Консультация «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности»
статья (младшая группа) на тему

Гончарова Любовь Ивановна

Личность ребенка формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных. Внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно и согласно определенным целям.

Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Главная роль трудового воспитания детей – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Со временем становления дошкольного воспитания знания о труде рассматриваются как важнейшие в содержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку – труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе, помогать взрослым и заботиться о малышах.

Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать три основные задачи:

Первая группа задач направлена на ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребенок, воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых.

Вторая группа задач направлена на формирование самой трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этой группы задач зависит включение ребенка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда.

Третья группа задач направлена на воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде.

Все названные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе детского сада. Центральным звеном в содержании программы трудового воспитания дошкольников выступают знания о труде. Это обусловлено тем, что именно знания о труде обеспечивают с одной стороны, успешное развитие познавательной, игровой, трудовой деятельности ребенка, а с другой стороны – выступают внутренним условием воспитания трудовой направленности детской личности, воспитания нравственного отношения к труду.

В труде у ребенка формируются такие качеств как чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность. Трудовое поручение может значительно организовать поведение ребенка. Непоседа проявляет усидчивость и сосредоточенность, медлительный – смекалку и ловкость, шалун – терпение и деловитость, неумейка – старание и желание сделать как можно лучше (при условии, что поручение заинтересовало ребенка).

Если ребенок систематически участвует в труде, это сказывается положительно на формирование личностных качеств; он приобретает готовность к труду; на практике познает, что такое заботливость, бережливость, начинает осознавать значение и цену труда взрослых. К ребенку постепенно приходит чувство уважения к делам взрослых, стремление помогать им, появляется умение видеть непорядок в окружающем и устранять его по собственной инициативе.

Трудовое воспитание ребенка начинается с выработки у него навыков самообслуживания. Удобный момент для этого наступает тогда, когда малыш впервые заявляет: «Я сам». Это одно из ценных свойств психики развивающегося ребенка – своеобразное стремление к независимости от опекающих его взрослых. Важно не пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность.

В два – три года малыша необходимо учить самостоятельно снимать и надевать одежду, обувь, расстегивать пуговицы, складывать свою одежду, можно поручить поставить на стол хлебницы, салфетницы.

К концу пребывания в младшей группе детей привлекают к дежурству по столовой. Они с большим удовольствием помогают няне: раскладывают ложки, хлебницы, вместе с воспитателем поливают комнатные растения и посадки на грядках. В этом возрасте у малышей воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в групповой комнате и на участке, приучают испытывать удовольствие от чистоты и порядка в окружающем.

Дети четырех – пяти лет принимают участие в хозяйственных делах: содержат в порядке игрушки, вытирают пыль, поливают комнатные растения, следят за своими вещами, сервируют столы.

Старшему дошкольнику доступны более сложные поручения, которые могут стать его постоянными обязанностями. Конечно, труд не должен переутомлять ребенка, но его трудовая деятельность должна содержать достаточную нагрузку. Все, что легко и просто не способствует поддержанию интереса, так же как и то, что очень трудно. Если ребенок работает без должного напряжения, то у него невольно формируется неправильное представление о труде, как о деятельности легкой, незначительной и необязательной. Ребенок станет ценить и уважать труд, когда имеет представление о нем, как о деятельности, требующей физических усилий и терпения, сделанное своими руками ребенок ценит и бережет. Подражая взрослым, ребенок старается сделать как они, перенимает рациональные приемы работы, учится логической последовательности трудовых операций. Результаты труда имеют большое воспитательное значение, они приносят детям радость, удовлетворение от проделанной работы. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для него нелегко. Трудно потому, что это связано с проявлением воли, которая у него недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он пережил радость от того, что преодолел трудность, довел дело до конца. Только добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых маленьких успехов способствует воспитанию положительных черт личности.

В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_razvit_lichnosti_reben_v_trude.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Консультация  

     «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности»                                                                                                                                                                                                                                                                            

Личность ребенка формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных. Внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно и согласно определенным целям.

Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Главная роль трудового воспитания детей – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Со временем становления дошкольного воспитания знания о труде рассматриваются как важнейшие в содержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку – труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе, помогать взрослым и заботиться о малышах.

Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать три основные задачи:

Первая группа задач направлена на ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребенок, воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых.

Вторая группа задач направлена на формирование самой трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этой группы задач зависит включение ребенка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда.

Третья группа задач направлена на воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде.

Все названные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе детского сада. Центральным звеном в содержании программы трудового воспитания дошкольников выступают знания о труде. Это обусловлено тем, что именно знания о труде обеспечивают с одной стороны, успешное развитие познавательной, игровой, трудовой деятельности ребенка, а с другой стороны – выступают внутренним условием воспитания трудовой направленности детской личности, воспитания нравственного отношения к труду.

В труде у ребенка формируются такие качеств как чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность. Трудовое поручение может значительно организовать поведение ребенка. Непоседа проявляет усидчивость и сосредоточенность, медлительный – смекалку и ловкость, шалун – терпение и деловитость, неумейка – старание и желание сделать как можно лучше (при условии, что поручение заинтересовало ребенка).

Если ребенок систематически участвует в труде, это сказывается положительно на формирование личностных качеств; он приобретает готовность к труду; на практике познает, что такое заботливость, бережливость, начинает осознавать значение и цену труда взрослых. К ребенку постепенно приходит чувство уважения к делам взрослых, стремление помогать им, появляется умение видеть непорядок в окружающем и устранять его по собственной инициативе.

Трудовое воспитание ребенка начинается с выработки у него навыков самообслуживания. Удобный момент для этого наступает тогда, когда малыш впервые заявляет: «Я сам». Это одно из ценных свойств психики развивающегося ребенка – своеобразное стремление к независимости от опекающих его взрослых. Важно не пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность.

В два – три года малыша необходимо учить самостоятельно снимать и надевать одежду, обувь, расстегивать пуговицы, складывать свою одежду, можно поручить поставить на стол хлебницы, салфетницы.

К концу пребывания в младшей группе детей привлекают к дежурству по столовой. Они с большим удовольствием помогают няне: раскладывают ложки, хлебницы, вместе с воспитателем поливают комнатные растения и посадки на грядках. В этом возрасте у малышей воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в групповой комнате и на участке, приучают испытывать удовольствие от чистоты и порядка в окружающем.

Дети четырех – пяти лет принимают участие в хозяйственных делах: содержат в порядке игрушки, вытирают пыль, поливают комнатные растения, следят за своими вещами, сервируют столы.

Старшему дошкольнику доступны более сложные поручения, которые могут стать его постоянными обязанностями. Конечно, труд не должен переутомлять ребенка, но его трудовая деятельность должна содержать достаточную нагрузку. Все, что легко и просто не способствует поддержанию интереса, так же как и то, что очень трудно. Если ребенок работает без должного напряжения, то у него невольно формируется неправильное представление о труде, как о деятельности легкой, незначительной и необязательной. Ребенок станет ценить и уважать труд, когда имеет представление о нем, как о деятельности, требующей физических усилий и терпения, сделанное своими руками ребенок ценит и бережет. Подражая взрослым, ребенок старается сделать как они, перенимает рациональные приемы работы, учится логической последовательности трудовых операций. Результаты труда имеют большое воспитательное значение, они приносят детям радость, удовлетворение от проделанной работы. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для него нелегко. Трудно потому, что это связано с проявлением воли, которая у него недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он пережил радость от того, что преодолел трудность, довел дело до конца. Только добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых маленьких успехов способствует воспитанию положительных черт личности.

В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Тема: «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности».

Одной из задач детского сада - воспитание любви к труду, уважения к людям труда формирование элементарных трудовых навыков....

Консультация "Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе"

Проблема развития творческих способностей дошкольников сейчас чрезвычайно актуальна. Быстрые темпы развития современного общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искус...

Консультация «Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе»

Проблема развития творческих способностей дошкольников сейчас чрезвычайно актуальна. Быстрые темпы развития современного общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искус...

Развитие личности ребенка в трудовой деятельности

Консультация "развитие личности ребёнка в трудовой деятельности"...

Консультация "Развитие личности ребёнка в трудовой деятельности"

В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает...