Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность.
статья по теме

Баранова Нина Анатольевна

Ребенок усваивает родную речь так называемым «Материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитывайте ребенка только, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете им. Вы воспитывайте его в каждый момент, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговаривайте с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуйтесь или печалитесь, как вы общайтесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты - все это для ребенка имеет большое значение».

Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите тех, кто не говорит, а кричит, безусловно подражая кому-то из взрослого окружения.

А часто ли взрослые обращаются к своему ребенку не в форме приказания, а просьбы и употребляют слово “пожалуйста», благодарят его, высказывают свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости?

Нередко родители любовно называют своего сына или дочку не иначе как Сашка, Галька.

Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви. Но этим притупляет свойственное дошкольникам обострённое чувство языка. Да и пример для подражания ребёнок получает не лучше.

Но между тем каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятым в обществе, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми и друзьями, коллегами по работе. Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильным, ошибочных.

Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.

Культура речи – сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную речь,  ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь (употребление как допустимое или недопустимое).

Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка).

Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Эти правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах (какими формулами вежливости пользоваться, как вести себя в общественных местах, за столом и т.п.) и по которым складывается о нём первое впечатление, имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения.

В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и мы, воспитатели, формируем представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.

Задача по формированию культуры общения этикета проходят через многие разделы программы «Детство», по которой работает наш детский сад.

Начиная работать над этой темой, мы решили расширить свои знания. В этом нам помогла книга  «Всё об этикете» и статьи И. Курочкиной, Т. Ломакиной, Т. Белокуровой, З. Курцевой.

Мы понимали, что в воспитании культуры общения и этикета первостепенное значение имеет пример педагога. Ребёнок легко перенимает позитивный опыт общения. Например, мы приветствуем любого, кто входит в группу, доброжелательно к нему обращаемся, предлагаем присесть. Беседуя с родителями, мы даем образец культуры ведения диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого этикета, тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника. Речь взрослых, их манеры, внешний вид, положительные эмоциональные проявления должны стать образцом для детей.

Однако, одним личным примером, всех вопросов воспитания культуры общения и этикета не решишь. Дети в силу своих психологических особенностей с трудом понимают и принимают правила, которые диктуют им взрослые. Даже если ребёнок смог запомнить и словесно воспроизвести правило, это не является гарантией того, что он его осознал и выполнит в определенных ситуациях.

На практике мы поняли, что обучать дошкольников хорошим манерам «на ходу» нецелесообразно. Например, вовремя обеда учить пользоваться ножом, объяснение нового отвлекает ребёнка, часто вызывает отрицательные эмоции и негативно сказывается на усвоении пищи и даже на аппетите. Поэтому знакомство с правилами поведения за столом и упражнения в их выполнении, решили проводить на специально организованных ситуациях один раз в месяц. А для того чтобы, знакомство с правилами этикета вызывали у детей положительный, эмоциональный отклик и стали личностно-значимыми, использовали сказочных персонажей. Так, например, одним персонажам мы подсказывали, как себя вести; другие учили нас тем или иным правилам; а третьи учились вместе с нами. Так, однажды к детям прилетел Карлсон, которого они учили, как нужно вести себя за столом и быть вежливым.

Познакомив детей с теми или иными правилами, закрепляли их через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни.

Так в совместной деятельности проводили игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации «Встреча гостей» учились с детьми, как можно поблагодарить хозяина за проведённый вечер. В другой игре учились здороваться, прощаться, благодарить.

Дидактические игры помогали детям закрепить знания о посуде, что она бывает столовая, чайная. Учились накрывать на стол.

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры мы показывали, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в «Семью» вместе с детьми учились, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.

Для того, чтобы ребёнок лучше мог представить себя в роли мамы, парикмахера или шофёра, организовали в группе уголок ряженья. Где в достаточном количестве есть юбки, сарафаны, головные уборы, сумки.

С целью закрепления навыков и умений использовали иллюстрации, фотографии, мультфильмы, диафильмы, которые в доступной и образной форме напоминали детям о правилах этикета. Наиболее целесообразным временем для рассматривания картинок являются часы после дневного сна. Мы сделали  альбом с фотографиями, раскрывающими содержание навыков культуры этикета на примере нескольких ребят, изображённых в различных ситуациях. Дети легко называли и описывали действие, показанные на фотографиях, отвечали на вопросы. Альбом «Посуда» помогает детям в классификации предметов и в запоминании их названии. Альбом «Цветы для украшения стола» мы использовали в старшей группе, когда дети сами сервировали стол.

Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Читая сказку К. Чуковского «Мойдодыр» дети переживали за мальчика, на которого рассердился его любимый крокодил, потому что он был грязным и неумытым. Были прочитаны сказки А. Барто «Девочка-рёвушка», «Девочка-чумазая», К.Чуковского «Федорино горе» и другие.

После чтения сказок, рассказов, стихов обсуждали с детьми поступки героев. Задавали вопросы, позволяющие думать и делать выводы. Кто из героев поступил правильно, а кто нет.

Невозможно переоценить роль музыки в воспитании культуры общения. Она формирует такие качества, как коллективизм, любовь к своим близким, бережное отношение к природе. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Особенно нравятся малышам пьесы А. Гречанинова «Котёнок заболел» и «Котёнок выздоровел». Дети вспоминали своих четвероногих друзей. На их лицах были написаны жалость и сострадание к маленькому заболевшему котику. Стихотворение Е. Благининой «Котенок» углубляет переживания детей.

А самые любимые произведения детей – это песни о маме «Мамочка любимая», «Солнышко лучистое», «Маму утром разбужу» и другие. Потому что мама самый дорогой человек для детей.

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, мы использовали кукольный, настольный театр, театр на фланелеграфе. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывает позитивное влияния на детей. Театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Посмотрев кукольный спектакль «Непослушная Даша».  Мы беседовали с детьми о том, как нужно обращаться с близкими людьми.

Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры общения и этикета. Наблюдая за детьми, мы одновременно старались определить, насколько типичен для ребёнка тот или иной поступок (грубость в разговоре с товарищем, небрежность в еде и одевании, отказ в ответ на просьбу убрать на место игрушки и т. п.), стремились во время заметить всё то новое, чем овладел наш воспитанник.

Чтобы лучше узнать ребёнка, необходимы знания о его семье. Мы решили провести анкетирование родителей, где хотели выяснить знания родителей об этикете. В анкете задавали такие вопросы; как, что такое  этикет и для чего он нужен; с какого возраста нужно знакомить с правилами этикета; знакомите ли вы своего ребёнка; кто должен обучать ребёнка правилам этикета. Из анкет мы узнали, что родители хотели бы пополнить свои знания об этикете. С этой целью провели консультации на тему «История этикета», «Культура общения».

На первом собрании познакомили родителей с навыками этикета, которыми могут овладеть дети младшей группы. В родительский уголок сделали папки-передвижки на тему «Как лучше организовать детски праздник», «Вашего малыша пригласили в гости», «Ребёнок на празднике взрослых».

В детский сад родители приобрели необходимые материалы для обучения детей правилам этикета. Были куплены салфетки на стол, салфетницы, бумажные салфетки, фартуки.

В результаты целенаправленной работы можно сказать о некоторых достижениях. Когда мы начинали работу по формированию культуры общения и этикету, 50% детей из группы не здоровались, не прощались, не благодарили за помощь. Сейчас дети умеют здороваться, прощаться, говорить “Спасибо»  выходя из-за стола, хотя некоторым приходится напоминать об этом.

В результате нашей работы дети с удовольствием предлагают свою помощь (развязать шарф, застегнуть сандалии), излагая просьбу, говорят “пожалуйста».

Больше внимания нужно уделить конфликтам детей и умению договариваться.

Дети научились правильно держать ложку, вилку, пользоваться салфеткой, ножом.

Дети с удовольствием помогают помощнику воспитателя накрывать на стол, ставят чашки, раскладывают ложки.

Больше внимания дети уделяют своему внешнему виду: заправляют рубашки в шорты, спрашивают, правильно ли они надели обувь, девочки просят расчесать волосы.

Работу по формированию культуры общения и этикету, мы будем продолжать. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность.

Ребенок усваивает родную речь так называемым «Материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитывайте ребенка только, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете им. Вы воспитывайте его в каждый момент, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговаривайте с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуйтесь или печалитесь, как вы общайтесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты - все это для ребенка имеет большое значение».

Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите тех, кто не говорит, а кричит, безусловно подражая кому-то из взрослого окружения.

А часто ли взрослые обращаются к своему ребенку не в форме приказания, а просьбы и употребляют слово “пожалуйста», благодарят его, высказывают свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости?

Нередко родители любовно называют своего сына или дочку не иначе как Сашка, Галька.

Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви. Но этим притупляет свойственное дошкольникам обострённое чувство языка. Да и пример для подражания ребёнок получает не лучше.

Но между тем каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятым в обществе, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми и друзьями, коллегами по работе. Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильным, ошибочных.

Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.

Культура речи – сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную речь,  ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь (употребление как допустимое или недопустимое).

Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка).

Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Эти правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах (какими формулами вежливости пользоваться, как вести себя в общественных местах, за столом и т.п.) и по которым складывается о нём первое впечатление, имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения.

В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и мы, воспитатели, формируем представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.

Задача по формированию культуры общения этикета проходят через многие разделы программы «Детство», по которой работает наш детский сад.

Начиная работать над этой темой, мы решили расширить свои знания. В этом нам помогла книга  «Всё об этикете» и статьи И. Курочкиной, Т. Ломакиной, Т. Белокуровой, З. Курцевой.

Мы понимали, что в воспитании культуры общения и этикета первостепенное значение имеет пример педагога. Ребёнок легко перенимает позитивный опыт общения. Например, мы приветствуем любого, кто входит в группу, доброжелательно к нему обращаемся, предлагаем присесть. Беседуя с родителями, мы даем образец культуры ведения диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого этикета, тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника. Речь взрослых, их манеры, внешний вид, положительные эмоциональные проявления должны стать образцом для детей.

Однако, одним личным примером, всех вопросов воспитания культуры общения и этикета не решишь. Дети в силу своих психологических особенностей с трудом понимают и принимают правила, которые диктуют им взрослые. Даже если ребёнок смог запомнить и словесно воспроизвести правило, это не является гарантией того, что он его осознал и выполнит в определенных ситуациях.

На практике мы поняли, что обучать дошкольников хорошим манерам «на ходу» нецелесообразно. Например, вовремя обеда учить пользоваться ножом, объяснение нового отвлекает ребёнка, часто вызывает отрицательные эмоции и негативно сказывается на усвоении пищи и даже на аппетите. Поэтому знакомство с правилами поведения за столом и упражнения в их выполнении, решили проводить на специально организованных ситуациях один раз в месяц. А для того чтобы, знакомство с правилами этикета вызывали у детей положительный, эмоциональный отклик и стали личностно-значимыми, использовали сказочных персонажей. Так, например, одним персонажам мы подсказывали, как себя вести; другие учили нас тем или иным правилам; а третьи учились вместе с нами. Так, однажды к детям прилетел Карлсон, которого они учили, как нужно вести себя за столом и быть вежливым.

Познакомив детей с теми или иными правилами, закрепляли их через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни.

Так в совместной деятельности проводили игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации «Встреча гостей» учились с детьми, как можно поблагодарить хозяина за проведённый вечер. В другой игре учились здороваться, прощаться, благодарить.

Дидактические игры помогали детям закрепить знания о посуде, что она бывает столовая, чайная. Учились накрывать на стол.

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры мы показывали, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в «Семью» вместе с детьми учились, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.

Для того, чтобы ребёнок лучше мог представить себя в роли мамы, парикмахера или шофёра, организовали в группе уголок ряженья. Где в достаточном количестве есть юбки, сарафаны, головные уборы, сумки.

С целью закрепления навыков и умений использовали иллюстрации, фотографии, мультфильмы, диафильмы, которые в доступной и образной форме напоминали детям о правилах этикета. Наиболее целесообразным временем для рассматривания картинок являются часы после дневного сна. Мы сделали  альбом с фотографиями, раскрывающими содержание навыков культуры этикета на примере нескольких ребят, изображённых в различных ситуациях. Дети легко называли и описывали действие, показанные на фотографиях, отвечали на вопросы. Альбом «Посуда» помогает детям в классификации предметов и в запоминании их названии. Альбом «Цветы для украшения стола» мы использовали в старшей группе, когда дети сами сервировали стол.

Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Читая сказку К. Чуковского «Мойдодыр» дети переживали за мальчика, на которого рассердился его любимый крокодил, потому что он был грязным и неумытым. Были прочитаны сказки А. Барто «Девочка-рёвушка», «Девочка-чумазая», К.Чуковского «Федорино горе» и другие.

После чтения сказок, рассказов, стихов обсуждали с детьми поступки героев. Задавали вопросы, позволяющие думать и делать выводы. Кто из героев поступил правильно, а кто нет.

Невозможно переоценить роль музыки в воспитании культуры общения. Она формирует такие качества, как коллективизм, любовь к своим близким, бережное отношение к природе. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Особенно нравятся малышам пьесы А. Гречанинова «Котёнок заболел» и «Котёнок выздоровел». Дети вспоминали своих четвероногих друзей. На их лицах были написаны жалость и сострадание к маленькому заболевшему котику. Стихотворение Е. Благининой «Котенок» углубляет переживания детей.

А самые любимые произведения детей – это песни о маме «Мамочка любимая», «Солнышко лучистое», «Маму утром разбужу» и другие. Потому что мама самый дорогой человек для детей.

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, мы использовали кукольный, настольный театр, театр на фланелеграфе. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывает позитивное влияния на детей. Театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Посмотрев кукольный спектакль «Непослушная Даша».  Мы беседовали с детьми о том, как нужно обращаться с близкими людьми.

Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры общения и этикета. Наблюдая за детьми, мы одновременно старались определить, насколько типичен для ребёнка тот или иной поступок (грубость в разговоре с товарищем, небрежность в еде и одевании, отказ в ответ на просьбу убрать на место игрушки и т. п.), стремились во время заметить всё то новое, чем овладел наш воспитанник.

Чтобы лучше узнать ребёнка, необходимы знания о его семье. Мы решили провести анкетирование родителей, где хотели выяснить знания родителей об этикете. В анкете задавали такие вопросы; как, что такое  этикет и для чего он нужен; с какого возраста нужно знакомить с правилами этикета; знакомите ли вы своего ребёнка; кто должен обучать ребёнка правилам этикета. Из анкет мы узнали, что родители хотели бы пополнить свои знания об этикете. С этой целью провели консультации на тему «История этикета», «Культура общения».

На первом собрании познакомили родителей с навыками этикета, которыми могут овладеть дети младшей группы. В родительский уголок сделали папки-передвижки на тему «Как лучше организовать детски праздник», «Вашего малыша пригласили в гости», «Ребёнок на празднике взрослых».

В детский сад родители приобрели необходимые материалы для обучения детей правилам этикета. Были куплены салфетки на стол, салфетницы, бумажные салфетки, фартуки.

В результаты целенаправленной работы можно сказать о некоторых достижениях. Когда мы начинали работу по формированию культуры общения и этикету, 50% детей из группы не здоровались, не прощались, не благодарили за помощь. Сейчас дети умеют здороваться, прощаться, говорить “Спасибо»  выходя из-за стола, хотя некоторым приходится напоминать об этом.

В результате нашей работы дети с удовольствием предлагают свою помощь (развязать шарф, застегнуть сандалии), излагая просьбу, говорят “пожалуйста».

Больше внимания нужно уделить конфликтам детей и умению договариваться.

Дети научились правильно держать ложку, вилку, пользоваться салфеткой, ножом.

Дети с удовольствием помогают помощнику воспитателя накрывать на стол, ставят чашки, раскладывают ложки.

Больше внимания дети уделяют своему внешнему виду: заправляют рубашки в шорты, спрашивают, правильно ли они надели обувь, девочки просят расчесать волосы.

Работу по формированию культуры общения и этикету, мы будем продолжать. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность

Ребенок усваивает родную речь так называемым “материнским способом”, подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого эт...

Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей

Роль педагога  в формировании культуры речи, культуры общения и этикета у дошкольников. Условия  эффективного формирования навыков культуры поведения детей:...

«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговре...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И ЭТИКЕТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"...

Методическая разработка "Формирование правовой культуры дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей"

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьник...

" Опыт работы по формированию экологической культуры у младших дошкольников через проектную деятельность"

Краткое описание опыта работы по формированию экологической культуры у младших дошкольников  через проектную деятельность"...