Развивающие игры в младшей дошкольной группе.
консультация (младшая группа) на тему

Мигунова Нина Васильевна

Консультация для родителей с элементами мастер- класса по теме: "Развивающие игры в младшей дошкольной группе" позволяет родителям на практике увидеть важность игры, её особенности для данного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

с элементами мастер - класса для родителей

Развивающие игры в младшей дошкольной группе.

     

        

Выполнил:

Воспитатель

Мигунова Н. В.

СП д/с «Снежинка»
ГБОУ СОШ п. Коммунарский

Развивающие игры в младшей дошкольной группе.

Игра – это не неотъемлемая часть развития дошкольников.

Игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра – незаменимый в этом помощник. (Слайд № 3)

Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений.

Детская игра имеет многовековую историю. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, формировании ее свойств и обогащения внутреннего содержания».

Развивающие игры имеют следующие задачи: (слайд № 4)

  • развитие познавательной сферы дошкольников;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование способностей к самостоятельной творческой деятельности;
  • появление основных навыков учебной деятельности;
  • развитие крупной и мелкой моторики детей;
  • индивидуальный подход с учетом возраста и развития ребенка.

Развивающие игры предоставляют следующие возможности: (слайд № 5)

  • Обеспечивают психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
  • Повышают речевую мотивацию;
  • Компенсируют недостаточность фонематического слуха;
  • Повышают скорость запоминания и улучшают речевое продуцирование;
  • Активизируют и восстанавливают высшие  психические функции;
  • Автоматизируют необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала;
  • Совершенствуют лексико-грамматический строй языка.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому выделяют следующие виды игр  ( слайд № 6), используемые в образовательном процессе ДОУ – это:

  • Игры на внимание
  • Логические игры
  • Игры на развитие памяти
  • Познавательные игры

Особенности развивающих игр и их условия.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой — стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так. Развивающая игра — это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

         2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других — выполнить определенные движения, в-третьих — обменяться предметами и т. п.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов и пр.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет большое значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

Важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет ее - он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей — участника и организатора — важная отличительная особенность развивающей игры.

Доказательствами того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий – самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.

Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.

Психологический возраст ребенка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и уровнем психического развития. Главное здесь – последовательность этапов развития (недопустимо перешагивать через целый этап). Игры должны предлагаться в соответствии с учетом необходимой последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому малышу игр следует переходить к более сложным. В каждой игре необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он сам любит делать. Вполне возможно, что развивающие игры окажутся увлекательными для всех дошкольников, не зависимо от возраста. Как мы уже сказали, выбор игры определяется не календарным возрастом, а этапом их психологического развития.

Кроме того, на каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, их так же необходимо учитывать при проведении игр. Почти в каждой группе детского сада есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному себя ведут во время любой деятельности, в том числе в игровой, и соответственно требуют разного подхода.

Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других, и заняты демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них. При проведении игры необходимо постараться показать таким детям важность соблюдения этих правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя.

Однако не все дети включаются в игру даже при поддержке воспитателя. В каждой группе могут оказаться вялые, пассивные воспитанники, которые отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне с ними. Даже при многократном повторении игры они не понимают ее сути и избегают активных ролей, а взяв их на себя, действуют не правильно. Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя. Коллективная, групповая работа с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте с взрослым, в его личном внимании, объяснении, поощрении. Индивидуальные занятия необходимы для нормального психического и личностного развития.

Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Вместе с тем, к сожалению, в детских садах иногда пользуются методами, которые недопустимы ни для каких детей и ни при каких обстоятельствах.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители, предлагаю сейчас проиграть по одной игре каждого вида, для того, чтобы на практике увидеть, как можно играть с детьми..

  1. Игра на развитие внимания «Комнатные цветы». ( Слайд № 7)

Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук, закреплять знания строения цветка.

Дети должны собрать цветок из деталей предложенных им. Все детали пристегиваются на пуговки.

В сопровождение к этой игре предлагаю несколько стихов, которые можно будет выучить с детьми.

В нашей группе на окне,

Во зелёной во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польём мы спозаранку.

Я и все мои друзья.

Одуванчик

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого!

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой,

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

Герань

На окне в такую рань

Распустилася герань.

Круглые листочки,

Пышные цветочки

Даже очень хороши –

Так решили малыши.

  1. Игры на развитие памяти «Игра в слова» ( слайд № 8)

 Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

ВНИМАНИЕ! Слон, заяц, шкаф, диван, кресло,

ПОВТОРИ!

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»). 

Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

  1. Познавательная игра «Чудесный мешочек». (слайд №9).

Цель: учить детей узнавать предметы на ощупь, воспитывать выдержку, речь.

Игровые правила: отгадывать знакомый предмет на ощупь, достать предмет, после чего рассказать о нём.
        Ход игры.
Воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Проводит краткую беседу, что это, какое, для чего нужно.
Дети по очереди опускают руку в мешочек, находят предмет и называют его, затем достают и показывают. Можно в мешочек сложить все предметы, дети выбирают один и называют его. Можно в мешочек положить 1 предмет, остальные оставить на столе. Ребята угадывают на ощупь, что это за предмет, другие дети говорят, правильно ли угадали или нет. Если ребёнок затрудняется ответить, загадываем загадки о предмете. Либо ребёнок описывает предмет, остальные угадывают его.

  1. Логическая игра «Рыбка – червячок» ( слайд № 10)

Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор

Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки).

 Как играем: сначала читается стихотворение:

Зайчик любит морковку,

Мишка — малинку,

Воробушек — рябинку,

Рыбка — червячка,

Избегай, рыбка, крючка.

◈ Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д.

◈ Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.

◈ Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено.

◈ Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.

Кроме выше перечисленного, в работе с детьми раннего возраста необходимо уделять большое внимание пальчиковой гимнастике, которая способствует развитию мелкой моторики, что непосредственно связано с интеллектуальным развитием ребенка ( слайд № 11). Наиболее эффективными приемами развития моторики рук является лепка из различных  материалов (соленое тесто, пластилин, глина), а также развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и растёгивание пуговиц, завязывание шнурков  и т.д.).

Основные особенности развивающей игры заключается в том, что она является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Однако, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр. Мы считаем, что данная работа может помочь воспитателям дошкольного учреждения в работе с детьми младшего дошкольного возраста, а в дальнейшем планируем сделать подборку игр для среднего дошкольного возраста.

Спасибо за внимание! (слайд № 12). Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Список литературы

Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. —207 с.

Беляков, Е. А. 365 развивающих игр [Текст] /сост. Беляков Е. А. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 1998. - 304 с.

Латий, Е. А. 365 игр и затей для маленьких детей [Текст] / Е. А. Латий. – М.:  ЭКСМО, 2002. - 752 с.

365 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет (по уникальной методике Л. А. Вегнера) [Текст] / Гл. ред. М. Григорян. – М.: Гелиос. – 272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Развивающие игры в младшем дошкольном возрасте"

В разработки представлены этапы,цели,задачи организации развивающих игр,представлена подборка последовательных развивающих игровых заданий...

Перспективный план работы кружка «ИГРАЛОЧКА» (Развивающие игры) вторая младшая группа

Создать условия детям для умения видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры. ...

Консультация для родителей: "Сюжетно-ролевая игра в младшей дошкольной группе"

Игра - самое главное занятие в жизни ребенка. Сюжетно-ролевая игра помогает развивать запас игровых действий с игрушками, дает представление о множестве сюжетов, которые можно обыграть, формирует умен...

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...

Развивающие игры 1 младшая группа

Маленькое и большое Для этой игры понадобятся две пары игрушек. Например, большой и маленький кубики, большая и маленькая собачки. Дайте малышу разглядеть и потрогать игрушки, объясняя при этом,...

Консультация для родителей воспитанников старшей группы «Компьютерные развивающие игры для детей дошкольного возраста»

В наше информационное время компьютер стал одним из наиболее привычных предметов, присутствующих в каждом доме. И ребенок чуть ли не с первых месяцев жизни начинает интересоваться этой техникой. Детей...