Влияние дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников.
статья по теме

Развитие детского восприятия определяется общим развитием предметно-практической деятельности ребенка. Специально подобранныедидактические игры дают существенный толчок для развития и формирования сенворного восприятия детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

воспитателя средней группы Мусатовой Т.Т.

2015г.

Влияние дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников.

1.  Сенсорное развитие и дидактические игры

На протяжении дошкольного детства происходит значительное сенсорное развитие - двигательных, пространственных, предметных и других видов ощущений. Развиваются и кожные ощущения, возрастает точность восприятия фактуры, формы, размера предметов при осязании.

Дошкольный возрастной период характеризуется переходом от использования предметных образцов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям основных разновидностей каждого свойства. К 6-летнему возрасту у ребёнка формируется сравнительно полный набор таких эталонов: система цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем языка и т.д. Благоприятные условия для их освоения складываются в различных видах продуктивной деятельности, в процессе которой происходит и усвоение словесных обозначений основных разновидностей свойств.

Таким образом, при организации игровой деятельности необходимо задействовать в процессе решения задач как можно больше сенсомоторной информации, поскольку ещё М. Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребёнок формирует запас понятий, которыми оперирует интеллект.

Процесс развития мыслительных процессов включает в себя развитие памяти, воображения, мышления, совершенствование восприятия.

Процесс развития восприятия является одним из важнейших в познавательной деятельности дошкольника. Также можно подчеркнуть и особенности взаимосвязи зрительного восприятия и ориентировочных действий в процессе становления и взросления ребёнка.

Необходимо отметить и то, что развитие образов восприятия у ребенка происходит в процессе выполнения им все более сложных перцептивных действий. При этом овладение каждым новым их типом проходит ряд этапов. На первом из них выявление ребенком свойств предметов, учет которых необходим для выполнения практического действия, осуществляется в самом процессе такого действия, а результат достигается путем практических проб. Затем начинает складываться ориентировочное действие, предшествующее практическому,  и позволяющее ребенку обследовать нужные свойства и отношения предметов, используя внешние приемы (ощупывание, наложение, прикладывание друг к другу и т.п.). На втором этапе в ориентировочных действиях место внешних приемов занимают движения воспринимающих органов - осматривающего предметы глаза, ощупывающей их руки, при помощи которых создается образ ситуации, предопределяются направление практических действий. Наконец, на третьем этапе сложившиеся перцептивные действия начинают осуществляться без видимых внешних проявлений: ребенку достаточно бросить взгляд на предметы, чтобы обнаружить их свойства и отношения, важные для решения практической задачи.

В конечном итоге, развитие детского восприятия определяется общим развитием предметно-практической деятельности ребенка. Так, развитие зрительного восприятия происходит на первом году жизни в связи с формированием хватания и удерживания предметов, передвижения ребенка в пространстве; на втором-третьем году жизни - в связи с усвоением способов употребления предметов, применения простейших орудий. В последующие годы дошкольного детства зрительное восприятие развивается главным образом на основе продуктивных видов деятельности, требующих детального анализа формы предметов, их внутреннего строения, отношений по величине и т.п.

По мнению психологов необходимо учитывать следующее: без специального обучения этот процесс в дошкольном возрасте характеризуется слитностью и неточностью; чем младше ребёнок, тем большую роль в развитии восприятия играют его собственные практические действия; для интенсификации этого процесса огромное значение имеет включение игры и речи взрослого в процесс восприятия ребёнком окружающего мира.

Таким образом, специально подобранные дидактические игры дают существенный толчок  для развития и формирования  сенсорного восприятия детей дошкольного возраста.

2. Система дидактических игр и упражнений для сенсорного развития детей.  

Дидактические игры оказывают положительное влияние на сенсорное развитие дошкольников.

В подтверждение этого подобраны дидактические игры и упражнения для сенсорного развития дошкольников (Приложения 1-). В зависимости от конкретных условий (возраста ребенка, уровня его сенсорного развития и т.д.) их можно использовать по выбору: заменять отдельные игры и упражнения другими аналогичными.

Дидактические игры для детей дошкольного возраста должны подбираться по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.

Педагог должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.

Большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей, построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях.

Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и домино предназначены только для использования вне занятий.

Дидактические игры для сенсорного развития детей следует отличать от продуктивных видов деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Начиная с трех лет, обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.

Заключение

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как воспитателем.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный сенсорный опыт.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в сенсорном развитии определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Ребенок-дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т.е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами - примериванием и зрительной ориентировкой.

На основе этих задач подобрана система дидактических игр, способствующая сенсорному развитию дошкольников.

Игры-занятия для детей дошкольного возраста предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.

Проведенная экспериментальная работа показала, что предлагаемая система игр дает хорошие результаты. В группе из 8 детей среднего дошкольного возраста в результате проведенных мероприятий по сенсорному развитию уровень данного качества детей повысился.

Таким образом,  доказано - постоянное вовлечение ребёнка в специально организованную дидактическую игру стимулирует его сенсорное развитие.

Список используемой литературы.

Аванесова, В.А. Дидактические игры для дошкольников. - М. Просвещение, 1982.

Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.: ил.

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 1978 г.

Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. -128 с., ил.

Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И.М. Кононова и др.// Под ред. С.Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с., 4 л. ил.

Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. - М., 1978.

Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. - М., 1980.

Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании. - М., 1973 г.

Козлов, Н.А. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург, 1998. - 136 с.

Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1964 - 478 с.

Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

Логинова, В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. - М Просвещение, 1988.

Люблинская, А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971.

.Маркова, Т.А. Творческие игры дошкольников по сюжетам детских книг советских писателей // Творческие игры дошкольников в детском саду / Сост. Д.В. Менджерицкая, К.П. Татищева- 1951.

Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А.Марковой. - Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. - М., 1986 г.

Никитин, Б.П. Развивающие игры. - М., 1994. - 189 с.

Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста./ Под ред. Д.П. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988. - 189 с.

Рогов, Н.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999. - Кн. 1, 214 с.

Руководство практического психолога./ Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999.

Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. - 215 с.

Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982 г.

Степанов, С.С. Психологический словарь для родителей. - М., 1996.

Стребелева, Е.А. Обучение дошкольников. - М.,1993 г.

.Шапарь, В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 808 с.

Эльконин, Д.Б. Детская психология. - М., 1960.

Эльконин, Д.Б. Психологические игры. - М., 1978. - 301 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние дидактических игр на интеллектуальное развитие дошкольников»

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнк...

Влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей

Влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей...

Консультация для родителей: «Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.       Сенсорное развитие ребёнка  -  это развитие его восприятия и формирование представлений...

Консультация для педагогов. Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего возраста.

Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего возраста. В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания ...

Доклад на педсовет: Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобал...

Консультация для педагогов "Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей раннего возраста".

Консультация для педагогов   «Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей раннего возраста»...