Консультация для воспитателей "Формирование логического мышления детей в процессе ознакомления с природой".
консультация по физкультуре (средняя группа)

Золотых Ольга Анатольевна

Дети дошкольного возраста стремятся к познавательной деятельности. В детском саду созданы все условия для формирования положительных качеств личности. Логическое мышление  формируется в процессе познавательной деятельности  ребенка. К.Д. Ушинский писал " Логика природы есть самая доступная  для детей логика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednyaya_gr.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование логического мышления детей в процессе ознакомления с природой.

Характерной особенностью ребенка является его стремление к познавательной деятельности. Эта деятельность может протекать стихийно или под воздействием взрослого.

В дошкольном учреждении имеются все условия для направленного воздействия на формирование положительных качеств личности будущего гражданина, на совершенствование  полезных способностей . Одной из таких способностей является логическое мышление, которое формируется в процессе познавательной деятельности ребенка и характеризует его интеллектуальное развитие.

К.Д. Ушинский писал: «Логика природы есть самая доступная для детей логика». На занятиях по  ознакомлению с природой воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию логического мышления дошкольников. Дети дошкольного возраста владеют приемами сравнения. При помощи сравнения можно выделить сходства и отличия в предметах и явлениях, их существенные , главные признаки, выявить некоторые главные черты в исследуемых объектах. Например, дети пятого года жизни должны уметь сравнивать морковь с тем предметом , форма , цвет и поверхность которого им известна. Только в этом случае они смогут правильно установить основные признаки исследуемого объекта. Предмет для сравнения выбирает воспитатель. Сравнение может быть проведено непосредственно при наличии знакомого предмета или по воспоминаниям, но в последнем случае педагог должен быть уверен , что дети хорошо представляют себе нужный предмет.

Развитию мышления детей способствует приём противопоставления , при помощи которого сопоставляют  взаимоисключающие признаки предметов и явлений, выявляется истинная сущность. Например, в  средней группе при ознакомлении с предметами некоторых овощей – моркови, свеклы – большинство детей называют морковь красной. Воспитатель должен сразу исправить ошибку и дать правильное название окраски овоща. При этом  педагог показывает детям хорошо знакомый им предмет, определение цвета которого не вызовет затруднений, например, красную ленту, и говорит: « Лента красного цвета. Морковь такого же цвета, как и лента?». Дети видят, что морковь отличается по цвету от ленты, её нельзя назвать красной.

« Так какого же цвета морковь?» - продолжает воспитатель. На этом этапе начинаются поиски нужного определения цвета изучаемого предмета Дети вспоминают известные им цвета, определяют их, мысленно сопоставляют их.

Развитию мышления способствует и применение приема  аналогии. Описав коллективно какой – либо предмет или явление , педагог предлагает детям уже самостоятельно описать другой предмет в таком же порядке. Та ранней весной в группах ставятся  в воду ветки деревьев. Предварительно необходимо рассмотреть ветки, чтобы дети хорошо запомнили отличительные признаки, и на одном из занятий разобрать коллективно признаки какой – либо ветки. Прим аналогии широко применяется в дидактических играх.

Активную мыслительную деятельность детей вызывает  установление  связей между  явлениями и предметами природы. Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущения и восприятия предметов и явлений.

Формированию логического мышления способствуют упражнения  по классификации систематизации известных им факторов, т.е объединение предметов и явлений по сходным признакам в группы, расположение их в группах в определенном порядке. Все это требует от ребенка большой аналитико – синтетичесой работы. Он должен сначала провести анализ признаков , затем найти общие признаки , на основании которых предметы должны быть объединены  в определенном порядке.

Как показали наши наблюдения , осмысливание  с помощью этих  приемов доступного детям материала вызывает у них  большой интерес  к знаниям о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....

Консультация. Воспитание детей в процессе ознакомления с природой

Великий русский педагог К.Д. Ушинский утверждал: "Что воздействие природы на душу ребенка может соперничать с влиянием педагогики". Все знают насколько общение с природой благотворно влияет на взросл...

Консультация для родителей «Развитие любознательности и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с природой»

Любопытство, любознательность – извечные и неискоренимые свойства человека. Мысль начинается тогда, когда у ребенка возникает потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность – одна из задач ум...

«Развитие логического мышления детей в процессе игровой деятельности».

мПояснительная запискаСловесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логичес...

Консультация для педагогов Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой родного края

В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе с его повышенным вниманием к человеку нравст...

Консультация для родителей «Логическое мышление детей дошкольного возраста – что это и зачем оно?»

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического м...