Конспект НОД в логопедической группе «Мое имя»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект НОД в логопедической группе (старший дошкольный возраст). Можно использовать в работе с первоклассниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_logopedicheskoy_gruppe.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в логопедической группе «Мое имя»
Цели:
- Формировать у детей элементарные представления о правах: каждый человек имеет право на имя, отчество, фамилию
- Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слова «Отчество»,
- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образование полных имен, отчества.
- Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.
- Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.
Оборудование: колокольчик, счетные палочки, бланк «Свидетельства о рождении».
Предварительная работа: беседа детей с родителями «Почему меня так назвали? »; чтение художественной литературы: Б. Житков «Чудесное имя», О. Кириллова «Книга ласковых имен», Т.Шорыгина «Похищенное имя»; заучивание стихотворений о своем имени; изготовление альбома «Мое имя».
Ход НОД:
Воспитатель. Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика (дети, называя имя соседа, передают друг другу колокольчик)
В. На Земле живет много людей. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.
- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?
- Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….
И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
Дети: Имя.
В. Имя играет большую роль в жизни людей. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, особые. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя.
А как вы думаете, зачем люди придумали имена?
Д. Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.
В. У каждого ли человека есть имя? Помните, я предлагала вам побеседовать дома с мамами и папами и узнать, почему они назвали вас так. Кто хочет рассказать о своём имени? (Рассказы детей) .
В. Наши прапрабабушки и прапрадедушки хотели, чтобы их дети росли сильными, крепкими, добрыми. Поэтому называли детей Любомир — любящий мир, людей; Добрыня — делающий добро; Людмила — милая людям. А вот имя Светлана пришло к нам от древних греков и означает «свет», «светлая». Галина — тоже греческое имя — означает «спокойствие». Учёные считают, что имя очень важно для любого человека. «По имени и житие», — говорили в старину.
Пальчиковая гимнастика «Наша группа».
В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.
Самый младший - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца.
Это Женя, это Саша. Действуют одновременно обеими руками.
Это Лиза, это Даша.
В. Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
В. А вы знаете, что означают ваши имена? Мы с вами об этом говорили, давайте вспомним.
Вера - русское имя, то же значение, что у слова "вера".
Иван (Ваня) - дар Бога, Божья благодать
Ульяна – пушистая, нежная.
Даниил - бог - мой судья - древнееврейское.
Никита - победитель - древнегреческое.
Руслан - лев - из арабского через тюркский "Арслан",
Вы разучили стихи о своих именах, прочитайте их пожалуйста
Цели он достичь умеет,
Все преграды одолеет.
Никита - спортивный человек,
Любит бокс, борьбу и бег
Ульяна – деликатна,
Общаться с ней приятно.
Привлекательна она,
Нежна, изящна и стройна
Вера искренна, правдива,
Аккуратна и красива.
У неё всегда в порядке
В ранце ручки и тетрадки.
Данилка – мальчик добродушный,
Гостеприимный и радушный,
И хоть спокоен он на вид,
В нем сердце храброе горит
Волевой, живой, открытый,
Любит Ваня в футбол играть.
Вырастет – и знаменитым
Футболистом может стать.
Руслана имя значит "лев",
Быть может, повзрослев,
Своею жизнью скажу я вам,
Как нужно относиться к львам
В. Молодцы. Давайте выложим свое имя из счетных палочек
(Дети выкладывают имя из счетных палочек)
В. Замечательно. У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей)
В. Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят.
В. А сейчас я вам прочитаю стихотворение. Послушайте:
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого
Сахарного пряничка.
В. Как зовут девочку?
Д. Маша.
В. Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.
В. Вспомните, как ласково вас называют ваши родные:
Вера – Верочка, Веруша, Верусик …
Ульяна - Ульяночка, Ульечка, Ульяша ..
Давайте поиграем в игру «Назови ласково».
В. Когда человек подрастает, его уже начинают называть по-другому. Взрослых называют по имени и отчеству. Кто знает, что такое отчество? Правильно, имя папы. Отчество присваивается ребёнку по имени папы. Вот я - Татьяна Вениаминовна . Моего папу зовут Вениамин.
Игра «Когда я стану взрослым»
Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: у нас в группе два Никиты, две Кати. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:
В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?
Д. По фамилии.
В. Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.
Многие фамилии пришли к нам из далёкой старины. Нередко фамилию человеку давали по его профессии: столяру давали фамилию Столяров, кузнецу - Кузнецов, охотнику — Охотников. Так же часто фамилию давали по имени мужчин в семье: Ивану давали фамилию Иванов, Петру — Петров. Давали фамилию и в зависимости от поведения человека: тихий человек — Тишин, шумный — Шумов, весёлый — Веселов. Многие фамилии происходят от названий птиц, рыб, зверей. Назовите такие фамилии (Зайцев, Медведев, Волков, Воробьёв, Снегирев, Карасёв, Ершов).
В. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию.
Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа).
В этот документ записывают фамилию, имя, отчество ребёнка, дату и место его рождения, а так же фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас тоже выдали такой документ. Он хранится у вас дома. Когда придёте домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать, что в нём написано. Вы ещё раз услышите, как звучат фамилии, имена и отчества ваших родителей.
В. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? (ответы детей)
Согласитесь, что приятно, когда к вам обращаются по имени. Например: «Ваня, посмотри, какую интересную книгу я тебе покажу» или «Никита, помоги мне, пожалуйста, собрать игрушки».
Надо всегда называть любого человека по имени: когда здороваешься, прощаешься, обращаешься с просьбой. И все будут знать, что вы вежливые, приветливые дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий в логопедической группе с использованием здоровьесберегающих технологий
Представлен материал для работы с детьми , обучающихся в логопедических группах старшего дошкольного возраста. Предложены занятия с применением здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, г...
Конспект НОД в логопедической группе старший дошкольный возраст. Составила воспитатель 1 категории Тарасова Ольга Григорьевна « В школе пешеходных наук».
Закрепить знание правил дорожного движения: сигналов светофора, дорожных знаков.Учить различать и называть части предметов. Классифицировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный.Обо...
Конспект занятия в логопедической группе: "Человек. Части тела"
Конспект занятия в логопедической группе "Человек. Части тела".Цель занятия: познакомить детей с частями тела человека....
Конспект занятия в логопедической группе "Лягушкины покупки"
Конспект занятия в логопедической группе "Лягушкины покупки"...
Конспект занятия в логопедической группе. Мои авторские разработки. Часть I
Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей; расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду. Расширение и активизация словаря по...
Конспект мероприятия в логопедической группе «Логопедический КВН»
Цель:Закрепить знания детей, полученные на логопедических занятиях в течение учебного года....
Конспект НОД в логопедической группе (старшая группа). Тема занятия: «День Победы»
Представленный материал позволяет закрепить знания детей о празднике Победы, видах войск и их роли в военных действиях, воспитать любовь к Родине, гордость за свою страну....