б) нет

Благодарим за участие в анкетировании!

                                       Пословицы и поговорки о семье

В семье дружат – живут не тужат.

В семье разлад – так и дому не рад.

 Семья сильна, когда над ней крыша одна.

 При солнышки – тепло, при матушки – добро.

Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.

 На что и клад, когда дети идут в лад.

Нет родителей – нет покровителей.

Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Где любовь да совет, там и горя нет.

В недружной семье добра не бывает.

 В хорошей семье хорошие дети растут.

Птица рада весне, а дитя – матери.

Сердце матери лучше солнца греет.

Дети родителям не судьи.

 Добрые дети – дому венец, а злые – конец.

Родители трудолюбивы – дети не ленивы.

Жалей отца с матерью, других не найдешь.

Согласие да лад – в семье клад.

 Изба детьми весела.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

                                                 Загадки о семье

Кто загадки отгадает, Тот своих родных узнает:

1. Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой

-Вовсе думать-то не надо!

-Все родные, с кем живете,

 Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна… (Семья!)

 2.Кто нежнее всех на свете?

 Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

 Кто читает на ночь книжки?

 Разгребая горы хлама,

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша … (Мама)

3.Я шагаю по дорожке,

 Но устали мои ножки.

Перепрыгнуть через яму Кто поможет?

 Знаю – (Мама) Не боюсь грозы ни грамма,

Коль со мною рядом… (Мама)

4.Нет в квартире грязи, хлама,

Убрала всё чисто… (Мама)

 5.Кто милее всех на свете?

 Кого любят очень дети?

 На вопрос отвечу прямо:

-Всех милее наша... (Мама)

6.Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

 Кто научит смелым быть?

 С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, … (Папа)

7.Кто любимей всех на свете?

 И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без... (Папы)

7.Кто же трудную работу

 Может делать по субботам?

-С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (Папа)

8.Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,

 -Это наш любимый... (Папа)

9.Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

 Это наша... (Бабушка)

 10.Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

-Это наша… (Бабушка)

11.Он — мужчина, и он сед,

 Папе — папа,

 мне он — … (Дед)

12.Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

 А теперь он стар и сед

-Мой родной, любимый... (Дед)

13.Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (Семья)

14.Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я»

-Получается - (Семья)

Физкультминутки

Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Ладушки

«Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки! (Хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони Все в морщинах собраны. (Показывают руки ладонями вверх)

А у бабушки ладони Добрые-предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга) Все работали ладони Долгими годами. (Постукивает кулаками о ладони) Пахнут добрые ладони Щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)

 По кудрям тебя погладят Добрые ладони. (Имитируют поглаживания)

И с любой печалью сладят Теплые ладони. (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)

Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки! (Хлопают в ладоши)

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

 Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик я,

 Вот и вся моя семья

Физкультминутка

 (На ответ «да» — хлопайте в ладоши, на ответ «нет» — топай те ногами, руки на пояс.)

Маму выручим всегда? (Да!)

 И обманывать не будем никогда? (Да!)

Кинуть камень кошке вслед? (Нет!)

Брать в автобусе билет? (Нет!)

Ай, ай, ай, как это нет? Надо брать билет всегда? (Да!)

 Не робеть, когда беда? (Да!)

Не жалеть для дел труда? (Да!)

Рук не мыть, когда обед? (Нет!)

 Как же это не мыть? Мыть обязательно! (Да!)

 Солнце, воздух и вода? (Да!)

Мы лентяям шлем привет? (Нет!)

А тем, кто делает добро? (Да! Да! Да!)

 

                                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В. В. Малова Конспекты занятий по духовно –нравственному воспитанию дошкольников. М Владос 2010.

2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Вторая младшая группа / авт сост. О. П. Власенко [и др. ]. –Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с

3. Маханева, М. Д.Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. / М. Д. Маханева. – М. ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

4.М.Б. Зацепина Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2010 г.

5.О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.

6.О. А. Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста второй младшей группы»

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраставторой младшей группы»...

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста второй младшей группы»

Доклад«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраставторой младшей группы»« Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты России"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию  «Маленькие патриоты России"...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты России»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты России»...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию«Маленькие патриоты России» Для детей 2-ой мл.группы

Проект по нравственно -патриотическому воспитанию«Маленькие патриоты России»Для детей 2-ой мл.группы...

проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Маленькие патриоты России"

проект по нравственно- патриотическому воспитанию во второй младшей группе "Маленькие патриоты России"наш проект -прекрасный повод  поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека,о ...