РМО от 11 марта 2020 г. «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы компенсирующей направленности»
методическая разработка по логопедии

Методобъединение логопедов Краснокаменска

Видеоролик артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой можно увидеть перейдя по ссылке: https://youtu.be/ePmdNLmL4xg 

Видеоролик «Применение современных технологий при проведении артикуляционной гимнастики в группах компенсирующей направленности ДОУ г.Краснокаменска» можно увидеть по ссылке:https://youtu.be/zCTROlfdxEE

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика проведения артикуляционной гимнастики основные требования к её проведению Подготовила: учитель –логопед Ким М.В.

Слайд 2

Целью артикуляционной гимнастики является : выработка правильных полноценных движений речевых органов, обязательных для правильного произношения звуков, и объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем (Т.Б. Фомичева) При помощи артикуляционной гимнастики Мы объединяем простые движения в сложные артикуляционные уклады.

Слайд 4

Какие отделы речевого аппарата участвуют Собственно артикуляционные Для формирования воздушной струи Для координации работы 3-х отделов переферического отдела речевого аппарата Для губ Для языка Кончик Средняя часть Задняя часть Боковые края Для мягкого нёба Для нижней челюсти

Слайд 5

В зависимости от участия голоса беззвучные С участием голоса В зависимости от участия ребёнка в выполнении упражнений Пассивная Пассивно-активная Активная

Слайд 6

Главной целью логопеда в артикуляционной гимнастике, можно считать, грамотно подобранный комплекс артикуляционных упражнений соответственно возрасту ребенка и задачам которые мы ставим на своём занятии Звук не поставлен Звук поставлен ВЫБОР артикуляционных упражнений Неправильный Правильный Результат

Слайд 7

1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую. 2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. 3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название коартикуляции ). 4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы. 5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений. 6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений (Л.С. Волкова):

Слайд 8

-Начинать с наиболее простых и доступных упражнений, постепенно усложняя и добиваясь выполнения наиболее тонких, «ювелирных» движений; - В конце каждого упражнения возвращать части речевого аппарата в исходное положение (для данного упражнения), а затем в состояние покоя; - Упражнения выполнять точно, симметрично, в полный объем движений, амплитуды; - При тренировке следить за тем, чтобы движение губ было естественным, не напрягать мускулы шеи, носа, не гримасничать; - Соблюдать определенную нагрузку на мышцы в результате тщательно рассчитанной дозировки; - Каждое упражнение следует повторять 3-5 раз подряд; - Выполнять упражнения под счет (считать про себя или же считает в слух взрослый); - Включать все виды контроля (зрительный, тактильный, вибрационный, кинестетический); - В начале работы проверять перед зеркалом правильное положение губ и языка; использовать наглядные материалы. Артикуляционная гимнастика, как и логопедический массаж усиливает кровоток в речевых органах, в силу чего имеет ряд противопоказаний для проведения. Методические рекомендации выполнения артикуляционной гимнастики

Слайд 9

Гигиенические требования к выполнению артикуляционной гимнастики: выполнять в хорошо проветренном кабинете; выполнять при удобном положении тела в пространстве и расправленной грудной клетке; пассивная гимнастика выполняется предварительно вымытыми чистыми руками.

Слайд 10

Помимо артикуляционной гимнастики, следует использовать гимнастику, направленную на тренировку мышц шеи, плечевого пояса и мимических мышц. М.Е. Хватцев предлагает проводить занятия по следующей схеме: 1. Вначале осуществляются грубые, диффузные движения (например, при открытой гнусавости — поворачивание шеи, раскрывание и закрывание рта, вдох и выдох). 2. Выработка более дифференцированных движений в этой же области (дифференцировка движений правой половины лица от левой, верхней части лица от средней и нижней и т.д.). Можно осуществлять движения под такт, отбиваемый рукой. Это позволяет ограничить длительность движений и пауз между ними определенной длительностью, что позволяет мышцам работать более функционально. 3. Аналогичным образом вырабатываются и тренируются движения собственно звукопроизносительных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц. Гимнастику при общем нарушении моторики начинают с общих движений тела (ходьба, движения рук, ног и туловища).

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 18 «Журавушка»

Совместная партнерская деятельность.  

Тема: «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»

(Конспект мастер-класса ).

Составила

Николаева О. Б.

Учитель-логопед группы

            компенсирующей направленности № 9

 

Краснокаменск 2020

Цель:

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой в работе с детьми по развитию речи

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер- класса с нетрадиционной формой выполнения артикуляционных  упражнений с биоэнергопластикой;
  2.  Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения инновационных методов.
  3. Познакомить педагогов с практическим проведением артикуляционной гимнастики в сочетании с технологией биоэнергопластики.

Формы и методы организации фронтальной деятельности участников: практические упражнения

Ход мастер-класса:

Этапы

Деятельность педагога

1.Приветствие

2.Биоэнергопластика

3. физиология

4.

5. Этапы работы с применением биоэнергопластики

6. Особенности работы

7. Преимущества биоэнергопластики:

8. Вывод

9. Литература

10. Комплекс артикуляционных упражнений

Здравствуйте, уважаемые  колеги я вам раскажу о артикуляционной гимнастике с биоэнергопластикой.

   Биоэнерго пластика это здоровьесберегающая технология

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук.

В момент выполнения артикуляционного упр. рука показывает где в каком положении находится язык, нижняя челюсть, губы. Что оказывает влияние на точность усвоения артикуляционных укладов.

Ученые физиологи заметили что работающая рука во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Это происходит потому что в головном мозге зоны отвечающие за моторику рук и органов артикуляции находятся рядом и воздействие на одну повышает активность другой.

 Для коррекционной работы по звукопроизношению очень важно воспитание кинестетических ощущений, позволяющих чувствовать, контролировать  положение органов артикуляции особенно на начальных этапах когда не сформирована слуховая дифференциация .

Биоэнергопластика- синхронизирует работу полушарий головного мозга,засчет вовлечения  в гимнастику рук. Тем самым  активизирует  внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

   Этапы работы с применением биоэнергопластики:

- Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики) После обследования подбираются комплексы упражнений с учетом нарушенных звуков.

- Эмоциональный (создание положительного настроя) на этом этапе знакомства с артикуляционными упражнениями   используем игровой персонаж, который поможет освоить гимнастику.

- Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки) .

           

      Особенности работы:

1.Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

2.К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука ребенка.

Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

3.Постепенно подключается вторая рука. . Включаем руку ребѐнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

4. Далее повторение упражнений за педагогом  с использованием обеих рук.

5.К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. •Поэтому на данном этапе используются различные артикуляционные сказки, игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка», счёт, музыка, стихи.

6.Когда дети смогут ощущать положения органов артикуляции, дифференцировать положения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.

Преимущества биоэнергопластики:

- оптимизирует психологическую базу речи;

- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

  -синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети

ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

 Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям.

Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной  и пальчиковой моторики.

Облегчает постановку, введение звуков в речь.

Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

  1. Литер-ра:
  2. Р.Г. Бушлякова «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой». М.

 Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.

О.И Крупенчук. «Гимнастика для языка и пальчиков

Комплекс артикуляционных упражнений:

А сейчас я предлагаю выполнить в месте со мной комплекс артикуляционной гимнастики под музыку на экране будут ото  упражнений для ориентировки.

Комплекс артикуляционных упражнений:

А сейчас я предлагаю выполнить в месте со мной комплекс артикуляционной гимнастики под музыку на экране будут ото  упражнений для ориентировки.

1 «Толстушки-худышки» надуть обе щеки, соединить пальцы обеих рук, образуя шар. Втянуть щеки,соеленить ладони. Упражнение повторяется 3-4 раза.

2 «Улыбочка»-гуды улыбаются, руки перед грудью, пальцы собраны в щепоть,растягиваются в стороны. Упражнение повторяется 3-4 раза.

3 «Хоботок»  губы и вытянуть вперед трубочкой, руки перед грудью,пальцы собраны в щепоть,вытянуть вперед перед собой. Упражнение повторяется 3-4 раза.

4«Окошко»: широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

5«Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

6«Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх –вниз. Динамическое упражнение.

7«Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

8Грибок-широкий язык приклееть к небу и удерживать; левая рука в кулаке,правая накрывает ее сверху.удерживать положение под счет до 5

9Лошадка-щелкать языком, в такт щелкать пальцами рук.

Рекамендую педагогам включать технологию биоэнергопластика в артикуляционную гимнастику,   и образовательную деятельность по развитию речи.

Спасибо за внимание

 

                                                     


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней гимнастики для детей группы компенсирующей направленности (сентябрь)

Комплекс утренней гимнастики для детей группы компенсирующей направленности с использованием нетрадиционных форм работы...

Физкультурное занятие с элементами логоритмики и дыхательной гимнастики в старшей группе компенсирующей направленности "Осенний праздник"

Физкультурное  занятие с элементами логоритмики и дыхательной гимнастики в старшей группе компенсирующей направленности"Осенний праздник" Воспитатель: Харсекина Наталья ЮрьевнаЦели...

Место артикуляционной гимнастики в общеобразовательных группах ДОУ.

Консультация для воспитателей "Место артикуляционной гимнастики в общеобразовательных группах ДОУ" содержит информацию об актуальности использования артикуляционной гимнастики во всех общеоб...

Артикуляционная гимнастика для старшей группы комбинированной направленности для детей с ТНР

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения....

Артикуляционная гимнастика для средней группы комбинированной направленности для детей с ТНР

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения....

Комплексы утренней гимнастики в старшей группе компенсирующей направленности

Представленный материал предназначен для педагогов детского сада....

Сценарий праздника к 8 Марта Тема: «В гости к нам весна пришла» (группа компенсирующей направленности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) 3-8 лет)

Сценарий праздника к 8 Марта Тема: «В гости к нам весна пришла» (группа компенсирующей направленности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) 3-8 лет)...