Проект «Методическое руководство переходом ДОУ на ФГОС ДО»
методическая разработка на тему
«Новый стандарт должен гарантировать
качественное дошкольное образование каждому ребёнку.
ФГОС должен быть нацелен на главный результат –
социализацию ребёнка, потребность в творчестве,
любознательность, мотивацию в достижении успеха».
Александр Асмолов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_metodicheskoe_rukovodstvo_perehodom_dou_na_oop_do_-_mbdou_ulybka.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Улыбка» с. Александровское»
Проект
«Методическое руководство
переходом ДОУ на ФГОС ДО»
Руководители проекта:
Жданова Анжела Михайловна – старший воспитатель
Зарубина Ирина Александровна – воспитатель
«Новый стандарт должен гарантировать
качественное дошкольное образование каждому ребёнку.
ФГОС должен быть нацелен на главный результат –
социализацию ребёнка, потребность в творчестве,
любознательность, мотивацию в достижении успеха».
Александр Асмолов
Актуальность проекта:
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования — впервые в истории российского образования.
В настоящее время к ДОУ предъявляются определённые требования: выполнение государственного заказа – задания, совершенствования качества образовательных услуг, взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач.
Для осуществления образовательной деятельности ДОУ существует ряд обязательных документов, составляющих её нормативную базу: устав, программа развития, образовательная программа, годовой, индивидуальные планы.
Все вышеперечисленные программы и планы должны быть взаимосвязанны, взаимодополняемы и составлять целостную систему - только в этом случае можно говорить о целостности планово-прогностической функции управления. Такая иерархия планов предусматривает реализацию принципов последовательности, системности и преемственности в воспитании дошкольников.
Внесенные изменения не должны быть формальными, эти корректировки обязательно сопровождаются конкретными преобразованиями всего педагогического процесса.
Все выше сказанное, а так же неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС ДО вызвала необходимость разработки проекта «Методическое руководство переходом ДОУ на ФГОС ДО».
Постановка проблем, на решение которых направлен проект:
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Следовательно можно говорить и об изменениях образовательного процесса в ДОУ. И вместо десяти образовательных областей (представленных в утратившим силу ФГТ) теперь их пять (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Следовательно, основные образовательные программы также необходимо обновить.
Одной из важнейших задач методической службы ДОУ является ознакомление воспитателей с сущностью и спецификой деятельности по внедрению ФГОС в сфере дошкольного образования. Рассмотреть возможности, сильные и слабые стороны различных: организационных форм (моделей) дошкольного образования. А также совершенствовать организаторские умения на основе анализа основных ценностных и целевых ориентиров, изменений в действующем законодательстве. Развивать способности к самостоятельному решению педагогических проблем в процессе реализации ФГОС на основе базовых теоретических подходов, умения. Воспитывать толерантность, инициативность, самостоятельность, рефлексивность, осознанное отношение к управлению на основе федерального государственного образовательного стандарта как средству обеспечения развития сферы дошкольного образования.
По результатам диагностики педагогов (на основе самооценки) выявлены уровни их готовности к введению ФГОС ДО:
Сводная таблица по результатам диагностики уровней готовности педагогов
к введению ФГОС ДО на основе их самооценки
Критерии готовности | Уровни готовности (%) |
Когнитивная готовность | В- 44% С- 22% Н- 33% |
Мотивационная готовность | В- 22% С- 22% Н- 55,5% |
Личностная готовность | В- 67% С- 33% Н- 0% |
Технологическая готовность | В- 78% С- 22% Н- 0% |
Педагоги имеют достаточно высокий уровень личностной (67%) и технологической (78%) готовности, средний уровень когнитивной готовности и достаточно низкий уровень мотивационной готовности.
Так же выявились основные затруднения у педагогов на этапе введения ФГОС ДО:
- смутное представление по переходу на ФГОС ДО;
- отсутствие опыта разработки модели воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Следовательно, мы видим противоречие между новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО и недостаточной подготовленностью педагогов к их внедрению.
Отсюда вытекает ряд проблем, которые затрудняют переход на ФГОС ДО:
1. Нормативно-правовая документация:
- отсутствие нормативно-правовой базы ДОУ в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО;
2. Кадровое обеспечение:
- недостаточный уровень подготовки педагогов по введению ФГОС ДО;
3. Финансово-хозяйственная деятельность:
- недостаточное финансирование по организации образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО;
4. Научно-методическое обеспечение:
- отсутствие программно-методического обеспечения согласно требованиям ФГОС ДО;
5. Информационное обеспечение:
- недостаточное обеспечение современными техническими средствами ДОУ;
- недостаточное владение коллективом современными коммуникативно-информационными технологиями.
Объект проектной деятельности: профессиональная деятельность администрации и педагогов ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО, разработка и реализация ООП ДО.
Предмет проектной деятельности: готовность администрации и педагогов ДОУ к реализации ФГОС ДО.
Назначение проекта:
Определение стратегического и тактического планов действий по реализации ФГОС ДО всеми участниками образовательного процесса.
Цель проекта:
Создание системы организационно-управленческого и методического обеспечения по организации и введению ФГОС ДО, разработка ООП и ее внедрение.
Задачи проекта:
- привести в соответствие с требованиями ФГОС ДО нормативно-правовую базу ДОУ;
- создать условия для введения и реализации ФГОС ДО в ДОУ;
- повысить уровень подготовки педагогов по внедрению ФГОС ДО;
- сформировать положительную мотивацию у сотрудников к инновационным внедрениям в ДОУ;
- разработать систему педагогических мероприятий;
- пополнить программно-методическое обеспечение согласно ФГОС ДО;
- обеспечить ДОУ техническими средствами;
- оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности педагогов к переходу на ФГОС ДО;
- разработать ООП ДОУ.
Гипотеза:
Если на базе ДОУ организовать систематическую методическую работу по изучению ФГОС ДО и разработке ООП, то к запланированному сроку ФГОС ДО будет введен в ДОУ.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Материально-техническое обеспечение проекта:
- наличие компьютерной техники;
2. Кадровые ресурсы:
- администрация и педагоги ДОУ (имеющие мотивированность и теоретическую подготовку педагогов, на основе которой будет построена работа);
- привлечение специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров;
3. Информационные ресурсы:
- библиотека методического кабинета, информационные стенды, стационарная и сотовая телефонная связь, интернет-ресурсы;
4. Нормативно-правовые ресурсы:
- наличие банка данных нормативно-правовых документов разного уровня;
Этапы реализации проекта:
I этап – организационно-подготовительный (апрель 2014 г. –сентябрь 2014 г.)
Содержание этапа:
- Осмысление цели и задач работы с педагогическим коллективом по формированию профессиональной готовности к реализации ФГОС ДО;
- Изучение нормативно-правовой базы;
- Анализ состояния готовности ДОУ к внедрению ФГОС ДО;
- Разработка плана мероприятий по введению ФГОС ДО;
- Создание рабочей группы по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
II этап – поисково- деятельностный (сентябрь 2014 г. – апрель 2015г.)
Содержание этапа:
- Разработка Основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
- Организация повышения квалификации педагогов;
III этап – внедренческий (май 2015 г. – январь 2016 г.)
Содержание этапа:
- Мониторинг условий реализации ФГОС ДО;
- Реализация Основной общеобразовательной программы ДОУ;
- Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях внедрения ФГОС ДО;
Поэтапный план реализации проекта:
Задачи | Сроки | Содержание и формы работы | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) |
I этап – организационно-подготовительный | ||||
1. Организовать изучение нормативно- правовой базы обновления содержания дошкольного образования: | Апрель 2014 г. | 1. Изучить: - Приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования | Знание содержания нормативных документов | Жданова А.М., Зарубина И.А. - старший воспитатель |
2. Осмысление цели и задач работы с педагогическим коллективом по формированию профессиональной готовности к реализации ФГОС ДО | Апрель 2014 г. | Установочное совещание по внедрению ФГОС ДО | Информированность педагогов о процессе внедрения ФГОС ДО в ДОУ | Жданова А.М., Зарубина И.А. - старший воспитатель |
3. Анализ состояния готовности ДОУ к внедрению ФГОС ДО; | Апрель - май2014 | - Мониторинг по выявлению готовности педагогов к введению ФГОС ДО - Тестирование педагогов с целью выявления знаний ФГОС (предполагается самостоятельное ознакомление педагогов с ФГОС; далее оценка ознакомления) | Аналитическая справка | Жданова А.М., Зарубина И.А. - старший воспитатель |
4. Проведение серии консультаций и семинаров по изучению ФГОС ДО | В течение 2014-2015 уч. года | Консультации, семинары, работа по самообразованию | Повышение профессионального и педагогического мастерства | Жданова А.М., Зарубина И.А. - старший воспитатель |
5. Изучение материалов по вопросам реализации ФГОС ДО | В течение 2014-2015 уч. года | Поиск и подбор литературы по вопросам введения ФГОС ДО, информационных ресурсов в сети Интернет, изучение периодической печати. | Тематическая папка «ФГОС ДО» | Все педагоги ДОУ |
6. Создание рабочей группы по введению ФГОС ДО | Апрель 2014 г. | Выбор членов рабочей группы по введению ФГОС ДО | Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС ДО, Положение о рабочей группе по введению ФГОС ДО | Зарубина И.А. – и.о. заведующего ДОУ |
7. Составление плана работы рабочей группы по введению ФГОС ДО | Апрель 2014 г. | Заседание рабочей группы по введению ФГОС ДО | План работы по по введению ФГОС ДО | Жданова А.М., Зарубина И.А. - старший воспитатель |
8. Мониторинг оценки стартовых условий введения ФГОС ДО в ДОУ | Апрель 2014 г. | Мониторинг оценки стартовых условий введения ФГОС ДО в ДОУ | Аналитическая справка | Методический отдел РОО |
II этап – поисково-деятельностный | ||||
1.Включение в годовой план работы ДОУ на 2014-2015 уч.г. постоянно действующий теоретический семинар по изучению ФГОС ДО | 2014-2015 уч. год | Семинар – практикум по изучению и внедрению ФГОС ДО (Приложение 1) | Примерный план семинара –практикума для воспитателей ДОУ «Изучение и внедрение ФГОС ДО» | Жданова А.М., Зарубина И.А. - старший воспитатель |
2. Размещение на сайте ДОУ информации для родителей о ФГОС ДО | 2014-2015 уч. год | Информации для родителей о ФГОС ДО (нормативно-правовые документы, консультации) | Информированность родителей о процессе внедрения ФГОС ДО в ДОУ | Жданова А.М. - старший воспитатель |
3. Разработка (внесение изменений в соответствии с ФГОС ДО) Основной образовательной программы ДОУ | октябрь 2014 г. – апрель 2015г | Педагогический совет «Разработка ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Заседание рабочей группы по введению ФГОС ДО | ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Протокол | Жданова А.М., старший воспитатель |
4. Составление плана-графика повышения квалификации для руководящих и педагогических работников ДОУ | В течение 2014-2015 уч. года | План-график повышения квалификации для руководящих и педагогических работников ДОУ | Повышение профессионального и педагогического мастерства | Симон З.А. – заведующий ДОУ |
5. Развитие рефлексивных способностей и потребностей в самопознании | Сентябрь 2014 | 1. Заседание рабочей группы «Модель образовательного процесса» - выстраивание модели образовательного процесса по каждой образовательной области | Циклограмма деятельности педагога | Жданова А.М., старший воспитатель; Рабочая группа |
6. Корректировка режима дня в соответствии с ФГОС ДО | Октябрь 2014 | 1.Заседание рабочей группы «Коррекция режима дня» | Режим дня в соответствии с ФГОС ДО во всех возрастных группах | Жданова А.М., старший воспитатель; Рабочая группа |
7. Определение форм образовательной работы с детьми по каждой образовательной области; Анализ развивающей среды | Ноябрь 2014 | Консультация | Перечень форм образовательной деятельности по образовательным областям; | Жданова А.М., старший воспитатель; Рабочая группа |
8. Написание пояснительной записки | Январь 2015 | Написание пояснительной записки к ООП ДО | Пояснительная записка к ООП ДО | Жданова А.М., старший воспитатель; Рабочая группа |
9. Разработка основной и дополнительной части ООП ДО | Февраль – апрель 2015 | Заседание рабочей группы «Разработка основной и дополнительной части ООП ДО» | Основная и дополнительная части ООП ДО | Жданова А.М., старший воспитатель; Рабочая группа |
10. Утверждение проекта ООП ДО | Август 2015г. | Педагогический совет «Утверждение проекта Основной общеобразовательной программы ДОУ» | Проект Основной общеобразовательной программы ДОУ | Симон З.А. – заведующий ДОУ |
11. Корректировка перспективных планов образовательной работы в соответствии с Основной общеобразовательной программой ДОУ | Сентябрь - октябрь 2015 | 1. Заседание рабочей группы «Перспективное планирование в соответствии с ООП ДОУ» | Перспективные планы | Рабочая группа |
12. Участие педагогов в муниципальных и районных семинарах, конференциях. Совещаниях по вопросам введения ФГОС ДО | В течение 2014-2015 уч. года | Участие педагогов в муниципальных и районных семинарах, конференциях. Совещаниях по вопросам введения ФГОС ДО | Повышение профессионального и педагогического мастерства | Жданова А.М., старший воспитатель; |
13. Создание библиотеки методической литературы в соответствии с ФГОС ДО | В течение 2014-2015 уч. года | Подбор методической литературы | Библиотеки методической литературы в соответствии с ФГОС ДО | Педагоги ДОУ |
III этап – внедренческий | ||||
1. Оценка эффективности реализации ООП ДОУ | Сентябрь 2015 – январь 2016 |
| - Аналитическая справка - Повышение профессионального и педагогического мастерства | Жданова А.М., старший воспитатель; Рабочая группа |
2.Размещение на сайте ДОУ информации о ФГОС ДО (ООП ДОУ) | Январь 2016 | Информация на сайте ДОУ о ФГОС ДО (ООП ДОУ) | Информированность общественности о процессе внедрения ФГОС ДО в ДОУ | Жданова А.М.- старший воспитатель |
3. Мониторинг оценки стартовых условий введения ФГОС ДО в ДОУ | 2016 г. | Мониторинг оценки стартовых условий введения ФГОС ДО в ДОУ | Аналитическая справка | Методический отдел РОО |
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
№ п/п | Критерии | Показатели |
1. | Знание нормативных документов по реализации ФГОС ДО | - повышение качества профессиональной деятельности |
2. | Знание программ и технологии разработки программ | - разработка основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО; - логическая структурированность, идейная целостность образовательной программы; - создание рабочих программ на основе ООП |
3. | Готовность педагогов использовать технологии, отвечающие ФГОС ДО | - обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах, педагогических советах, самообразовательная деятельность; |
4. | Профессиональная рефлексия | - организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС |
5. | Решение проблемы выбора программно-методического обеспечения согласно требованиям ФГОС ДО; | - программно-методического обеспечения согласно требованиям ФГОС ДО; |
6. | Информационное обеспечение | - обеспечение ДОУ современными техническими средствами |
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий:
В ходе реализации проекта возможны:
1. Фрагментарность восприятия и реализации в собственной деятельности идей ФГОС ДО (коррекция возможна через методическое сопровождение);
2. Профессиональное отчуждение, которое может быть выражено в нежелании серьезно заниматься повышением профессиональной компетентности (коррекция возможна через психологическое и методическое сопровождение, а также административное воздействие);
Список используемой литературы:
1. Асмолов А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – стандарт развития
http://www.tc-sfera.ru/posts/asmolov-ag-federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart-doshkolnogo-obrazovaniya
2.АтароваА.Н. и др. ФГОС дошкольного образования: смыслы и перспективы: путеводитель по стандарту в схемах и таблицах.- СПб.: СПб АППО, 2013. – 45с.
3. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе внедрения ФГОС – Справочник старшего воспитателя.-№4/2014
4.Белая К.Ю. Программы и планы в ДОУ.- ТС Сфера, 2014
5. Волосовец Т.В. ФГОС дошкольного образования: проблемы и пути их решения
6. Выступления участников Всеросийской конференции в РАН
http://www.tc-sfera.ru/posts/pervyy-den-vserossiyskoy-konferencii-v-rao
7. Майер А.А. Контексты ФГТ и ФГОС
http://www.tc-sfera.ru/posts/aa-mayer-konteksty-fgt-i-fgos-fragmenty-vystupleniya
8.Рубцов В.В. Подготовка педагогов для реализации ФГОС дошкольного образования
http://www.tc-sfera.ru/posts/podgotovka-pedagogov-dlya-realizacii-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya
9.ФГОС дошкольного образования – нестандартный стандарт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект методической работы
Проект адресован заместителям заведующего детского сада, методистам. Прилагаются конспекты семинара, практикума для работы с воспитателями....
проект "Методическое сопровождение внедрения ФГТ в ДОУ"
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, спосо...
Проект. Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.
Практические занятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышение культуры общения между педагогами....
проект "Методическое сопровождение внедрения ФГТ в ДОУ"
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, спосо...
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельно...
Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана - проекта инновационной площадки МДОУ ДС № 202»
Основной целью инновационной деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Инновационный прое...
методический проект "Методическое сопровождение введение ФГОС ДО в практику дошкольного образовательного учреждения"
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в ду...