Родительский клуб "Малыш"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5.
«Малыш»
программа родительского клуба
по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников групп раннего возраста.
Руководитель клуба:
Шапкина М.А.
воспитатель МБДОУ
детского сада №5 пгт Умба.
Участники клуба:
Родители.
2015 г.
Пояснительная записка.
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Отечественные социологические исследования В.С. Скобкина и Е.Ю. Морич выявили, что родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание ребенка, среди них: отцы - 64, 4%, матери - 82,2%. Практика и проведенные научные исследования, показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются рядом причин:
- ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
- социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
- личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях) отсутствия понимания;
- глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами, локальными войнами и т.д.).
Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением является работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, нельзя оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как работа с семьей.
По мнению специалистов, деятельность, общение педагогов и родителей должны базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи. Именно по этой причине многие детские сады ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции.
В современных социально-экономических условиях, родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско – родительских отношений.
Как показывают современные исследования, у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребенке». Авторитарность родителей приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А это, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личностного роста. Ребенок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого, возникает нарушение половой идентификации, дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины. Все эти сложности в детско-родительских отношениях говорят о необходимости целенаправленной, систематической и специально организованной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, для углубления и расширения работы с семьями воспитанников, для изменения ее содержания необходимо более широкое применение нетрадиционных методов взаимодействия.
2. Концептуальные основы, прогнозируемый результат.
Семья основной институт социализации ребенка. Это первый институт, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка. Поведение ребенка, его морально-нравственные принципы формируются семьей. В современных условиях родители заняты обеспечением материальной стороной жизни ребенка. Постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию и взаимодействию с ребенком, отсутствие места для собраний и обсуждений вопросов родителей, все это побудило к созданию родительского клуба «Кроха».
Задача дошкольного образовательного учреждениясостоит в том, чтобы выстроить эффективное взаимодействие родителей и педагогов удовлетворяющее интересы обеих сторон.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителей, воспитателей, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение родителям воспитанников знаний, формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе как к воспитывающим взрослым.
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречия между имеющимся воспитательным потенциалом семьи и его не достаточным использованием.
Решением данной проблемы, может быть создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог – ребенок - родитель».
Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести ее одновременно и параллельно. Родитель не ученик, а партнер по общению, в процессе которого педагог выходит на личный контакт с родителем и ребенком по разнообразным каналам – аудиальному, визуальному, тактильному, вербальному, предметно-действенному. Для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества. Исходя из практического опыта взаимодействие с родителями более эффективно в неформальной обстановке. Чтобы взаимодействие с родителями было регулярным, повышающим педагогическую культуру родителей возникла идея создания детско – родительского клуба «Малыш».
Цель: создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи.
Задачи:
1. Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: родителями, воспитателями;
2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста;
3. Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
4. Развивать у родителей способности рефлексии собственных возможностей в организации продуктивного воспитательного воздействия на детей.
Критерии результативности:
Повышение количественного состава участников клуба «Малыш».
Возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения.
Инициативность и активность родителей в работе клуба «Малыш».
Способность рефлексии родителями собственных возможностей.
3. Описание: стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Родительский клуб «Малыш» является неотъемлемой частью педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель - ребенок». Таким образом, работа клуба будет способствовать формированию и развитию семьи как основного института социализации и способствует адаптации семьи и ребенка в социуме. В процессе реализации программы будут проведены: анкетирование, информационные листки с фотографиями мероприятий, проведены съемки заседания клуба. Заключительным этапом является проведение мониторинга родителей об удовлетворенности их интересов в деятельности клуба.
Клуб «Малыш» - это ежемесячные мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, выпуск газет и журналов, консультации, практические обучения родителей. Заседания клуба «Малыш» проводится раз в месяц. Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.
Заседание клуба представляет форму нетрадиционного общения с родителями, например: «Круглый стол», «Устный журнал», «Педагогическая гостиная» и др.. Темы заседаний предполагают активизацию деятельности родителей в увлекательных играх и упражнениях, а также развитие мыслительной деятельности, опираясь на личные знания и опыт. В ходе заседаний, в форме неформального общения со специалистами, родители будут иметь возможность получить психолого-педагогические консультации по интересующим вопросам.
Наряду с заседаниями, родителям предоставляется возможность знакомства с литературой по воспитанию и обучению детей, наглядная информация, консультации по вопросам воспитания, информационные журналы.
Методы.
- Метод проблемной постановки вопроса.
- Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Анализ ситуации поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Способ решения педагогических задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.
- Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
- Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную. Родители, из «зрителей» и «наблюдателей», становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании.
- Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игр, все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение делиться успехами и трудностями семейного воспитания.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КЛУБА:
Подготовительный этап:
- проведение анкетирования родителей,
- обобщение результатов и выдвижение задач.
Основной этап:
-составление сценария заседаний клуба,
-собирание, интересующей родителей, информации по данной теме в шкатулку вопросов,
- подбор информации для родителей по данной теме,
- подбор информационного материала и продуктивного материала для стендов и выставок,
- подбор материалов для создания информационных журналов, памяток для родителей,
Оценочный этап:
Эффективность работы клуба оценивается по результатам численности посещения и активизации родителей на заседании клуба, для этого планируется проведение анкетирования, по разнообразию тематик выставок, при наличии отзывов в книге « Книга отзывов и предложений».
Заключительный этап:
Результаты мониторинга помогут выявить и оценить деятельность педагогов в достижении поставленной цели и решении задач, а также проанализировать эффективность использования выбранных методов и форм.
Тематический план программы детско-родительского клуба «Малыш».
Задачи:
1. Устанавливать отношения сотрудничества между родителями, воспитателями;
2. Повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста;
3. Создавать условия для развития детей в совместной деятельности родителей и педагогов.
№ | Тема мероприятия. | Цели и задачи | Форма организации | Сроки проведения | участники | |
Подготовительный этап | ||||||
1. | Анкетирование родителей «Анкета-знакомство». | Получение информации для построения оптимальных условий сотрудничества | Опрос - анкета | март | Воспитатель группы. | |
2. | Определение целей и задач программы клуба | Выстроить систему работы родительского клуба | Организация работы клуба | март | Воспитатель группы, старший воспитатель ДОУ. | |
Основной этап | ||||||
Сбор информации в шкатулку вопросов | Выявить проблемы волнующие родителей по вопросам воспитания детей; | Обработка вопросов | Воспитатель. | |||
3. | Разработка сценариев заседаний клуба. | Использовать методы и приёмы для создания оптимальных условий при сотрудничестве с семьями воспитанников. | План – конспект | до 13 марта. | Воспитатель группы. | |
4. | Подготовка стендов, информационных листов, выставка литературы в «библиотеку» для родителей по темам заседаний родительского клуба. | Предоставление информационной помощи родителям в вопросах предстоящего заседания родительского клуба. | Демонстрация готового материала. | Воспитатель группы | ||
Заседания клуба: | ||||||
1. | «Добро пожаловать в группу». | Цель: привлечь родителей к активному участию в воспитательно – образовательному процессу. | Информация, программа клуба «Малыш» в группе «Чебурашка». | март | Воспитатель группы, родительский состав. | |
2. | « Способности моего ребёнка». | цель: повышать психолого-педагогические знания родителей об возрастных особенностях своих детей. | Личная беседа с каждым родителем. | март - апрель | Воспитатели группы. | |
3. | Консультация «Театральная деятельность в детском саду и дома». | Цель: Способствовать пополнению родителей знаний о театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду. | презентация | март | Воспитатели группы, родительский состав | |
4. | «Развивающие игры своими руками». | цель: способствовать проявлению творческих способностей родителей. | Творческая мастерская | март | Воспитатель группы | |
6. | «Подарки для мам мамы» | цель: развивать умение работать на равных в паре «взрослый - ребёнок». | Акция (совместные мероприятия в группе родитель с детьми). | март | Воспитатель группы, дети | |
7. | Итоговое занятие. | цель: анализ эффективности работы клуба. | Устный журнал | май | Воспитатели группы, родительский состав | |
8. | Анкетирование родителей «О способах воспитания в семье». | Выявить проблемы волнующие родителей по вопросам воспитания своих детей для построения оптимального сотрудничества ДОУ с семьёй. | Опрос - анкета | 06 – 15 апреля | Воспитатель группы. | |
9. | «Трёхлетний ребёнок! Какой он?». | Цель: повышать психолого – педагогические знания родителей о возрастных особенностях детей; | Консультации, личные беседы с родителями | апрель | Воспитатель группы. | |
10. |
| Цели: формирование у детей и родителей культуры здоровья | Презентация помещённая в группе «Чебурашка» | апрель | Воспитатель группы. | |
11. | «Подарки для наших малышей» Святая Пасха. Оформление предметно развивающей среды. | цель: развивать умение работать родитель - воспитатель. | Акция (совместные мероприятия в группе с родителем). Хакимова Н.В. | апрель | Воспитатель группы, родитель | |
12. | «Крепкий малыш, здоровый малыш». | Цель: ознакомление родителей оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. | консультации группа «Чебурашка» | май | Воспитатель | |
13. | Родительское собрание «Крепкий малыш, здоровый малыш». | Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. | Круглый стол, презентация | май | Воспитатель | |
Оценочный этап | ||||||
1. | Сбор информации о проведенном заседании | Учет посещаемости, отзывы родителей | Блиц-опрос: -количественный состав участников клуба; - активность и эффективность (по пятибалльной шкале) | После каждого заседания | Воспитатели группы | |
Оценочный этап | |||||
1 | Голосование родителей | Результаты анкетирования | группа «Чебурашка» | май | Воспитатель группы |
Заключительный этап | |||||
1 | «Удовлетворенность взаимодействием дошкольного учреждения и семей воспитанников» | Расширенный мониторинг | Результаты мониторинга | май 2015г | Воспитатель группы, педагог-психолог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы проведения родительских встреч. Родительское собрание в первой младшей группе. « Школа молодых матерей » ТЕМА: « Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад. Сп
Задачи: Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет.2....
Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»
Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...
Групповая консультация для родителей на родительском собрании "Отношения в семье. Стили родительского воспитания"
Результаты и последствия разных стилей родительского воспитания...
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
"Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"
Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"
Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...