Игра-фантазия на основе ЛЕГО конструктора как средство реализации ФГОС ДО
статья (подготовительная группа) по теме
Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связана с выходом на первый план личностно-ориенированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Самореализации личности и получению удовлетворения от деятельности способствуют индивидуальные достижения ребенка. В какой деятельности ребенок-дошкольник может проще всего достигнуть ситуации успеха, получить удовольствие и удовлетворение? Конечно же, в игровой деятельности, наиболее соответствующей дошкольному детству. Поэтому самый эффективный путь развития дошкольника – обогащение его игрового опыта, интеграция игры с другими видами детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-fantazirovanie.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД № 1
Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети…
В.А.Сухомлинский
Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связана с выходом на первый план личностно-ориенированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Самореализации личности и получению удовлетворения от деятельности способствуют индивидуальные достижения ребенка. В какой деятельности ребенок-дошкольник может проще всего достигнуть ситуации успеха, получить удовольствие и удовлетворение? Конечно же, в игровой деятельности, наиболее соответствующей дошкольному детству. Поэтому самый эффективный путь развития дошкольника – обогащение его игрового опыта, интеграция игры с другими видами детской деятельности.
Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Несмотря на свою «несерьезность», именно игра в первую очередь способствует развитию ребенка, формированию таких качеств личности как инициативность, самостоятельность, творчество.
Основной составляющей игры является наличие воображаемой ситуации, то есть ребенок действует в ситуации «как будто». Апогеем развития игрового творчества является придумывание новых игр - фантазирование.
СЛАЙД № 2
Дети играют на основе индивидуального или совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых историй, затем – через внесение изменений в знакомый сюжет (введение новых ролей, действий, событий), впоследствии – через сложение новых творческих сюжетов.
Содержанием игр становятся события, происходящие в реальной жизни, в сказках, мультфильмах – они имеют особую эмоциональную значимость для ребенка. Ребенок, мысленно включается в происходящее, сопереживает героям, действует вместе с ними во внутреннем плане – плане воображения – и тем самым осознает себя активно действующим участником.
Игра-фантазия как деятельность интегративная, отвечает потребностям и интересам современного ребенка, а также способствует развитию таких общих способностей детей как творческое воображение и креативность мышления, способность рассуждать и мыслить, грамотно и красиво говорить.
СЛАЙД № 3
Основой для развития игры-фантазирования служит наличие игрового материала: ЛЕГО конструктор «Построй свою историю». Данный ЛЕГО конструктор – это один из самых популярных образовательных наборов LEGO Education, который считается благоприятной материальной базой для развития детского игрового творчества, не только интегрированного с конструктивной деятельностью, но и с режиссерскими играми, а затем и с играми-фантазированиями.
Несколько десятилетий лего-конструктор является одной из самых любимых детских игрушек. Его популярность среди детей обеспечивается по следующим показателям:
- визуальная привлекательность (яркий дизайн, чистые цвета, многообразие деталей);
- техногенность – простота и удобство крепления деталей;
- многообразие игровых полей и возможность дополнения, изменения, объединения, придумывание нового;
- полифункциональность конструктора;
- учет возрастных особенностей, что позволяет использовать конструктор детям с раннего возраста до школьного.
Конечно же, для того чтобы начала развиваться игра, необходима предметно-развивающая среда, в нашем случае – это постройка из лего-конструктора. Такой подход позволяет уже на первом этапе (создание постройки) ориентировать ребенка на интегрированную деятельность и дальнейшее продолжение игровой деятельности с постройкой.
СЛАЙД № 4
В процессе внедрения лего-конструирования мы используем следующие этапы работы:
- Знакомство с деталями лего-конструктора путем практического экспериментирования.
- Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагают готовую модель, они ее воспроизводят, а затем дополняют по своему желанию элементами и деталями.
- Конструирование по простейшим чертежам и схемам: дети воссоздают внешние и отдельные функциональные особенности объектов.
- Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику, и они сами создают замыслы конкретных построек.
- Конструирование по зачину истории: детям рассказывают начало истории, и они сами создают постройку с целью дальнейшего развития сюжета истории в игре.
Настоящее конструирование начинается тогда, когда дети создают что-то новое, небывалое. Они становятся творцами и проявляют творческие способности, как только отходят от готового набора и заранее написанных инструкций. На этом этапе важно не ограничивать свободу детского творчества.
СЛАЙД № 5
Например, предлагаю построить модель к русской народной сказке. Проблему ставлю через загадку:
«Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой»
Вспоминаем сюжет данной сказки и создаем к ней модель.
Так как игра-фантазирование на основе лего-конструирования, то даю дополнительное задание («Дополни по своему желанию любыми деталями сюжет сказки»), используя вопрос: «А что могло быть дальше?».
Затем каждая группа рассказывает свое окончание истории.
Поскольку дети работают небольшими подгруппами, игра-фантазирование требует соблюдение ряда правил:
- рассказывать, развивая предложенный сверстником фрагмент;
- слушать и принимать замысел товарища;
- вносить предложения по изменению сюжета;
- аргументировать для партнера по игре свои предложения, находя значимые обоснования.
Развитие данных умений осуществляется в общении с педагогом, который помогает детям координировать замыслы, находить пути выхода из спорных ситуаций. В случае затруднений воспитатель направляет замыслы детей вопросами, например: «Что было дальше?», «Кого они встретили?», «Что с ними случилось?».
В игре воспитатель, являясь со-игроком детей, может предлагать им конкретное задание, которое предполагает достижение конкретной цели. Это позволяет детям осознавать и удерживать результат, определять средства и способы построения игровой деятельности. Специфика игры-фантазирования состоит в том, что это вид сюжетной игры, требующий участия взрослого как носителя игровых умений, задачей которого является определение основной линии сюжета, частичный выбор персонажей.
СЛАЙД № 6
Анализируя использование игры-фантазии на основе лего-конструктора с позиции Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, можно констатировать, что данная технология способствует обеспечению многих целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:
• ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, владеет навыками сотрудничества и сотворчества;
• ребенок обладает развитым воображением, проявляет неординарность мышления, делает умозаключения, сравнивает, обобщает, классифицирует, выделяя существенные признаки;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам, решает проблемные ситуации;
• ребенок проявляет любознательность; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Можно отметить, что большинство из этих возможных достижений стали реальностью в процессе систематического использования игр-фантазирований на основе построек из лего-конструктора на протяжении старшего дошкольного детства: старшей и подготовительной к школе группы. Строясь на интегративных принципах, лего-конструирование позволяет педагогу обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования и предоставляет огромные возможности для конструктивной, творческой, поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка.
СЛАЙД № 7
Так как в нашей образовательной организации на протяжении 3 лет работает стажировочная площадка по теме «Образовательная робототехника», то применение лего-конструктора является переходным этапом дальнейшего изучения данного курса, связанного с использованием конструкторов класса ПервоРобот. Таким образом, данная преемственность способствует реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов и планируемых результатов дошкольного образования.
СЛАЙД № 8
Уважаемые коллеги, поздравляю вас с праздником, желаю всем прежде всего здоровья, терпения, и самых умных и талантливых детей. Спасибо за внимание!
Тема: Игра-фантаия на основе лего-конструктора как средство реализации ФГОС ДО
План выступления:
- Введение (актуальность).
- Понятие «игра», «игра-фантазирование».
- Игровой конструктор «__________________».
- Этапы работы в обучении детей лего-конструированию.
- Применение игры-фантазирования на примере сказки.
- Правила работы в подгруппах, роль воспитателя при организации конструктивной деятельности.
- Результаты использования данной технологии.
- Преемственность между дошкольной и начальной школьной ступенями образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность, как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.
Проектная деятельность, как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании....
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС
Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных ...
Методика «Квадрат функций» как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
Что можно предпринять в дошкольной образовательной организации для развития перечисленных качеств? Насколько готовы педагогические работники к реализации Стандарта? Как спланировать методическую...
Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации ФГОС
Есть такая профессия - воспитатель. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые проявляются в повседне...
"Основы защиты детства в условиях реализации ФГОС"
Всероссийская педагогическая конференция«Основы защиты детства в условиях реализации ФГОС» — 2020Публикация материала на тему "ПОМОЩЬ ДЕТЯМ НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУА...
Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе программы «Нумикон» в условиях реализации ФГОС ДО
Наиболее сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья представляется освоение знаний из области математики....