Артикуляционная гимнастика в режиме дня
методическая разработка (средняя группа) на тему

Кондратенко Наталья Фёдоровна

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

 

Цель: Выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_v_dou_2.docx630.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Педагогическое

Образовательное Учреждение «1-й МОК»

Структурное подразделение «Детский сад»

Педсовет

«Артикуляционная гимнастика в режиме дня»

Воспитатели:

Семенова О.Д.

Кондратенко Н.Ф.

Москва 2015


Артикуляционная гимнастика в режиме дня.

Почти все дети дошкольного возраста имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых, носят временный, непостоянный характер и если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в детском саду, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляционного опыта, когда малыш пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель: Выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Работу с детьми по развитию движений основных органов артикуляционного аппарата (язык, губы, небо) проводим в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

При проведении артикуляционной гимнастики, соблюдаем следующие правила:

1.  Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

2.  Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

3. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

4.  Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.

5.  К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

6. В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Артикуляционную гимнастику по улучшению звукопроизношения, развитию подвижности органов артикуляционного аппарата в детском саду можно использовать и проводить утром перед завтраком, во время проведения занятий по развитию речи в качестве физкультминуток, а также перед обедом и вечером перед ужином. Одним словом, артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в моменты, когда ребенок относительно спокоен и сможет правильно следить за движениями ваших органов артикуляционного аппарата и постараться их повторить.

Проводить артикуляционную гимнастику начинаем последовательно – от самых простых к более сложным упражнениям, при этом стараемся быть максимально эмоциональными и из предложенных 3 упражнений 1 всегда проводим новое, а 2 остальных даем для повторения и закрепления. Упражнения чаще всего проводим в игровой форме.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой — это серьёзная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, превратите эту работу в весёлую игру.

Сначала надо познакомить ребенка с основными положениями губ и языка с помощью веселых историй о ЯЗЫЧКЕ, где используются все необходимые упражнения.

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями белые звери,

Любят зверушки конфеты и плюшки.

Правильно, этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (Рот открыт, рот закрыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он

вышел погреться на солнышке (Упражнение «Лопатка»). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (Упражнение «Иголочка»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть. А на дворе солнце спряталось за тучки, и забарабанил по крыше дождь (язычком стучим по зубам и произносим «д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали «тик-так» (Упражнение «Часики»). «Пора мне спать» - подумал Язычок и заснул (Упражнение «Птенчики»)

Предлагайте ребенку разные варианты сказок.

ЕЩЕ ОДНА СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Рот-домик, губы – двери. А кто живет в домике?

А в домике живет дружок, живет веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка, и немножко шалунишка. (Упражнение «Иголочка»)

Наш веселый Язычок повернулся на бочок,

Смотрит влево. Смотрит вправо…А потом опять вперед.

И немного отдохнет (Упражнение «Часики», «Змейка»).

Приоткрыл Язык окно, а на улице тепло.

Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять, на крылечке загорать (Упражнение «Улыбка», «Иголочка»).

На крылечке полежал, на качели побежал.

Вверх взлетел он смело, но пора за дело (Упражнение «Качели», «Лопатка»)

Поспешил к себе во двор, чтобы починит забор.

Быстро взялся он за дело и работа закипела. (Упражнение «Заборчик»).

Вот и баки с краской рядом, обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать (Упражнение «Маляр»).

Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк. (Упражнение «Горка», «Лопатка»)

СКАЗКА «ЗООПАРК»

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправились в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок увидел. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот.

Рот пошире открываем, в бегемотиков играем;

Широко раскроем ротик, как голодный бегемот.

Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.

А потом закроем рот - отдыхает бегемот.

Посмотрел Язычок на бегемотика и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-ква-ква. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Идет Язычок дальше. А кто же это такой большой с длинным носом?.. Да это же слон! Давай покажем, какой длинный у слона хобот.

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там вроде никого нет, только длинный шланг лежит посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим ее.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться. Сел Язычок на лошадку, крикнул НО!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Я - веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко-

Стук копыт услышишь звонкий.

Покатался Язычок и вдруг подумал, а не пора ли ему домой? Посмотрел на часики, надо узнать который час. Покажи, как работают часики.

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так.

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов? (Упражнение « Часики»)

К сожалению, пора домой. Купил Язычок несколько шариков в подарок маме и стал их надувать, Но некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики. Надуть одну щеку - сдуть. Затем другую.

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик, не беда!

Новый шар надую я!

«До свиданья, зоопарк!» - сказал Язычок и веселый пошел домой.

После выполнения данного цикла можно предложить детям найти обитателей зоопарка, которые спрятались в звуках: А-у, И-и-а, Э-а, И-э, У-и, Я-и. И словах: ту… (дополни слово), ут…, ар…, ик… , э… Ребенок повторяет артикуляционные упражнения, но уже осознанно вставляя их при произнесении звукосочетаний и слов.

Вот так весело играя с детьми, мы заставляем язычок и губы работать, выполняя различные известные упражнения. Тем самым тренируем их, создавая предпосылки для выработки хорошей, правильной дикции.

Для развития артикуляционного аппарата в группе сделана картотека артикуляционных упражнений, которые используются при работе с детьми. Это такие упражнения как:


Упражнение «Улыбка»

Упражнение «Заборчик»

Упражнение «Хоботок»

Упражнение «Бублик»

Упражнение «Лопаточка»

Упражнение «Чистим зубы»

Упражнение «Вкусное варенье»

Упражнение «Иголочка»

Упражнение «Лошадка»

Упражнение «Часики»

Список используемой литературы:

1. Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции/О. А. Новиковская. – М. : АСТ: Полиграфиздат; СПб. : Сова, 2011г.

2. «Тру-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет» Издательство: Карапуз год издания: 2003

3. Уроки правильной речи/Е. М. Косинова. – М. :ООО «БИБЛИОТЕКА Ильи Резника» ЭКСМО, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Артикуляционная гимнастика в режиме дня.

презентация семинара-практикума для воспитателей. Артикуляционная гимнастика в режиме дня...

РМО от 11 марта 2020 г. «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы компенсирующей направленности»

Видеоролик артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой можно увидеть перейдя по ссылке: https://youtu.be/ePmdNLmL4xg Видеоролик «Применение современных технологий при проведении ар...