Консультация "Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе"
консультация

Соколова Елена Викторовна

Проблема развития творческих способностей дошкольников сейчас чрезвычайно актуальна. Быстрые темпы развития современного общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искусства, требуют быстрой реакции, гибкого мышления, творческого подхода к решению жизненно важных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_pedsovete.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема развития творческих способностей дошкольников сейчас чрезвычайно актуальна. Быстрые темпы развития современного общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искусства, требуют быстрой реакции, гибкого мышления, творческого подхода к решению жизненно важных проблем. В процессе решения творческих задач, поиска нестандартных способов их решения дошкольники вырабатывают умение критически относиться к окружающему миру, учатся дискутировать. Если ребенок получит и усвоит разнообразные знания, то сможет развиваться как творческая личность, что очень важно при подготовке к школе.

При подготовке детей к школе очень важно развивать:

  • творческие способности, фантазию, внимание, память;
  • формировать способность оценке пространственных различий; (право-лево, вверх-низ, ближе-дальше, около-внутрь, под-над);
  • готовить руку к письму задолго до поступления в школу, начиная с раннего возраста, (ребенок должен к 3-ем годам научиться правильно держать карандаш).

В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чём причины задержки речи?

Раньше считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

В настоящее время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Развивая мелкую моторику, мы таким образом стимулируем речевой центр, развиваем речь. Тренировка движений пальцев и всей кисти рук способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому перед педагогами стоит необходимость  продумать день таким образом, чтобы каждый из них способствовал развитию мелкой моторики.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук можно проводить в течение всего дня, как утром,  так и после дневного сна.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, шнуровка; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрёшками); строительный материал; застёгивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; «пальчиковый бассейн».

Эти и многие другие специальные игры и упражнения, которые помогают укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук и дифференцированные движения пальцев рук, могут проводиться:

  • в качестве разминок на занятиях;
  • в перерывах между занятиями, во время режимных моментов;
  • во время игр в помещении или на прогулке.

А с теми детьми, у которых возникают наибольшие трудности при выполнении заданий, нужно проводить индивидуальную работу.

Особое место в работе по развитию творческих способностей занимают дидактические игры. Например, «Составь рассказ» - детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова; игра «Если бы ...»-
детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым»; «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?); дидактическая игра «Хорошо-плохо»- дети находят положительные и отрицательные стороны в каком либо предмете или явлении; игра «Клякса» - детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист, бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже; игры «Дорисуй предмет», «На что похоже», «Нарисуй по образцу» и т.д.

На таких занятиях, как рисование, создается  возможность выбора художественного материала, где будет жить образ, созданный воображением ребенка. Нужно помочь ему понять, что такое цвет, линия, пространство и при помощи этих понятий выразить свое настроение, свои мысли, чувства по отношению к какому – либо предмету или явлению в окружающем нас мире.

Главное заключается в том, чтобы помочь дошкольнику в нахождении подхода к выполнению работы, сохраняя любовь детей к рисованию.

Творческий характер деятельности требует творческой, непринужденный обстановки.

Доброе, внимательное, заинтересованное отношение к детям способствует дальнейшему развитию творческих способностей. Тем, кто затрудняется, не знает, как продолжить работу, следует помочь не только словами, но карандашом или краской - сделать рисунки – наброски на листах – пробниках.

Развитием творческих способностей у детей могут заниматься и родители. Задача педагогов – научить родителей простейшим приемам развития моторики рук, убедить их, что это благоприятно повлияет на развитие речи их детей.

Предлагаю  родителям выполнять графические упражнения (штриховка, обвод контуров, проведения различных линий, раскрашивание предметов и др.); строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, приносить им и себе радость; учить навыкам самообслуживания. Советую родителям привлекать детей к процессу приготовления еды (перебирать крупу, лепить пельмени, растирать, размешивать, взбалтывать и др.).

Предлагаю читать детям художественную литературу, чтоб были иллюстрации;  приобретать книжки-раскраски, в которых использовался штриховой рисунок; вместе с детьми рассматривать рисунки В. Сутеева и тех художников, которые в книжках-раскрасках довольно часто предлагают приемы рисовании птиц, рыб, зверей и т.д.

Красивые образы, запечатленные в душе, в раннем детстве, способствуют возникновению красивых мыслей, а красивые мысли помогают построить красивую жизнь, как считал великий Платон. Это особенно необходимо всем нам сегодня, когда дети так редко видят что-то прекрасное, благородное в окружающем его мире.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

Консультация для родителей о том, что семья обладает большими потенциальными возможностями в развитии творческих способностей дошкольников....

Консультация для родителей на тему: "Развитие творческой личности ребенка через сказку"

Сказки - первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного детства. Сказка активизирует воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персона...

Консультация для воспитателей: «Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе».

     Известно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и ...

Консультация «Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе»

Проблема развития творческих способностей дошкольников сейчас чрезвычайно актуальна. Быстрые темпы развития современного общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искус...

Консультация для педагогов "Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе"

Развитие творческой личности дошкольникапри подготовке к школе....