Как заложить основы русской музыкальной культуры
консультация по теме

Ларионова Татьяна Николаевна

Консультация для родителей и сотрудников ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnova_russkoy_muzykalnoy_kultury.docx13.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация «Как заложить основу русской музыкальной культуры ребенка»

Велико песенное богатство русского народа. Народная песня входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритмов, ясность и простота формы – характерные черты русского народного песенного творчества. Лучшие композиторы использовали и используют народную мелодию как основу своих произведений. Широко известны слова основоположника русской классической музыки М. И. Глинки: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».

Некоторые особенности русской народной песни придают ей особую прелесть и неповторимость. Даже наиболее простые из песен доступные маленьким детям, отличаются высоким художественным качеством. Ее своеобразное ладовое строение включает так называемый переменный лад, когда сочетается мажор и минор («Ходила младешенька по борочку»). В песнях наиболее древнего происхождения мелодия часто строится на 3-х, 4-х нотах с ярко выраженным устоем. Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко выраженным характером. Некоторые из них протяжные, распевные особенно прелестны («Котя, котенька, коток», «Идет коза рогатая»). И, наоборот, игровые и плясовые песни радуют своим весельем и жизнерадостным характером. Они очень часто просты по строению, отличаются четким ритмом, задорной мелодией.

Через песню ребенок воспринимает окружающий мир, с нею связаны его первые впечатления, т.к. от самой колыбели песня сопровождает его. Как же ей, наряду со сказкой, не быть среди того, на чем воспитываются дети?

Народная песня в детском быту проходит своеобразный путь развития. Есть что-то удивительное в том, как соединяются между собой развивающие ребенка начала – игра, язык и песня. С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. Практика детских игр является как бы первоначальной школой музыкальной культуры детей («В сыром бору тропина», «Вставала ранешенько» и др.) Может быть ответ на вопрос, что такое русская пляска, тоже кроется в играх? В них выведен красивый ритмический рисунок, который доступен ребенку, и дан он в форме игры.

Язык и песня поразительно сочетаются между собой в потешках и сказках. В литературе их встречают уже разделенными. В жизни же так не бывает: песни-байки не существуют без ритма, без мелодии.

Мы пропускаем и часто не придаем значения этим важным периодам в жизни детей, которые нуждаются в колыбельных, прибаутках, потешках. Чем больше ребенок будет сталкиваться с народным творчеством в подобных формах, тем раньше пробудится в нем музыкальность, тяга к музыке, песни, танцу и раскроются неповторимые музыкальные способности.

В период овладения ребенком языком происходит овладение ритмом и мелодией в игровой форме. Первоначальные ритмы и мелодии возникают в считалочках, в которых много напевности, создаваемой звучанием согласных: «Дождик, дождик, на бабино корыто, на наш плетень поливал весь день».

Народное творчество, народная песня должны переплетаться с играми, сказками, выступая в самых разнообразных связях, разрывать которые не только не желательно, но даже и вредно. Именно таким путем ребенок исподволь овладевает народным искусством. Так, первоначально, входя в игры, потешки, сказки, песня начинает занимать самостоятельное место в жизни ребенка.

 Все это необходимо возвратить детям не только в детском саду, но и в каждой семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре   трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них ...

Конспект организованной образовательной деятельности "Русской печки нет добрее" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")

"Игры в уголке русской избы" на доступном детям уровне знакомят детей  с народными играми, народным календарем, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского на...

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями....

Анкеты для родителей по приобщению к основам русской народной культуры.

       Определить роль семьи в приобщении к основам народной культуры, обычаям, обрядам;        воспитать ж...

Анкета для родителей "Приобщение к основам русской народной культуры"

Анкета для родителей"Приобщение к основам русской народной культуры"...

Анкеты для родителей «ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Сборник анкет для родителей на тему: «ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»...