ЭТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА.
статья по теме
ЭТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.
Профессиональной этикой, в общем, называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне, его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Сухомлинский неоднократно подчёркивал, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми.
Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности, он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника. Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе. В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Профессиональная этика изучает :
-отношение трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
-нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
-взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, нравственные нормы свойственные для данной профессии;
-особенности профессионального воспитания.
Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участником воспитательного процесса. Педагог как субъект педагогической деятельности может занимать различные профессионально -педагогические позиции:
-активную
-творческую
-формально-ролевую
-конформистскую
-конфликтную
-открытую и закрытую.
Активная жизненная позиция человека отличается идейной принципиальность, последовательностью в отстаивании своих взглядов, единство слова и дела. Что же касается активной профессиональной позиции педагога, то она , наряду с многочисленными характеристиками , включает еще такие, как личностную направленность педагогической деятельности. Активная позиция педагога может быть как позитивной, направленной на высокие профессионально-этические ценности, так и негативной, игнорирующей эти ценности. Творческая позиция. Творчество-деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творческая позиция педагога проявляется в его умении наладить педагогическое общение, донести до учащихся необходимые знания, установить нормальные отношение с коллегами. Формально-ролевая позиция. Отношение педагога к исполнению своих ролей может быть не только творческим активным, заинтересованным, но и формальным, пассивным, незаинтересованным. Педагогическое общение в этом случае может быть формально-ролевым, регламентированными инструкциями и должностными инструкциями. Конформисткая позиция. Конформизм-понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существенного порядка вещей. Конформистская позиция означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образу, обладающему наибольшей силой давления. Конформность бывает двух типов. Первый тип конформного поведения характеризуется тем, что человек сознательно становится на сторону большинства под его давлением, однако внутренне остается при своем мнении. Но как только воздействие прекращается, он возвращается к своей первоначальной позиции. Второй характеризуется тем, что личность при разногласии мнений с другими членами группы первоначально под-страивается под общепринятую точку зрения , которая постепенно сказывается на его восприятии. Мнение становится менее устойчивым и, наконец, совпадает с позицией большинства. Конфликтная позиция." Конфликтная компетентность " педагога предполагает дифференцированный подход к конфликтам, их классификацию, выбор определенной стратегии и стиля поведения в конфликтной ситуации. В психологии получили признание следующие стили поведения в конфликтной ситуации: стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль сотрудничества, стиль компромисса. Учителю надо помнить, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. В педагогическом взаимодействии учитель может занимать открытую или закрытую позиции. Открытая позиция характеризуется открытостью в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других (учащихся , педагогов, родителей). Для закрытой позиции педагога характерны обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, отсутствие собственных суждений и сомнений, переживания, утрата эмоционально-ценностного подтекста обучения. Как субъект педагогической деятельности, педагог может занимать самые различные позиции (активную, творческую, формально-ролевую, конформистскую, конфликтную, открытую и закрытую). Сточки зрения формируемой профессионально-этической модели педагог должен занимать позитивно - активную, творчески-инновационную и стабильно - открытую позиции. Педагогическая деятельность-это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование развитие обучающихся. Профессиональная педагогическая деятельность носит преднамеренный характер. Ею занимаются специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями; для ее реализации существует определенные формы: урок и занятия; научить ребенка чему - либо ; воспитывать его; развивать его способности , интересы, мышление, память, воображение и т.д.. Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимся, их родителями, коллегами. Моральные правила педагога - психолога составляют этический кодекс, предписывающий ему определенную этическую позицию. Как любой педагог, психолог должен принимать, понимать и любить детей, хорошо знать свои профессиональные возможности и человеческие достоинства и недостатки, знакомиться с последними достижениями своей науки, новыми методами диагностики, консультирования и коррекции. Сведения о детях, имеющиеся у психолога , сугубо конфиденциальны и должны храниться в надежном месте : нельзя допускать, чтобы они попали к педагогам и родителям в своем полном виде. Сообщая педагогам и родителям какие - либо сведения, психолог обязан следить за тем , чтобы они не были использованы во вред ребенку. В случае с учащимся подросткового и юношеского возраста психолог должен получить их соглашение н а сообщение касающейся их информации третьим лицам и поставить учащихся в известность о том, что именно о них будет сказано. Психолог может соглашаться с предписываемыми ему руководством образовательного учреждения направлениями и видами работы только в том случае , если они не противоречат кодексу его профессиональной этики. Он не должен принимать участие в деятельности , которая ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность , и при этом обязан информировать свое руководство и профессиональное объединение о замеченных им случаях нарушения прав ребенка другими лицами этическая позиция базируется на задающих моральные принципы всему человечеству философии, религии, культуре, обычаях, традициях, идеологии и политике. Этическая позиция психолога в образовательном учреждении в первую очередь состоит в следующем : он обязан защищать права и интересы ребенка, всегда оставаясь на его стороне, даже перед его родителями. Этический кодекс предписывает психологу образовательного учреждения определенные нормы поведения. Психолог обязан контролировать свои эмоциональные проявления и не позволять себе таких появлений , которые могут быть неоднозначно истолкованы клиентом .При работе с ребенком не следует делать резких движений и очень громко говорить. Ситуация общения с психологом не должна вызывать у ребенка дополнительного эмоционального напряжения, напоминать экзамен или воспитательную беседу. Психолог должен хорошо представлять переживания детей того или иного возраста, иметь максимально полное представление об эмоциональной и духовной жизни ребенка. Чем младше ребенок, тем больше в общении психолога с ним должно быть игровых моментов. У ребенка необходимо создать собственную потребность в сотрудничестве с психологом иначе показанные им результаты могут неверно отразить ситуацию.
В меняющем мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч , профессия учителя остается неизменной, хотя ее содержание , условия труда, количественный и качественный характер меняются. Педагог выступает одновременно и как общественный субъект - носитель общественных знаний и ценностей, и как индивидуальный субъект педагогической деятельности. Теоретическое развитие модели личности будущего специалиста идет в направлении все более глубокого изучения профессиональной , компетентности педагога, таких ее сторон как профессиональные и педагогические знания; профессионально-педагогические умения; профессиональные психологические позиции; личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями. Профессиональные психологические позиции- это устойчивые системы отношений педагога (к учащимся, к себе, к коллегам), определяющие его поведение. Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень профессиональных притязаний педагога, его отношение к тому месту в системе общественных отношений в школе, которое он занимает, то, на которое он претендует .Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией педагога, с осознанием смысла своего труда. Становление профессиональных позиций происходит в процессе выполнения педагогических умений и реализации в ходе этого процесса различных отношений педагога к учащемуся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Г.С. Абрамова Практическая психология. ”Академический Проект” 2000.
2. Н. А. Богачкина “Шпаргалка по педагогической психологии”.
3. Н. П. Степанова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЭТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА. | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.
Профессиональной этикой, в общем, называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне, его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Сухомлинский неоднократно подчёркивал, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми.
Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности, он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника. Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе. В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Профессиональная этика изучает :
-отношение трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
-нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
-взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, нравственные нормы свойственные для данной профессии;
-особенности профессионального воспитания.
Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участником воспитательного процесса. Педагог как субъект педагогической деятельности может занимать различные профессионально -педагогические позиции:
-активную
-творческую
-формально-ролевую
-конформистскую
-конфликтную
-открытую и закрытую.
Активная жизненная позиция человека отличается идейной принципиальность, последовательностью в отстаивании своих взглядов, единство слова и дела. Что же касается активной профессиональной позиции педагога, то она , наряду с многочисленными характеристиками , включает еще такие, как личностную направленность педагогической деятельности. Активная позиция педагога может быть как позитивной, направленной на высокие профессионально-этические ценности, так и негативной, игнорирующей эти ценности. Творческая позиция. Творчество-деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творческая позиция педагога проявляется в его умении наладить педагогическое общение, донести до учащихся необходимые знания, установить нормальные отношение с коллегами. Формально-ролевая позиция. Отношение педагога к исполнению своих ролей может быть не только творческим активным, заинтересованным, но и формальным, пассивным, незаинтересованным. Педагогическое общение в этом случае может быть формально-ролевым, регламентированными инструкциями и должностными инструкциями. Конформисткая позиция. Конформизм-понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существенного порядка вещей. Конформистская позиция означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образу, обладающему наибольшей силой давления. Конформность бывает двух типов. Первый тип конформного поведения характеризуется тем, что человек сознательно становится на сторону большинства под его давлением, однако внутренне остается при своем мнении. Но как только воздействие прекращается, он возвращается к своей первоначальной позиции. Второй характеризуется тем, что личность при разногласии мнений с другими членами группы первоначально под-страивается под общепринятую точку зрения , которая постепенно сказывается на его восприятии. Мнение становится менее устойчивым и, наконец, совпадает с позицией большинства. Конфликтная позиция." Конфликтная компетентность " педагога предполагает дифференцированный подход к конфликтам, их классификацию, выбор определенной стратегии и стиля поведения в конфликтной ситуации. В психологии получили признание следующие стили поведения в конфликтной ситуации: стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль сотрудничества, стиль компромисса. Учителю надо помнить, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. В педагогическом взаимодействии учитель может занимать открытую или закрытую позиции. Открытая позиция характеризуется открытостью в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других (учащихся , педагогов, родителей). Для закрытой позиции педагога характерны обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, отсутствие собственных суждений и сомнений, переживания, утрата эмоционально-ценностного подтекста обучения. Как субъект педагогической деятельности, педагог может занимать самые различные позиции (активную, творческую, формально-ролевую, конформистскую, конфликтную, открытую и закрытую). Сточки зрения формируемой профессионально-этической модели педагог должен занимать позитивно - активную, творчески-инновационную и стабильно - открытую позиции. Педагогическая деятельность-это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование развитие обучающихся. Профессиональная педагогическая деятельность носит преднамеренный характер. Ею занимаются специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями; для ее реализации существует определенные формы: урок и занятия; научить ребенка чему - либо ; воспитывать его; развивать его способности , интересы, мышление, память, воображение и т.д.. Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимся, их родителями, коллегами. Моральные правила педагога - психолога составляют этический кодекс, предписывающий ему определенную этическую позицию. Как любой педагог, психолог должен принимать, понимать и любить детей, хорошо знать свои профессиональные возможности и человеческие достоинства и недостатки, знакомиться с последними достижениями своей науки, новыми методами диагностики, консультирования и коррекции. Сведения о детях, имеющиеся у психолога , сугубо конфиденциальны и должны храниться в надежном месте : нельзя допускать, чтобы они попали к педагогам и родителям в своем полном виде. Сообщая педагогам и родителям какие - либо сведения, психолог обязан следить за тем , чтобы они не были использованы во вред ребенку. В случае с учащимся подросткового и юношеского возраста психолог должен получить их соглашение н а сообщение касающейся их информации третьим лицам и поставить учащихся в известность о том, что именно о них будет сказано. Психолог может соглашаться с предписываемыми ему руководством образовательного учреждения направлениями и видами работы только в том случае , если они не противоречат кодексу его профессиональной этики. Он не должен принимать участие в деятельности , которая ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность , и при этом обязан информировать свое руководство и профессиональное объединение о замеченных им случаях нарушения прав ребенка другими лицами этическая позиция базируется на задающих моральные принципы всему человечеству философии, религии, культуре, обычаях, традициях, идеологии и политике. Этическая позиция психолога в образовательном учреждении в первую очередь состоит в следующем : он обязан защищать права и интересы ребенка, всегда оставаясь на его стороне, даже перед его родителями. Этический кодекс предписывает психологу образовательного учреждения определенные нормы поведения. Психолог обязан контролировать свои эмоциональные проявления и не позволять себе таких появлений , которые могут быть неоднозначно истолкованы клиентом .При работе с ребенком не следует делать резких движений и очень громко говорить. Ситуация общения с психологом не должна вызывать у ребенка дополнительного эмоционального напряжения, напоминать экзамен или воспитательную беседу. Психолог должен хорошо представлять переживания детей того или иного возраста, иметь максимально полное представление об эмоциональной и духовной жизни ребенка. Чем младше ребенок, тем больше в общении психолога с ним должно быть игровых моментов. У ребенка необходимо создать собственную потребность в сотрудничестве с психологом иначе показанные им результаты могут неверно отразить ситуацию.
В меняющем мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч , профессия учителя остается неизменной, хотя ее содержание , условия труда, количественный и качественный характер меняются. Педагог выступает одновременно и как общественный субъект - носитель общественных знаний и ценностей, и как индивидуальный субъект педагогической деятельности. Теоретическое развитие модели личности будущего специалиста идет в направлении все более глубокого изучения профессиональной , компетентности педагога, таких ее сторон как профессиональные и педагогические знания; профессионально-педагогические умения; профессиональные психологические позиции; личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями. Профессиональные психологические позиции- это устойчивые системы отношений педагога (к учащимся, к себе, к коллегам), определяющие его поведение. Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень профессиональных притязаний педагога, его отношение к тому месту в системе общественных отношений в школе, которое он занимает, то, на которое он претендует .Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией педагога, с осознанием смысла своего труда. Становление профессиональных позиций происходит в процессе выполнения педагогических умений и реализации в ходе этого процесса различных отношений педагога к учащемуся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Г.С. Абрамова Практическая психология. ”Академический Проект” 2000.
2. Н. А. Богачкина “Шпаргалка по педагогической психологии”.
3. Н. П. Степанова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России
Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 г. в г. Москве....
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О...
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога- психолога системы образования России (далее - психолог).Главной целью Этического кодекса является установле...
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).Главной целью Этического кодекса является уста...
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные видыдеятельности педагога-психолога системы образования.Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и ...
Эссе "Этический кодекс педагога- психолога"
Знать кодегс -это наука,уметь применять его-это исскуство....
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России....