РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ) "УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ"
методическая разработка (младшая группа) по теме
Родительское собраие во 2 младшей группе в виде игрового тренинга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_2_mladshaya_21_maya.docx | 48.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком?»
Форма проведения: игровой тренинг
Дата проведения: 21.05.2015г.
Участники: родители, воспитатели
Предварительная работа: изготовление красных и синих ладошек, буклетов, видеоролики с интервью детей, таблица ответов родителей для интерактивной игры, конвертики - секретики с ответами детей к интерактивной игре.
Цели: Дать родителям возможность поделиться друг с другом опытом воспитания своих детей.
Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.
Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке.
Формировать умение критично оценивать себя как родителя, свою воспитательскую деятельность.
ХОД
Повестка дня:
- Умеете ли вы общаться с вашим ребенком.
- Подготовка учреждения к новому учебному году.
1. Приветствие «Ладошки»
Каждый родитель получает «ладошки» из картона (красную и синюю).
Ведущий. В течение 1 минуты вам необходимо поприветствовать как можно большее число людей с помощью этих ладошек. Красный цвет — делюсь хорошим настроением, доброй энергией, синий — я сегодня немного расстроен и прошу вашей поддержки.
Теперь давайте проголосуем с помощью ладошек: красный — да, синий — нет:
— Готовы ли вы работать в форме игры?
— Готовы ли вы сотрудничать во время игры?
Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте энергию улыбки.
- Разминка «Общение детей и родителей в лицах»
Ведущий. Отвечая на вопрос, нарисуйте на общем листе ту пиктограмму, которая подходит для вашего ответа.
— С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?
— С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
— Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?
Обсуждение:
— Каких пиктограмм больше?
— Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов?
— Есть ли разница в ответах на второй и третий вопросы?
ВЫВОД: Несмотря на то, что мы часто бываем усталыми, раздражительными, мы должны общаться с ним доброжелательно, т.е. соответствовать первой пиктограмме и тогда в большинстве случаев ребенок будет вам улыбаться.
3. Сообщение темы занятия «Слово ведущего».
Ведущий. ТЕМА НАШЕЙ ВСТРЕЧИ «Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком?»
Что такое общение? Общение — связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Разговаривая с детьми, общаясь с ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дети необычайно восприимчивые, очень эмоциональны, склонны к подражанию. При этом они далеко не всегда могут разобраться в том, что хорошо, что плохо. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Некоторые родители жалуются на занятость и нехватку времени для общения с детьми.
Но «для воспитания нужно небольшое время, а разумное использование малого времени» - говорил А.С. Макаренко.
Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные дни и в праздничные дни, при сборах в детский сад, по дороге домой, по вечерам. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают у малышей ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых.
Стили общения родителей с детьми. Ошибки в воспитании
Общение родителей и детей - важнейшее действие, которое способно сплотить семью или же разрушить ее. Причем многие родители даже и не догадываются, что они придерживаются неправильного стиля общения со своим чадом. Оказывается, что навредить ребенку может не только враждебная настроенность родителей, но и их либерализм.
На сегодняшний день существует и описано множество стилей общения родителей с детьми, рассмотрим самые распространённые.
- Вседозволенность или попустительство.
Девиз: "Если очень хочется, то можно."
При таком стиле, как правило, желаемое ребёнок получает посредством: "Дай!", "Хочу!" и всё это может сопровождается истериками и капризами. И в этом ребёнка нельзя винить, просто он не знает иного стиля общения. В конечном итоге, при таком попустительстве и отсутствии дисциплины ребёнок не может вырасти в зрелую личность, потому что он не знает слова "Надо!". В саду и школе ребёнок конфликтен, упрям и эгоистичен. Такое воспитании не даёт ему в полной мере адаптироваться в коллективе и овладеть всеми прелестями человеческого общения.
- Отчужденность.
Девиз: "Я не вижу и не слышу тебя."
В таких семьях родители просто "не видят и не слышат" или "не хотят видеть и слышать" своих детей. Ребёнок всеми способами игнорируется и предоставлен практически полностью сам себе. Отвержение, одиночество и понимание, что он никому не нужен в собственной семье формируют несчастного, обиженного, замкнутого, а зачастую и агрессивного человека.
- Гиперопека.
Девиз: " Муси-пуси и не важно, что тебе уже 18 лет."
Стиль, который подразумевает неосознанное лишение ребёнка всякой самостоятельности и развития (моральной, физической, психологической, социальной). Один или оба родителя полностью растворяются в ребёнке, живут его жизнью и верят в то, что их ребёнок необычен и уникален, совершенно не видя его поражение и ошибки. В такой семье дети вырастают инфантильные и ведомые, не берущие на себя ответственность. Они выбирают в жизни себе таких людей, которые будут вести и направлять их, помогать им, которым они смогут подчиняться и за которыми смогут спрятаться.
- Диктаторство.
Девиз: "Я так сказал и точка!"
Подразумевает жёсткое, иногда грубое обращение с ребёнком, игнорируется и не уважается всякая инициатива ребёнка, его желания, допустимы физические наказания за непослушание и несоответствие желаемой родителем модели поведения. Неправильно будет утверждать, что ребёнка не любят в таких семьях, но эта любовь выражается довольно сдержанно, иногда жестко. Как правило, из таких семей в общество выходят либо неуверенные в себе и запуганные люди, либо авторитарные и агрессивные люди. Последствия таких взаимоотношений с ребёнком видны уже в детском саду и школе в его отношениях со сверстниками.
- Уважение.
Девиз: "Я уважаю и ценю тебя."
В такой семье ребёнка уважают, ценят и любят, с раннего возраста принимают как самостоятельную личность. Родители уважают и поощряют его индивидуальность и все ее проявления, играют с ребёнком, объясняют, отвечают на его вопросы, разговаривают с ним на интересные для него темы. При таком стиле не поучают и не приказывают ему, а направляют, предоставляя свободу выбора. Из такой семьи вырастает целостный человек, которому присуща ответственность, самодисциплина, рассудительность, уважение и чувство долга перед другими людьми.
Родителям предлагается игра – импровизация, где родители импровизируют по каждому стилю общения. Выбирается два родителя – мама и ребенок или папа и ребенок. Предлагается ситуация – ребенок просит у мамы купить мороженое.
Итак, Вы ознакомились с основными стилями общения с ребенком. Сделайте для себя вывод, какой стиль является самым оптимальным?
Конечно же, последний - уважение. А теперь проанализируйте себя, свой способ общения со своим ребенком. Проанализировали? Что же отлично, если оказалось, что в вашем стиле воспитания есть погрешности, не расстраивайтесь, все можно исправить. Любите ребенка такого, какой он есть, уважайте его - ведь он такая же личность как и Вы. И будет в вашей семье мир и любовь.
Ведущий. Как вы считаете, как нужно общаться с ребенком?
Быть выше его
Быть наравне
Быть ниже его
Вывод: конечно, чаще всего нужно общаться наравне, смотря глаза в глаза, а в некоторых ситуациях быть выше его.
Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, как вы учите своих детей правильно общаться? Каким нормам и правилам вы придерживаетесь при общении?
Чему нужно учить детей в общении?
- Учить называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы».
- Использовать в речи вежливые слова.
- Прививать умение говорить, сохраняя спокойный тон.
- Говорить вежливо, доброжелательно и уважительно.
- Младшие должны приветствовать первыми.
- Нельзя вмешиваться в разговор взрослых и перебивать. А уж если захотелось что-то сказать или спросить нужно спросить разрешения.
4. Игровое упражнение «Закончи выражение, мысль».
Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают, передавая друг другу мяч, например:
«Общение с ребёнком – это …»;
«Родители через диалог с ребёнком дают почувствовать ему …»;
«Ребёнок для меня …»;
«У моего ребёнка есть недостатки, но …»
Резюме: общение с ребёнком – это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения – образ Я, самооценка.
5. Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ».
Давайте рассмотрим ситуации и найдем для них правильное решение, реакцию.
Ситуация 1. Вы заходите в комнату и видите, что ребёнок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?
«Сколько раз я тебе говорил (а), как надо играть!»
«Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место».
«Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!»
Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребёнок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?
«Не сейчас: видишь, я работаю» .
«Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.»
«Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь и мы обязательно поиграем» .
Ситуация 3. Ребёнок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?
«Вечно ты приходишь с улицы как поросёнок!»
«Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты … !»
«Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным» .
Ситуация 4. Встретившись на улице с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребёнок то и дело прерывает вас: «Мама (папа), пойдём!» Ваша реакция?
«Ты что, не видишь, я с тётей разговариваю!»
«Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают».
«Не мешай нам разговаривать!»
Вы предложили множество вариантов. Давайте выберем оптимальный.
Вывод: одна из лучших техник общения является «Я-выражение»: в отличие от «Ты -выражения» оно не оскорбляет и не унижает ребенка
6. Упражнение «Мой ребёнок самый лучший».
Предлагается похвалить своего ребёнка.
Каждый ребёнок индивидуален и неповторим, имеет свои особенности. Давайте любить и принимать детей такими, какие они есть.
Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
Можно осуждать поступки ребёнка, но не его чувства.
Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в его неприятие.
Мы предлагаем вам буклет, где вы найдете различные способы как похвалить ребенка, узнаете о рецепте основных законах воспитания, секретах и принципах общения с вашим ребенком.
7. Интерактивная игра «Верно - неверно»
В наш современный век очень популярны интерактивные игры, в которые любят играть и взрослые. Мы тоже поиграем в такую игру, она называется «Верно – неверно». Эта игра продемонстрирует нам, насколько хорошо родители знают своих детей.
Перед вами таблица. Заполните ее. Запишите, какая, по вашему мнению, любимая игрушка, еда, любимый мультфильм, друг у вашего ребенка.
А теперь посмотрим совпадают ваши ответы с ответами детей (видеоролики)
8.Рефлексия
Ведущий. Я предлагаю вам проголосовать, оценив свое участие в нашей встрече, показав цветную ладошку в соответствии с вашим выбором ответа:
«Обсуждаемые проблемы не интересуют меня» -
«Все происходящее сегодня в группе было мне очень интересно».
ВОС-ЛЬ: Спасибо вам за родительскую активность и отзывчивость.
Правила эффективного общения родителей с детьми
При общении с ребёнком Вам помогут эти правила:
Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:
• ребенок убедится, что вы его слышите;
• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.
Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание - игровой тренинг "О здоровье всерьез"
методическая разработка мероприятия с родителями в форме игрового тренинга, с участием детей, педиатора,едсестры и педагогов....
Цикл логопедических выступлений на родительских собраниях в группах для детей с общим недоразвитием речи
Подборка материала для проведения собраний учителя-логопеда в группах для детей с общим недоразвитием речи...
Родительское собрание - Игровая викторина "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу"
Родительское собрание "Викторина"...
Родительское собрание с элементами тренинга на тему: "Общаться с первоклассником, как?"
Родительское собрание с элементами тренинга на тему: "Общаться с первоклассником, как?"...
Родительское собрание "Безопасность детей на дорогах-забота общая"
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно–транспортных происшествий являются сами д...
Родительское собрание на тему: «О РОЛИ ПРОГУЛКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА?»
Родительское собрание на тему: «О РОЛИ ПРОГУЛКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА?» ...
Презентация для родительского собрания в подготовительной группе детского сада "Общаться с ребенком. Как?"
В презентации рассматриваются техники активного слушания...