Консультация "Развитие личности ребёнка в трудовой деятельности"
консультация (младшая группа)

Шабурова Светлана Васильевна
В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvit_lichnosti_reben_v_trude.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Консультация  

     «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности (вторая младшая группа)»                                                                                                                                                                                                                                                                            

Личность ребенка формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных. Внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно и согласно определенным целям.

Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Главная роль трудового воспитания детей – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Со временем становления дошкольного воспитания знания о труде рассматриваются как важнейшие в содержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку – труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе, помогать взрослым и заботиться о малышах.

Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать три основные задачи:

Первая группа задач направлена на ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребенок, воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых.

Вторая группа задач направлена на формирование самой трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этой группы задач зависит включение ребенка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда.

Третья группа задач направлена на воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде.

Все названные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе детского сада. Центральным звеном в содержании программы трудового воспитания дошкольников выступают знания о труде. Это обусловлено тем, что именно знания о труде обеспечивают с одной стороны, успешное развитие познавательной, игровой, трудовой деятельности ребенка, а с другой стороны – выступают внутренним условием воспитания трудовой направленности детской личности, воспитания нравственного отношения к труду.

В труде у ребенка формируются такие качеств как чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность. Трудовое поручение может значительно организовать поведение ребенка. Непоседа проявляет усидчивость и сосредоточенность, медлительный – смекалку и ловкость, шалун – терпение и деловитость, неумейка – старание и желание сделать как можно лучше (при условии, что поручение заинтересовало ребенка).

Если ребенок систематически участвует в труде, это сказывается положительно на формирование личностных качеств; он приобретает готовность к труду; на практике познает, что такое заботливость, бережливость, начинает осознавать значение и цену труда взрослых. К ребенку постепенно приходит чувство уважения к делам взрослых, стремление помогать им, появляется умение видеть непорядок в окружающем и устранять его по собственной инициативе.

Трудовое воспитание ребенка начинается с выработки у него навыков самообслуживания. Удобный момент для этого наступает тогда, когда малыш впервые заявляет: «Я сам». Это одно из ценных свойств психики развивающегося ребенка – своеобразное стремление к независимости от опекающих его взрослых. Важно не пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность.

В три – четыре года малыша необходимо учить самостоятельно снимать и надевать одежду, обувь, расстегивать пуговицы, складывать свою одежду, можно поручить поставить на стол хлебницы, салфетницы.

К концу пребывания во второй младшей группе детей привлекают к дежурству по столовой. Они с большим удовольствием помогают няне: раскладывают ложки, хлебницы, вместе с воспитателем поливают комнатные растения и посадки на грядках. В этом возрасте у малышей воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в групповой комнате и на участке, приучают испытывать удовольствие от чистоты и порядка в окружающем.

Дети четырех – пяти лет принимают участие в хозяйственных делах: содержат в порядке игрушки, вытирают пыль, поливают комнатные растения, следят за своими вещами, сервируют столы.

Старшему дошкольнику доступны более сложные поручения, которые могут стать его постоянными обязанностями. Конечно, труд не должен переутомлять ребенка, но его трудовая деятельность должна содержать достаточную нагрузку. Все, что легко и просто не способствует поддержанию интереса, так же как и то, что очень трудно. Если ребенок работает без должного напряжения, то у него невольно формируется неправильное представление о труде, как о деятельности легкой, незначительной и необязательной. Ребенок станет ценить и уважать труд, когда имеет представление о нем, как о деятельности, требующей физических усилий и терпения, сделанное своими руками ребенок ценит и бережет. Подражая взрослым, ребенок старается сделать как они, перенимает рациональные приемы работы, учится логической последовательности трудовых операций. Результаты труда имеют большое воспитательное значение, они приносят детям радость, удовлетворение от проделанной работы. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для него нелегко. Трудно потому, что это связано с проявлением воли, которая у него недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он пережил радость от того, что преодолел трудность, довел дело до конца. Только добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых маленьких успехов способствует воспитанию положительных черт личности.

В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Во второй младшей группе различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Самообслуживание включает в себя целый комплекс навыков и умений, которыми дети должны овладеть. Прежде всего это культурно-гигиенические навыки. Для начала знакомим детей с умывальной комнатой. Каждый ребенок должен знать свою ячейку с полотенцем, для чего мыло, как правильно пользоваться краном. Используйте алгоритмы умывания, игровые ситуации «Мыльные перчатки», «Кто у нас самый ловкий?», «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое», «Длинные-короткие рукава», а также потешки про воду «Водица, водица дай лицу умыться…», отрывки из художественной литературы(«Мойдодыр»).

Знакомство с различными уголками и комнатами группы происходит постепенно и с небольшим количеством вновь прибывших детей во время адаптационного периода. Таким образом детей легче приучить к определенным трудовым действиям и порядку.

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. В приемной покажите детям в игровой форме, где живет одежда. Очень полезно, чтобы детям помогал в овладении различных навыков сказочный персонаж. Он помог детям рассказать, для чего нужны полочки в шкафчиках, зачем на одежде пришиты петельки, куда прячутся сандалии, в то время, когда дети гуляют. Нужно  с детьми  выучить алгоритм одевания на прогулку. Дети будут стараются самостоятельно одеваться и аккуратно складывать вещи в шкаф. Большое значение при этом придавайте многократным упражнением ребенка в выполнении этих действий. Учите производить все действия правильно и в определенной последовательности. С самого начала учебного года  с помощником воспитателя принемайте совместное решение о правилах одевания и раздевания. Прежде всего, учите детей последовательно и рационально выполнять действия. Объясните, что прежде чем надеть колготки, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели» друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на стуле/скамейке, а потом надевать и т. д. Одновременно с объяснением показывайте детям, как собрать гармошкой гольфы и носки и правильно натянуть их, как определить перёд платья (по пуговицам, по вороту и т. п.) и как правильно надеть его. Все это поможет детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания.

По мере овладения навыками одевания и раздевания,  переходите от непосредственной помощи к напоминанию, стараясь делать это ненавязчиво, чтобы не отвлекать других детей. Например, если ребенок неправильно надевал колготки, скажите ему: «Проверь и положи их на колени так, чтобы сверху был один шов».

Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывайте о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряя действия малыша,  привлекайте внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготки туфли. Скажите: «Вот видишь, сегодня постаралась — у тебя все получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувства радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Одобряйте и тех, кто еще вчера не справлялся с каким-либо действием, а сегодня выполнил его самостоятельно.

Основная деятельность маленьких детей — игра. Старайтесь ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. Для кукол попросите родителей связать платья, кофточки, юбки с пуговицами, с крючками. Сначала в присутствии детей  одевайте кукол на прогулку, раздевайте их, укладывайте спать, покажите способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предложите ему выполнить то или иное действие.

Создайте условия, обеспечивающие, формированию у детей умения самостоятельно и аккуратно есть. Старайтесь красиво сервировать стол, так как это способствует формированию навыков культуры еды. Так же,  учите самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Используйте игровые приемы. Например, внесите в группу новую куклу, Мишку/Буратино, который очень хочет научиться правильно, держать ложку, просите показать кукле, как надо держать ложку. Проведите серию дидактических игр: «Угостим куклу чаем». «Накормим куклу».  Видя, некоторые навыки и уверенность детей, добивайтесь, чтобы дети самостоятельно ставили пустые чашки на поднос, акцентируя при этом, что мы помогаем нашей няне.  Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым вы их научите. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе.

Хозяйственно-бытовой труд детей второй младшей группы по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирке мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т. п. в процессе такого труда формируются у детей умение сосредотачивать внимание на одном занятии, довести с помощью взрослого дело до конца. Очень важна положительная оценка, похвала.

Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и опрятным то окружение, в котором живет. Старайтесь обращать внимание детей на эту сторону: если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, и не станет рисовать на стене. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.

Хозяйственно-бытовой труд детей этого возраста, сводится в основном к выполнению простейших индивидуальных поручений. Содержание их несложно — это отдельные действия, которые дети поначалу совершают совместно со взрослыми. И пусть их помощь невелика (порой дети только мешают взрослому, но ее следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат зачатки коллективного труда и способствуют воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.

Дети знают где живут машинки, куклы, кубики и строительный материал, звери и др. Чтобы заинтересовать детей к самостоятельной уборке игрушек в свои «домики», придумайте сказочный персонаж, например , по имени «Бардак». И дети будут знать, что он следит за игрушками группы и если они не убраны на свои места, то он их может унести к себе в царство. Некрасиво поставленные игрушки иногда «убегают» со своих мест, поэтому к ним нужно относится бережно и стремиться аккуратно с заботой расставлять на полки. Со временем дети привыкнут собирать игрушки, заботиться о них, и ленивые дети превращаются в трудолюбивых, а Бардак все реже и реже приходит в гости. Важно также, чтобы труд завершался наглядным результатом. Тогда дети осознают его значимость, необходимость «Мы все вместе убирали игрушки, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло и уютно».

Во время прогулки дети любят играть в песок, а чтобы песок в песочнице был не утрамбованный, дети ищут клад и сами того не замечая рыхлят его. После поиска клада, акцентируйте внимание на то, что дети помогли взрыхлить песок и какие они молодцы. А также дети очень любят подметать веранду маленькими метелками и сметать песок со стола после игр в конце прогулки.

В течении года приучайте детей «читать книги». Покажите, как правильно обращаться с книгами. В процессе рассматривания книжных иллюстраций, дети находят «больные» книги и помогают их чинить-придержать рукой порванную страницу. Воспитывается бережное отношение к книгам. По такому же принципу дети находят сломанные карандаши, которые потом точите.

Во второй половине года начните привлекать детей к мытью стульчиков. Детям очень нравится возится с водой и тряпочками. Такое мероприятие старайтесь проводить в вечернее время, чтобы родители видели какие трудолюбивые у них дети. Родительская похвала самая большая награда для детей!

В течение дня воспитатель должен для каждого ребенка найти нужное и полезное дело. Можно одно и то же поручение дать нескольким детям одновременно, например, разложить листы бумаги для рисования, дощечки для лепки и т. п. Это первая ступень коллективного труда — труд рядом.

 Предложите детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь-развязать шарф после прогулки, отодвинуть стул, чтобы легче было пройти, подать различные вещи. Так дети привыкают понимать общественную нравственность, выполняя поручения, и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений.

Труд в природе.

Воспитывая у детей любовь к труду, старайтесь вызвать у них желание работать в уголке природы и на участке.

Малыши могут выполнить некоторые поручения (например, с помощью воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные грузовики и отвезти в указанное место). С помощью детских грабель рыхлить почву под кустами на участке, а затем провести исследование «Много ли дождевых червей живет в земле». С большим удовольствием летом дети поливают цветы на клумбе, потому что они тоже «хотят пить на жарком солнышке».

Ухаживая в утренние часы за растениями уголка природы, покажите и объясните детям, что делаете и для чего, привлекаете их к посильному участию. Протирая лист растения влажной тряпочкой, говорите: «Осторожно протираем листик, чтобы он не сломался. Вот какой красивый, блестящий он стал! А теперь ты, Настя, возьми вот так лист на ладошку, а в правую руку возьми тряпочку. Протирай осторожно».

Весной запланируйте  посадку огорода на окне совместно с детьми.

Ручной труд.

Отдельные элементы ручного и художественного труда вводится в создании поделок. В процессе ручного труда дети освоят навыки работы с инструментами, бережному отношению к материалам, предметам труда, орудиям. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Дети могут украсить тарелочки для кукол, готовить угощения для гостей, чинить разбитые чашки для трех медведей, изготовить коврики и «шить» платочки.

Подводя итог, хочу сказать, что:

1. Дети к концу года должны овладеть навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками: соблюдать последовательность действий при одевании/раздевании, умывании.

-Одевание: самостоятельно одеваться в правильной последовательности. Знать свой шкафчик, порядок складывания одежды в шкафчик.

-Умывание: соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельное мытье рук, знать свое полотенце и пользоваться им. Испытывать неприятные чувства по поводу своих грязных рук. Радоваться, когда руки и лицо чистые, чистый носовой платок.

2. Поведение за столом: умело пользоваться ложкой. Есть самостоятельно, пользоваться салфеткой. Откликаться на просьбы взрослого помочь накрыть на стол, убрать со стола отдельные приборы.

3. Уход за вещами, игрушками: бережно относиться к вещам, игрушкам. Участвовать вместе со взрослыми в уходе за вещами.

4. Мир природы: выполнять совместно с воспитателями посильные действия по уходу за растениями. С помощью воспитателя поливать растения, обтирать пыльные листья, проявлять интерес к труду взрослых.

Для более успешного решения задач трудового воспитания огромное внимание  уделите работе с родителями. Наиболее оптимальные формы работы с родителями:

1. Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам

• «Что нам осень принесла».

• «Мастерская Деда Мороза».

• «Мама, бабушка и я –рукодельная семья».

2. Совместное с родителями сооружение зимних построек.

3. Благоустройство территории (совместно родители с детьми).

4. Встречи с интересными людьми различных профессий.

5. Консультации «Воспитание трудолюбия в семье».

6. Совместное составление рассказов о труде, оформление книжек-малышек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности»

Личность ребенка формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных. Внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли...

Консультация Тема: «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности».

Одной из задач детского сада - воспитание любви к труду, уважения к людям труда формирование элементарных трудовых навыков....

Развитие личности ребенка в трудовой деятельности

Консультация "развитие личности ребёнка в трудовой деятельности"...