Мастер - класс по народной игре для педагогов ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Мастер - класс по народной игре для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_narodnoy_igre.docx | 38.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс по народной игре
Подготовили и провели: музыкальный руководитель Е.Н.Завражнова
Воспитатель С.А.Басова
Инструктор по физической культуре С.А.Торопова
Цели: воспитание любви к своему краю; формирование гражданского мировоззрения; помочь воспринимать историю, обычаи, быт и искусство донского казачества – как энциклопедию жизни народа.
Презентация «Моя Россия»
Ход мероприятия:
Ребенок: Что за славный денек,
Собирайся народ,
Песни петь, да плясать,
Всех вокруг забавлять.
(Дети исполняют танец «Зимушка-зима» из репертуара студии «Родники» или любой другой танец) и убегают из зала
Под музыку появляются Егор Кузьмич
Егор: Эх, детвора, все зимние забавы вспоминает. Да только растопило весеннее солнышко последний снег…
(Слышится голос Варвары Никитичны)
Варвара: Егор Кузьмич, ну, куда, куда ты вышел, оделся бы потеплее.
Егор: Эх, Варвара Никитична, воздух-то какой, весенний, свежий, надышаться не могу.
Варвара: Да, уж, пришла веснушка-весна на донскую землю!!!
Егор: А помнишь, Варя, как раньше весну встречали?
Варя: Да, Егорушка, помню, как же не помнить?
Встречали, да закликали:
Приди, к нам Весна с радостью
С великой к нам милостью
С рожью зернистой
Со пшеничкой золотистой…
(Слышится мелодия песни «Четыре двора»)
Егор: А кто это там за околицей гутарит? Слышишь, Варенька, никак гости к нам идут?
Варенька: Ой, идут, Егорушка, идут…
Песни звонкую поют!
(Дети заходят с хороводом «Травушка_муравушка»)
Варя: Здравствуйте, дорогие гости!
Дети: Здравствуйте, хозяева!
Егор: Куда это вы путь держите?
Ребенок: Вышли мы за околицу
Песни петь, да плясать
И, конечно же, играть!
Варя: А откуда же вы родом казачата?
Задорные: Мы из станицы:
Все: «Задорные»
Веселые: А мы из станицы:
Все: «Веселые»
Задорные: Живем мы на реке широкой
Ту реку с древности далекой
Все Доном батюшкой зовут.
Здесь люди вольные живут.
Зовутся люди казаками,
И славятся песнями, стихами.
Ребенок: Мы вам хозяева песню в подарок принесли.
Егор: Конечно, казак без песни, что виноградная лоза без винограда.
Задорный: На Дону казаку и камешек подпевает.
Веселые: Веселы припевы, где казаки запели.
(Исполняется песня «Из-за горочки туманник выходил»)
Варя: Спасибо вам, гости дорогие за песню звонкую, проходите, отдохните с дороги. Это ваша лавка, задорные.
Егор: А это ваша лавка, веселые!
Варя: Ну, что ж посидим да разговоры говорить будем. Что новенького, необычного у вас в станицах?
Задорные: У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.
Веселые: Чепуха, чепуха,
Это просто враки.
Сено косят на печи
Молотками раки.
Задорные: На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.
Веселые: Запрягу я кошку в дрожки
А котенка в тарантас,
И поеду по деревне
Всем ребятам на показ.
Задорные: Сидит ежик на березе –
Новая рубашечка,
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.
Веселые: А у нас! Над землей арбуз летит,
Он чирикает, свистит,
Я горчица, я лимон,
Я закрылся на ремонт.
Задорные: А у нас на горе стоит избушка,
Красной глиной мазана,
Там живет Баба Яга
За ногу привязана.
Веселые: А у нас во дворе,
Квакали лягушки,
А по лужам босиком
Прыгали девчушки.
Девочка: Станем девицы рядком,
Да частушки пропоем,
Мальчик: Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!
(Дети исполняют частушки)
Все: Начинаем петь частушки
Просим не смеяться,
Тут народу очень много,
Много можем растеряться.
Мальчик: Шире улица раздайся,
С казаками мы идем,
И веселые частушки
От души сейчас споем!
Девочка: Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботиночках
Все ребята говорят,
Что я как картиночка.
Мальчик: Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
Девочка: Топни ножка-нога,
Топни правенькая,
Все равно ребята любят,
Хоть и маленькая.
Девочка: А я маленькая,
Да удаленькая,
Все что есть на мне,
Пристает ко мне.
Девочка: Не глядите на меня
Глазоньки сломаете,
Я не с вашего села
Вы меня не знаете.
Мальчик: На окошке два цветочка,
Голубой, да аленький,
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Девочка: Не ходи ты мимо нас,
Не ходи с картузиком,
Все равно гулять не буду
С таким карапузиком.
Девочка: Меня мама заругала
За помаду, за духи.
Не сама я покупала,
Покупали женихи.
Мальчик: Казаченьки, казаченьки,
Где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.
Все: У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем, молодец!
Варя: Спасибо вам, гости дорогие!
Егор: А не пришло ли время поиграть?
Ребенок: Отчего ж не поиграть?
Как у наших у ворот
Собирается народ.
А золотые ворота
Пропускают не всегда!
(проводится игра «Золотые ворота»)
Описание игры: «Задорные» встают в круг, держатся за руки-воротики. А «Веселые» двигаются змейкой через круг. Их задача не остаться в кругу на последние слова. Все дети приговаривают:
Дети: Золотые ворота,
Открывают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
На последние слова дети опускают руки, кто остался в кругу присоединяется и становится в круг с остальными. Дети - змейка продолжат игру, пока не останется 3-4 человека. Затем дети меняются ролями «Веселые» в кругу, а «Задорные» - змейка.
Егор: И все-таки, какие хорошие люди живут на Дону, веселые да задорные.
Дети: - Барин гордится богатым домом, а казак Тихим Доном;
- Без воли душа казака, что без воды Дон река;
Ребенок: - Дон ты вольный, ты раздольный
Дон ты быстрая река
Накорми ты Дон родимый
Донской рыбкой казака.
(Ребенок выбирает считалочкой при этом дети выставляют ладошку, а водящий хлопает по руке и приговаривает)
Ребенок: В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала.
- Здравствуй,
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была,
Я удила рыбака
Дядю Петю чудака.
Егор: А рыбаков у нас много… Ведь какой же казак, Если он не рыбак?
(Проводится игра «Налови рыбку»)
Варя: Вот мы рыбки наловили,
И ушицы наварили
Казаки, не зевай,
На уху налетай!
(Аэробика с ложками под мелодию «Душа казака»)
Варя: А, что я вам сейчас расскажу, ребятушки…
Как у нас-то козел непослушный был,
Егор: В огород все ходил, так капусту он любил…
Всю капусту истоптал, все качанчики сжевал…
Мальчик: Он и к нам заходил, все заборы повалил…
Девочка: Девочки, а давайте в козла-то сыграем!
Девочки: Отчего ж не сыграть!
(Проводится игра «Игра в козла» танцевальная игра, описание в программе Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика»)
Егор: Раньше на посиделках каждый старался блеснуть умом, и порой устраивались настоящие состязания. А давайте и мы попробуем? Сейчас я вам буду называть старые казачьи слова, а вы, если знаете их современное название, назовете его. (Егор и Варя поочереди называют слова то «Задорным», то «Веселым»):
Раззявил (раскрыл).чувяки (тапочки), хворать (болеть), квелый (слабый), цибарка (ведро), гутарить (говорить), кочет (петух), ошкарябать (поцарапать), батя (отец), нехай (пускай), вечерять (ужинать), завеска (фартук), бедовая (шустрая), могёт (может), буханка (булка), хлёбово (жидкая еда), баз (сарай), хата (дом).
Егор: А как еще казаки называли дом?
Дети: Курень!
Ребенок: Не курень, а загляденье –
Всем гостям на удивленье,
В нем хозяевам не тесно,
И для гостя хватит места.
(Егор расставляет стульчики с платками)
Варя: 1,2,3 – не зевай, свой курень занимай!
(Проводится игра «Курень»)
Описание: В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять - восемь человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль за концы и растягивают ее вытянутыми над головой руками, делают крышу. Побеждает тот, кто быстрее сделал курень.
Варя: Хорошо мы поиграли…
Ох. казачата, шумят, как галчата
Спорят, кто из них герой,
Кто наездник удалой.
Дети: - Казак с конем и ночью и днем
- Казак сам не съест, а коня накормит
- Конь в беге, что сокол в небе.
Егор: Чтобы всадника узнать должен ты дружок считать…
Ну-ка, парни, выходите,
И кружочек заводите.
Ребенок: Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Кто коня того поймает,
Тот со мной сейчас сыграет.
(На кого выпадает, тот ребенок продолжает считать .Выбирают до 3-ёх раз)
(Проводится игра «Кто быстрее сядет на коня») на мелодию «Я еду в Ростов на Дону» и «Казачья» - «Вечор матушка» На первую часть музыки дети «всадники» сидят на стульчиках и иммитируют езду на коне, на вторую часть музыки скачут по залу навстречу друг другу, в это время один стул убирается, и тот кто быстрей займет стул, тот и победил)
Варя: Ох, и удалые казаки, а казачки-то не хуже, тоже ловкие да смекалистые. Выходите, девочки. Отгадайте, в какой руке у меня колечко? (Кто отгадает, тот водящий)
Дети: Ты катись, катись колечко
К нам на красное крылечко!
Раз, два, три, четыре, пять,
Я иду кольцо искать.
(На яркой ленте нанизано кольцо. Кольцо передают по кругу двумя руками в центре круга водящий. Если водящий отгадал, то тот у кого нашли кольцо будет водить следующий кон.)
(Звучит песня «Ох, что-то мы засиделись братцы…», выходят 4 казака-мальчика)
Казаки: Не плачьте, казачки, но надо расстаться,
В поход казакам уж пора отправляться.
Границы свои мы должны обойти,
Чтоб не могли к нам пробраться враги.
(Дети исполняют игровой танец «Варенька»)
Егор: Нынче день такой чудесный
Только б петь и танцевать
Вот и мы вас приглашаем
Чай попить, да поплясать.
(Дети исполняют танец «Пых-пых самовар»)
Ребенок: Какая Родина красивая,
Остановись и посмотри,
Моя земля, моя Россия,
Мы все наследники твои.
Ребенок: Что остается нам в наследство
От наших дедов и отцов?
Конечно, любящее сердце,
К родной земле - основе всех основ.
Ребенок: Так будьте здоровы,
Живите богато,
А мы уезжаем до дому, до хаты!!!
(Дети выходят из зала под песню «Завлекашки» с народными инструментами)
Варя: Ну, что ж Егор Кузьмич пойду гостей провожу…(уходит)
Егор: Пойди, Варенька, пойди, а я пока отдохну…
(Егор садится на завалинку и тут выбегает Аксинья – соседка)
ВЗРОСЛЫЙ МАСТЕР- КЛАСС
Аксинья: Здорово, Кузьмич!
Егор: И тебе не хворать, Аксинья. Что запыхалась соседка?
Аксинья: А гости ушли что ли? А я так хотела еще поиграть…
Егор: Так поиграй, смотри сколько любопытных, да желающих…
Аксинья: Да и поиграю, а какой будет игра, ну-ка угадайте…
Бывает цветною боярыня эта.
Раннею, среднею, позднею…Светлой.
И цвета фиалки толстушка бывает,
Скажите, кто эту красотку не знает?
Тушеной едят и сырой она вкусна,
На ней сто одежек,
Зовется… (капуста).
Аксинья: Вы к соседу повернитесь,
Вы соседу поклонитесь,
Крепче за руки держитесь
В хороводе закружитесь.
Гости, не скучайте,
Скорей капустку завевайте….
Аксинья: На меня вы посмотрите,
И за мною повторите.
(проводится игра «Вейся капуста» )
Все иду под музыку за водящим, и закручивают капусту (движение улитка), а затем все поднимают руки и водящий выводит в воротики играющих, можно сделать несколько танцевальных движений в конце игры)
Аксинья: Листочки плотно друг к другу растут, чувсвуете, как мы объединились?
Аксинья: Все в кружочке остаемся
И по парам разобьемся
Будем супчик мы варить.
Да частушки говорить.
Егор: Ну-ка с нами повторяйте:
Суп варить,
Суп варить,
Надо не доваривать, (2 раза)
Гармонист чтоб играл
Надо уговаривать.(2 раза)
(Проводится игра «Суп варить», тот кто остается в кругу на конец музыки тот исполняет частушку любую…)
Егор: Кто в кругу остался, не зевай,
И частушку запевай…
(Игра проводится два раза, на второй раз ведущие говорят:)
Аксинья: Ах, ты русская душа,
До чего ж ты хороша.
Ну-ка в пляске отличись.
И весельем зарядись.
Вместе: Мы в игре не ставим точку,
Следующая игра «Бочка».
(Проводится игра «Бочка») Аксинья выбирает считалкой
Аксинья: 1,2,3 – ты подружка, выходи! (и так несколько раз) в бочке должно быть 6-8 человек
Все поют: Я на бочке сижу
Слезы катятся,
Денег нет ни гроша,
А пить хочется.
Я сижу, сижу горюю
У ракитова куста.
Если кто меня полюбит,
Тот и выручит меня.
(Тот кто сидел в бочке становится в круг, а кто выбирал тот бочка)
Варя: Ох, соседка, а внучка у меня современная
В компьютер все любит играть,
Некогда ей унывать.
Аксинья: Ой, как интересно, давай посмотрим.
Аксинья: А сейчас, гости дорогие игра на внимание…
( Компьютерная игра проводит Маргарита Александровна)
1. Мы сегодня не устали,
Потому что…………………(поиграли).
Егор: 2. Много нас собралось вместе,
Было очень…………(интересно).
Аксинья: 3. Игр нам разных показали.
Новых много мы ………….(узнали).
Егор: 4. Русские народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них……………….(играть).
Аксинья: На такой задорной ноте мы хотели пригласить всех на чай!
Варя: (выходит с пирогами)
А вот и пироги мои готовы,
Угощайтесь, гости дорогие! ЧАЕПИТИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс "Тувинская народная игра "Хирлээш"
Обоснованием данного мастер-класса являетвся педагогическая направленность на принципах сохранения и передаче тувинских народныхигр....
Мастер-класс «Казачьи народные игры. Игры, развивающие ловкость, точность движения, меткость»
В нашем детском саду разработана программа по приобщению детей к народной культуре казаков. Мастер-класс разработан для воспитателей ДОУ, которые приобщают детей дошкольного возраста к культурно...
Мастер класс по народной игре.
воспитатель и дети проживают в детском саду очень интересную жизнь.Именно с этого возраста любят деи играть различные роли....
Мастер-класс "Хакасские народные игры как средство воспитания любви к "малой" Родине (с презентацией)
Особое значение в своей работе мы уделяем гражданско-патриотическому воспитанию детей. Его содержанием является знакомство детей с традициями и укладом жизни, как в русских, так и в хакасских семьях, ...
МАСТЕР-КЛАСС «Русские народные игры: русские народные подвижные игры с гендерной направленностью»
Старший дошкольный возраст...
Мастер-класс "Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста"
Данный материал направлен на то, чтобы познакомить педагогов с бурятскими народными играми (таалсалга, хумнаара, шагай и другие бурятские народные игры)....
Мастер – класс: психологическая мини-игра для педагогов «Творим, играя!»
Мастер – класс:психологическая мини-игра для педагогов«Творим, играя!»...