Игра-фантазия на основе ЛЕГО конструктора как средство реализации ФГОС ДО
статья (подготовительная группа) по теме

Жернакова Дарья Сергеевна

Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования,  связана с выходом на первый план личностно-ориенированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Самореализации личности и получению удовлетворения от деятельности способствуют индивидуальные достижения ребенка. В какой деятельности ребенок-дошкольник может проще всего достигнуть ситуации успеха, получить удовольствие и удовлетворение? Конечно же, в игровой деятельности, наиболее соответствующей дошкольному детству. Поэтому самый эффективный путь развития дошкольника – обогащение его игрового опыта, интеграция игры с другими видами детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-fantazirovanie.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД № 1

Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети…

В.А.Сухомлинский

Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования,  связана с выходом на первый план личностно-ориенированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Самореализации личности и получению удовлетворения от деятельности способствуют индивидуальные достижения ребенка. В какой деятельности ребенок-дошкольник может проще всего достигнуть ситуации успеха, получить удовольствие и удовлетворение? Конечно же, в игровой деятельности, наиболее соответствующей дошкольному детству. Поэтому самый эффективный путь развития дошкольника – обогащение его игрового опыта, интеграция игры с другими видами детской деятельности.

Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Несмотря на свою «несерьезность», именно игра в первую очередь способствует развитию ребенка, формированию таких качеств личности как инициативность, самостоятельность, творчество.

Основной составляющей игры является наличие воображаемой ситуации, то есть ребенок действует в ситуации «как будто». Апогеем развития игрового творчества является придумывание новых игр - фантазирование.

СЛАЙД № 2

Дети играют на основе индивидуального или совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых историй, затем – через внесение изменений в знакомый сюжет (введение новых ролей, действий, событий), впоследствии – через сложение новых творческих сюжетов.

Содержанием игр становятся события, происходящие в реальной жизни, в сказках, мультфильмах – они имеют особую эмоциональную значимость для ребенка. Ребенок, мысленно включается в происходящее, сопереживает героям, действует вместе с ними во внутреннем плане – плане воображения – и тем самым осознает себя активно действующим участником.  

Игра-фантазия как деятельность интегративная, отвечает потребностям и интересам современного ребенка, а также способствует развитию таких общих способностей детей как творческое воображение и креативность мышления, способность рассуждать и мыслить,  грамотно и красиво говорить.

СЛАЙД № 3

Основой для развития игры-фантазирования служит наличие игрового материала: ЛЕГО конструктор «Построй свою историю». Данный ЛЕГО конструктор – это один из самых популярных образовательных наборов LEGO Education, который считается  благоприятной материальной базой для развития детского игрового творчества, не только интегрированного с конструктивной деятельностью, но и с режиссерскими играми, а затем и с играми-фантазированиями.

Несколько десятилетий лего-конструктор является одной из самых любимых детских игрушек. Его популярность среди детей обеспечивается по следующим показателям:

  • визуальная привлекательность (яркий дизайн, чистые цвета, многообразие деталей);
  • техногенность – простота и удобство крепления деталей;
  • многообразие игровых полей и возможность дополнения, изменения, объединения, придумывание нового;
  • полифункциональность конструктора;
  • учет возрастных особенностей, что позволяет использовать конструктор детям с раннего возраста до школьного.

Конечно же, для того чтобы начала развиваться игра, необходима предметно-развивающая среда, в нашем случае – это постройка из лего-конструктора. Такой подход позволяет уже на первом этапе (создание постройки) ориентировать ребенка на интегрированную деятельность и дальнейшее продолжение игровой деятельности с постройкой.

СЛАЙД № 4

В процессе внедрения лего-конструирования мы используем следующие этапы работы:

  • Знакомство с деталями лего-конструктора путем практического экспериментирования.
  • Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагают готовую модель, они ее воспроизводят, а затем дополняют по своему желанию элементами и деталями.
  • Конструирование по простейшим чертежам и схемам: дети воссоздают внешние и отдельные функциональные особенности объектов.
  • Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику, и они сами создают замыслы конкретных построек.
  • Конструирование по зачину истории: детям рассказывают начало истории, и они сами создают постройку с целью дальнейшего развития сюжета истории в игре.

Настоящее конструирование начинается тогда, когда дети создают что-то новое, небывалое. Они становятся творцами и проявляют творческие способности, как только отходят от готового набора и заранее написанных инструкций. На этом этапе важно не ограничивать свободу детского творчества.

СЛАЙД № 5

Например, предлагаю построить модель к русской народной сказке. Проблему ставлю через загадку:

«Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой»

Вспоминаем сюжет данной сказки и создаем к ней модель.

Так как игра-фантазирование на основе лего-конструирования, то даю дополнительное задание («Дополни по своему желанию любыми деталями сюжет сказки»), используя вопрос: «А что могло быть дальше?».

Затем каждая группа рассказывает свое окончание истории.

Поскольку дети работают небольшими подгруппами, игра-фантазирование требует соблюдение ряда правил:

  • рассказывать, развивая предложенный сверстником фрагмент;
  • слушать и принимать замысел товарища;
  • вносить предложения по изменению сюжета;
  • аргументировать для партнера по игре свои предложения, находя значимые обоснования.

Развитие данных умений осуществляется в общении с педагогом, который помогает детям координировать замыслы, находить пути выхода из спорных ситуаций. В случае затруднений воспитатель направляет замыслы детей вопросами, например: «Что было дальше?», «Кого они встретили?», «Что с ними случилось?».

В игре воспитатель, являясь со-игроком детей, может предлагать им конкретное задание, которое предполагает достижение конкретной цели. Это позволяет детям осознавать и удерживать результат, определять средства и способы построения игровой деятельности. Специфика игры-фантазирования состоит в том, что это вид сюжетной игры, требующий участия взрослого как носителя игровых умений, задачей которого является определение основной линии сюжета, частичный выбор персонажей.

СЛАЙД № 6

Анализируя использование игры-фантазии на основе лего-конструктора с позиции Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, можно констатировать, что данная технология способствует обеспечению многих целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:

•        ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании;

•        ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, владеет навыками сотрудничества и сотворчества;

•        ребенок обладает развитым воображением, проявляет неординарность мышления, делает умозаключения, сравнивает, обобщает, классифицирует, выделяя существенные признаки;

•        ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

•        у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

•        ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам, решает проблемные ситуации;

•        ребенок проявляет любознательность; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Можно отметить, что большинство из этих возможных достижений стали реальностью в процессе систематического использования игр-фантазирований на основе  построек из лего-конструктора на протяжении старшего дошкольного детства: старшей и подготовительной к школе группы. Строясь на интегративных принципах, лего-конструирование позволяет педагогу обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования и предоставляет огромные возможности для конструктивной, творческой, поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка.

СЛАЙД № 7

Так как в нашей образовательной организации на протяжении 3 лет работает стажировочная площадка по теме «Образовательная робототехника», то применение лего-конструктора является переходным этапом дальнейшего изучения данного курса, связанного с использованием конструкторов класса ПервоРобот. Таким образом, данная преемственность способствует реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов и планируемых результатов дошкольного образования.

СЛАЙД № 8

Уважаемые коллеги, поздравляю вас с праздником, желаю всем прежде всего здоровья, терпения, и самых умных и талантливых детей. Спасибо за внимание!

Тема: Игра-фантаия на основе лего-конструктора как средство реализации ФГОС ДО

План выступления:

  1. Введение (актуальность).
  2. Понятие «игра», «игра-фантазирование».
  3. Игровой конструктор «__________________».
  4. Этапы работы в обучении детей лего-конструированию.
  5. Применение игры-фантазирования на примере сказки.
  6. Правила работы в подгруппах, роль воспитателя при организации конструктивной деятельности.
  7. Результаты использования данной технологии.
  8. Преемственность между дошкольной и начальной школьной ступенями образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность, как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.

Проектная деятельность, как средство реализации    ФГОС в     дошкольном образовании....

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС

Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся  одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных ...

Методика «Квадрат функций» как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

Что можно предпринять в дошкольной образовательной организации для развития перечисленных качеств? Насколько готовы педагогические работники к реализации Стандарта? Как спланировать методическую...

Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации ФГОС

Есть такая профессия - воспитатель. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые проявляются в повседне...

"Основы защиты детства в условиях реализации ФГОС"

Всероссийская педагогическая конференция«Основы защиты детства в условиях реализации ФГОС» — 2020Публикация материала на тему "ПОМОЩЬ ДЕТЯМ НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУА...

Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе программы «Нумикон» в условиях реализации ФГОС ДО

Наиболее сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья представляется освоение знаний из области математики....