Игровая поддержка ребёнка раннего возраста в адаптационный период
консультация (младшая группа) на тему

Звягина Ольга Николаевна

В жизни ребенка момент его поступления в детский сад является очень ответственным периодом. Детский сад – новое для него место с незнакомыми взрослыми.  Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.  Ребенок исследует новое пространство и вынужден в нем ориентироваться. С этой целью в групповом помещении производится переоборудование всех зон. Основное предназначение подобной трансформации – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей. Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

 

Первоначально ребенок, пришедший в группу, проходит по игровым уголкам и зонам, как на экскурсии. Чтобы решить адаптационную задачу первых дней нахождения малыша в ДОУ, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение, проявление заботы и внимания. В первые недели пребывания в детском саду многие дети еще не готовы к проявлению собственной инициативы, зато благодаря играм с воспитателем дети почувствуют поддержку и увидят, что к ним относятся с интересом. Можно выбрать с малышом любимую игрушку, которая будет ходить вместе с ним каждый день в детский сад, чтобы знакомиться там с другими игрушками. Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, как, например, любимая игра.

 

Основная задача наших игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.

 

Игра помогает малышам познакомиться с новыми условиями, окружающим миром, художественной литературой, изобразительной деятельностью. В игре очень интенсивно развивается речь ребенка.

 

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченные занятия с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

 

Я ставлю перед собой следующие задачи:

 

– преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

 

– выявление общих и индивидуальных особенностей адаптации детей раннего возраста;

 

– формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

 

Правила игр понятны любому ребенку. Ребенок получает возможность выражать свои эмоции, общаться со сверстниками, получает внутреннюю свободу. Иногда и у взрослых возникает желание поиграть, но не каждый способен преодолеть стеснение и скованность. Зато в ходе игрового общения с малышом у взрослых есть возможность вспомнить детство и поиграть с удовольствием вместе со своим ребенком. Приведу описание некоторых игр, доступных для любого возраста, которые прекрасно справляются со своим назначением: снимают тревожность у детей в первые дни адаптационного привыкания к детскому саду.

 

Игра «Колючий ежик»

 

Цели:

 

– развитие мелкой моторики и координации движений;

 

– стимуляция речевой активности.

 

Оборудование: массажный мяч.

 

Х О Д   И Г Р Ы

 

Как известно, самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Сначала надо внимательно рассмотреть массажный мячик. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Игру сопровождайте стихами:

 

«Дай ладошечку, моя крошечка,

 

Я поглажу тебя по ладошечке.

 

Ходит-бродит вдоль дорожек                                 

 

Весь в колючках серый ежик,

 

Ищет ягодки-грибочки

 

Для сыночка и для дочки».

 

Такой массаж хорошо развивает мелкую моторику пальцев и кистей, а также стимулирует интеллект малыша. Больше занимайтесь массажем пальчиков и пальчиковой гимнастикой, тогда ваш ребенок начнет развиваться активнее.

 

Игра «Легкое перышко»

 

Цели:

 

– развитие диафрагмального типа дыхания;

 

– стабилизация психоэмоционального состояния.

 

Оборудование: перышко, ленточка.

 

Х О Д   И Г Р Ы

 

Ребенок испытывает различные эмоции.  Человек может управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. Берем два разноцветных пера, соединенные нитью. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе.

 

Вдох возбуждает, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. 

 

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

 

Цели:

 

– развитие тактильного восприятия;

 

– поощрение интереса к исследовательской деятельности.

 

Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

 

Х О Д   И Г Р Ы

Оборудованием для подобных «водяных» игр могут быть фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновые игрушки. Вода обладает особой притягательной силой. Теплая вода расслабляет и успокаивает. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в нее познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Такие игры осуществляются только под присмотром воспитателя.  Ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует вытереть полотенцем.

 

Игра «Разговор с игрушкой»

 

Цели:

 

– обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний;

 

– развитие навыков речевого общения.

 

Оборудование: игрушки «бибабо».

 

Х О Д   И Г Р Ы

 

Ребенку в младшем возрасте очень сложно выразить свои мысли и объяснить, что не так. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Попробуем надеть   игрушку на руку.  Ребенок  прикасается к ней, может погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой… грустный?», «Хочет ли он подружиться с игрушкой?» и т. д. Побеседуйте друг с другом.

 

Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг.

 

Игра «Рисунки на песке»

 

Цели:

 

– развитие тактильной чувствительности;

 

– визуализация понятия «Я».

 

Х О Д   И Г Р Ы

 

Вспомним одну из самых любимых игр – занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с песком. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробегутся лисичка и зайчики, потопают слоники. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой должен получиться рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Песок помогает расслабиться: это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками, поскольку от этого происходит параллельное развитие обоих полушарий мозга.

 

От того, в каких условиях будет развиваться ребенок, зависит его будущее. В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы, такие, как память, восприятие, мышление, речь. Кто в детстве хорошо и увлеченно играл, сможет так же хорошо и увлеченно работать.

 

В Ы В О Д

 

На основе психолого-педагогических исследований я пришла к выводу, что игра является важным фактором в психическом развитии ребенка. Играя, ребенок осуществляет и совершенствует ту или иную деятельность с предложенным ему материалом. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек (материала). Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны линять и пачкать рук. Можно резюмировать, что по отношению к играм ребенку должна быть предоставлена максимальная свобода. Игры служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности. 

 

Игра является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В исследованиях, посвященных теме детской игры, отмечается, что игра пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игра способствует успешному развитию ребенка. Ребенок всегда будет играть. Благодаря играм, малыш усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество социально адаптированным к нему человеком. Поэтому использование игровых методов и приемов в первые дни пребывания детей в детском саду педагогически аргументировано и целесообразно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_sektsii_rannego_vozrasta_avgust_2014.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ   «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

Игровая поддержка ребёнка раннего возраста в адаптационный период

(выступление на секции воспитателей

раннего возраста 25.08.2014г. )

Подготовила: воспитатель МАДОУ

«Центр развития ребенка - детский сад № 33«Радуга»

                                                                                                             Звягина Ольга Николаевна

             

                                     Губкин 2014 г.

В жизни ребенка момент его поступления в детский сад является очень ответственным периодом. Детский сад – новое для него место с незнакомыми взрослыми.  Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.  Ребенок исследует новое пространство и вынужден в нем ориентироваться. С этой целью в групповом помещении производится переоборудование всех зон. Основное предназначение подобной трансформации – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей. Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

Первоначально ребенок, пришедший в группу, проходит по игровым уголкам и зонам, как на экскурсии. Чтобы решить адаптационную задачу первых дней нахождения малыша в ДОУ, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение, проявление заботы и внимания. В первые недели пребывания в детском саду многие дети еще не готовы к проявлению собственной инициативы, зато благодаря играм с воспитателем дети почувствуют поддержку и увидят, что к ним относятся с интересом. Можно выбрать с малышом любимую игрушку, которая будет ходить вместе с ним каждый день в детский сад, чтобы знакомиться там с другими игрушками. Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, как, например, любимая игра.

Основная задача наших игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.

Игра помогает малышам познакомиться с новыми условиями, окружающим миром, художественной литературой, изобразительной деятельностью. В игре очень интенсивно развивается речь ребенка.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченные занятия с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Я ставлю перед собой следующие задачи:

– преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

– выявление общих и индивидуальных особенностей адаптации детей раннего возраста;

– формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Правила игр понятны любому ребенку. Ребенок получает возможность выражать свои эмоции, общаться со сверстниками, получает внутреннюю свободу. Иногда и у взрослых возникает желание поиграть, но не каждый способен преодолеть стеснение и скованность. Зато в ходе игрового общения с малышом у взрослых есть возможность вспомнить детство и поиграть с удовольствием вместе со своим ребенком. Приведу описание некоторых игр, доступных для любого возраста, которые прекрасно справляются со своим назначением: снимают тревожность у детей в первые дни адаптационного привыкания к детскому саду.

Игра «Колючий ежик»

Цели:

– развитие мелкой моторики и координации движений;

– стимуляция речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Х О Д   И Г Р Ы

Как известно, самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Сначала надо внимательно рассмотреть массажный мячик. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Игру сопровождайте стихами:

«Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек                                  

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки».

Такой массаж хорошо развивает мелкую моторику пальцев и кистей, а также стимулирует интеллект малыша. Больше занимайтесь массажем пальчиков и пальчиковой гимнастикой, тогда ваш ребенок начнет развиваться активнее.

Игра «Легкое перышко»

Цели:

– развитие диафрагмального типа дыхания;

– стабилизация психоэмоционального состояния.

Оборудование: перышко, ленточка.

Х О Д   И Г Р Ы

Ребенок испытывает различные эмоции.  Человек может управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. Берем два разноцветных пера, соединенные нитью. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе.

Вдох возбуждает, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц.  

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

Цели:

– развитие тактильного восприятия;

– поощрение интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

Х О Д   И Г Р Ы

Оборудованием для подобных «водяных» игр могут быть фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновые игрушки. Вода обладает особой притягательной силой. Теплая вода расслабляет и успокаивает. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в нее познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Такие игры осуществляются только под присмотром воспитателя.  Ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует вытереть полотенцем.

Игра «Разговор с игрушкой»

Цели:

– обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний;

– развитие навыков речевого общения.

Оборудование: игрушки «бибабо».

Х О Д   И Г Р Ы

Ребенку в младшем возрасте очень сложно выразить свои мысли и объяснить, что не так. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Попробуем надеть   игрушку на руку.  Ребенок  прикасается к ней, может погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой… грустный?», «Хочет ли он подружиться с игрушкой?» и т. д. Побеседуйте друг с другом.

Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг.

Игра «Рисунки на песке»

Цели:

– развитие тактильной чувствительности;

– визуализация понятия «Я».

Х О Д   И Г Р Ы

Вспомним одну из самых любимых игр – занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с песком. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробегутся лисичка и зайчики, потопают слоники. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой должен получиться рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Песок помогает расслабиться: это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками, поскольку от этого происходит параллельное развитие обоих полушарий мозга.

От того, в каких условиях будет развиваться ребенок, зависит его будущее. В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы, такие, как память, восприятие, мышление, речь. Кто в детстве хорошо и увлеченно играл, сможет так же хорошо и увлеченно работать.

В Ы В О Д

На основе психолого-педагогических исследований я пришла к выводу, что игра является важным фактором в психическом развитии ребенка. Играя, ребенок осуществляет и совершенствует ту или иную деятельность с предложенным ему материалом. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек (материала). Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны линять и пачкать рук. Можно резюмировать, что по отношению к играм ребенку должна быть предоставлена максимальная свобода. Игры служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.  

Игра является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В исследованиях, посвященных теме детской игры, отмечается, что игра пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игра способствует успешному развитию ребенка. Ребенок всегда будет играть. Благодаря играм, малыш усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество социально адаптированным к нему человеком. Поэтому использование игровых методов и приемов в первые дни пребывания детей в детском саду педагогически аргументировано и целесообразно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...

Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период

Задачи статьи:- познакомить с нетрадиционными способами поддержки ребенка в адаптационный период;- развивать направленность на понимание внутреннего мира ребенка, его эмоционального состояния;- ...

Методическая разработка «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

Методическое пособие представляет практический материал для педагогов работающих с детьми раннего возраста.  В пособии подробно изложены приемы и рекомендации использования нетрадиционных способо...

Консультация для родителей «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период"

Каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т.е. становиться   способным  жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. В детском саду маленьки...

Презентация « В детский сад без слез. Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

Дети, с разной степенью социальной готовности при поступлении в детский сад, изначально имеют неодинаковые стартовые возможности. Поэтому, именно период адаптации, позволяет устранить данную проблему....

Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период в условиях пребывания в ДОО

Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в период адаптации в ДОО...