Статья "Милосердие в педагогике"
статья на тему
Данная статья посвящена милосердию в педагогике. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку на современном этапе большое значение приобретает гуманистическое направление в педагогике, связанное с воспитанием осознанной, милосердной, ориентированной на самопознание и самосовершенствование личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Милосердие в педагогике»
Данная статья посвящена милосердию в педагогике. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку на современном этапе большое значение приобретает гуманистическое направление в педагогике, связанное с воспитанием осознанной, милосердной, ориентированной на самопознание и самосовершенствование личности.
Приоритетная значимость «воспитания и образования сердца» отмечалась многими педагогами и мыслителями прошлого (речь идет об Августине, П.П. Блонском, Я.А. Коменском, Н.И. Новикове, А.А. Прокоповиче-Антонском, А.Н. Радищеве, П.Г. Редкине, Г.С. Сковороде, В.А. Сухомлинском, К.Д. Ушинском и др.). В контексте обновляющихся смыслов образования современная педагогическая мысль апеллирует к воспитанию и выращиванию «умного сердца», обосновывая образовательную, образно возвышающую феноменальность «сердца» как особого «чувствилища», «центра «сборки» человеческого начала внутри «хомо сапиенс», воспитательно обуславливающего «полноту и целостность» становления всесторонне развитой личности.
Традиции воспитания милосердия в педагогике тесно связаны с гуманистической педагогикой как целостной концепцией воспитания полноценной личности. Основные идеи и принципы гуманистической педагогики, которая сложилась в 50-60-х гг. ХХ столетия, и стала базой для развития концепции личностно-ориентированного обучения, состоят в том, что:
• Человек находится в центре постоянно меняющегося мира, вместе с тем для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности.
• Человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания. Человек стремится к самопознанию и самореализации.
• Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения.
• Самосовершенствование и развитие человека происходит на основе его взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых и скрытых контактов.
Таким образом, отношения учителя и учащихся в педагогической практике должны строиться на понимании, открытости, обогащении с обеих сторон. Главной целью гуманистической педагогики является самоактуализация личности путём осознания ребёнком особенностей собственного отношения к миру и себя в этом мире.
Гуманистическая педагогика, интерес к личности, ориентация на запросы ученика, перенос акцентов на общечеловеческие ценности – таковы тенденции развития современного общества.
В современном понимании нравственная категория милосердия входит в состав базовых российских национальных ценностей, в программном контексте развития воспитательной компоненты служит гуманитарной основой формирования у обучающихся ценностных представлений о морали и, тем самым, представляет собой важнейшую целевую доминанту личностно-ориентированного образования и педагогики гуманности. Характеризуя эмоционально-нравственные атрибуции личности настоящего педагога, справедливого учителя и мудрого воспитателя, ценностная категория милосердия выступает значимым условием гуманистической оптимизации области межличностного и, собственно, образовательного (образотворческого) взаимодействия. Прежде всего, это касается сферы «понимающего», «помогающего», «прощающего», «поддерживающего», «участливого» поведения учителя по отношению к несчастьям, бедам, тревогам, заботам, огорчениям и горестям своих воспитанников».
В качестве примера можно привести метод воспитания – педагогику поддержки О. Газмана. Педагогика поддержки является принципиально отличной от воспитания и обучения деятельностью, но дополняющей их. Эта деятельность направлена на то, чтобы развивать уникальность ребенка, способствовать тому, чтобы у него установилась собственная жизненная позиция, на всестороннюю поддержку самостоятельности ребенка и процесса его взросления.
Педагогическая поддержка связана с выполнением целостной стратегической задачи – помощь ребёнку в том, чтобы стать хозяином своей жизни. В зависимости от того, какая решается задача, педагог обращается к разным способом взаимодействию с ребёнком, есть несколько тактик, но все они исходят из принципов милосердия и сострадания - это «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие».
Кредо тактики «защиты» заключается в том, что ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Задача педагога, использующего эту тактику, заключается в обеспечении такого пространства для взаимодействия с ребёнком, где нет угроз для его достоинства, где нивелированы внешние обстоятельства, препятствующие свободному проявлению его активности. Только при условии, что ребёнок может быть свободен в своих проявлениях и не будет при этом тут же осужден и наказан или его действия не будут тут же пресечены, возможно обеспечение педагогической поддержки ребенка, при использовании и других тактик.
Кредо тактики «помощи» заключается в том, что ребёнок многое может сделать сам и быть при этом успешным, если будет активен в реализации своих намерений, нужно помочь ему убедиться в этом. Суметь разблокировать собственную активность ребёнка, привыкшего ориентироваться на авторитет, потерявшего веру в себя и самоуважение, страшащегося неудачи, задача не из легких, она требует терпения и мастерства педагога.
Кредо тактики «содействия» - у ребёнка всегда есть объективная возможность для выбора, он может стать субъектом выбора. Развитие способности выбирать, содействие ребёнку в преодолении страха перед неизвестным, раскрытие видения широкого диапазона возможностей таящегося в каждой ситуации – это задачи, которые решает педагог, если выбирает данную тактику.
Кредо тактики «взаимодействия» - договор – заключается в испытании свободой и ответственностью и ребёнок может быть подготовлен к тому, чтобы выстраивать договорные отношения с другими людьми, он способен к соблюдению договоренностей, к тому, чтобы передоговариваться, нести ответственность за свои действия в рамках определенного договора. Педагог через процедуры, связанные с договором, формирует условия овладения ребёнком логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности. В этом и заключается проявление его «свободоспособности» - качества, которое О.С. Газман считал ключевым в построении себя в качестве автора и хозяина собственной судьбы.
Таким образом, задача воспитания милосердного человека достаточно успешно решается в рамках концепций гуманистического направления в педагогике. Гуманистическая педагогика тесно связана с принципом права на самоопределение, она отказывается от принуждения, давая возможности учащемуся проявить собственную инициативу, раскрыть свой потенциал. Также она предполагает, что учитель (педагог) занимает позицию друга и сочувствующего, понимающего человека, который может оказаться необходимую моральную поддержку своим ученикам. Без этого контакта ученик-учитель реализация гуманистической парадигмы в воспитании становится невозможной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"От педагогики повседневности к педагогике развития"
Рекомендация для педагогов....
Реферат по истории педагогики: «Актуальные вопросы семейного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики».
Реферат по истории педагогики...
Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?
Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обратиться к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...
Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.
История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...
В данной презентации описывается опыт дошкольной педагогики в Канаде. Её отличия от Российской педагогики.
ДОшкольно Образование в Канаде...
ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...
Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики
В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...